1
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройству установки запасного колеса на автомобилях с кузовом-фургоном или любым другим кузовом, имеюш,им большой дверной проем на задней стенке.
Известны устройства для -крепления запасного колеса автомобиля, расположенные за задней стенкой кузова и содержащие неподвижный кронштейн, жестко закрепленный на основании кузова транснортного средства, поворотный .кронштейн, переходное звено, шарнирно соедииенное через оси соответственно с неподвижным и поворотным кронП1тей11ами, и элементы фиксации поворотного кронштейна иа основании кузова.
Иедостатко.м пзвестиых устройств является то, что при замеие запасиого колеса требуется приложение больших усилий вручиую для его опускания и подъема.
Цель изобретения - снижение усилий, необходнмых для опускания и подъема запасного колеса.
Для этого ось шарннра, соеднняющая переходное звено с неподвижным крОЕШ1тейном, установ-лена под углом к вертикали, а натфавлсние геометрической оси вращения переходного звена относительно неподвижного кронштейна определено биссектрисой угла, образуемого двумя равными по длине сторонами, одна из которых соединяет точку, лежащую на геометрической оси вращения, с центром запасного колеса, находящегося в транспортном положении, а другая - ту же точку с горизонтальной линией, расположенной на высоте от грунта, равной радиусу запаспого колеса. Кроме того, на поворотном кронштейне закреплен удлинитель, увеличивающий плечо приложения усилия при опускании и иодъеме заиасного колеса.
Иа фиг. 1 изображеио предлагаемое устройство в транспортном положеиии (штрихпунктириыми линнями ноказано устройство при опущенном вниз запасном колесе) и разрезы по А-А и Б-Б; па фиг. 2 - стопор для фиксации поворотиого кроиштейиа; на фиг. 3 -разрез по В-В на фиг. I; па фиг. 4 - схема определення угла наклона оси вран1,ення переходного звена. Устройство содержит неподвижный крон1итеин 1, жестко закрепленный на осЕЮваннн 2 кузова транспорт юго средства, переходное звено 3, шарнирно соединенное через оси 4 и 5, соответственно с неподвижным 1 и иоворотиым 6 кронштейнами.
Для фиксации кронштейна 6 в транспортном положении предназначен стопор, выполненный в виде клинового упора 7, входяиито в скобу 8, установленную на основании 2, и откидного болта 9, niapHiipHo закрепленного
па кронштейне 10.
Болт снабжен гайкой 11 и перекидной шарпирной рукояткой 12.
На кронштейне 1 и звене 3 закренлены соответственно фнксаторы 13 и 14, блокируюш,ие звено 3 с кронштейном 1 н кронштейн 6 со звеном 3. Для крепления запасного колеса на кронштейне 6 устройство снабжено тягамн 15, болтом 16, днском 17, с привареннымн к нему шннльками 18 и трубой 19.
Ось 4, соединяюш.ая переходное звено с кронштейном 1 установлена под углом к вертикалн, а направление геометрической оси враш,ения 20 звена 3 относительно кронштейна 1 определено биссектрисой угла р, образуемого двумя равными по длине сторонами: О-А, соединяюш,ую точку, лежаш,ую на геометрической оси 20 враш,ення с центром запасного колеса, находяш,егося в транспортном положении, н О-В, соединяюш,ую ту же точку на геометрической оси 20 вращения с горизонтальной линией, расноложенной на высоте от грунта /к, равной радиусу запасного колеса.
Чем меньше высота расноложення запасного колеса в транснортном положеппн, мен1,ше высота расположения оси 4 н больше расстояние от оси 4 до центра занаспого колеса п транснортном ноложенни, тем меньше угол наклона а и меньше усилня, необходимые для подъема н опускания запасного колеса.
Для дополнительного снижения усилий, необходимых для онускания н нодъема запасного колеса на кронштейне 6 закренлен удлинитель 21, который вывинчивается из гайки 22 н выдвнгается до упора в кронштейн 23, увеличивая плечо приложения усилия.
При необходимости замены колеса кропн тейн 6 фиксатором 14 блокируется с переходным звеном 3, составляя с нимединое плечо, враш,аюш,ееся вокруг оси 4, благодаря чему колесо будет опускаться вниз до соприкосновения с грунтом.
При открывании двери переходное звено 3 фиксатором 13 блокируется с кронштейном 1, а кронштейн 6 вращается в горизонтальной нлоскостн вокруг оси 5.
Предмет изобретения
1.Устройство для крепления запаспого колеса, содержащее неподвижный кронштейн, жестко закрепленный на основании кузова
транспортного средства, поворотный кронштейн, переходное звено, шарнирно соединеиное через оси соответственно с неподвижным и новоротным кронштейнамн, и элементы фиксации поворотного кронштейна на основании
кузова, отличающееся тем, что, с целью сниження усилнй, необходимых для опускання н подъема запасного колеса, ось шарнира, соединяющая переходное звено с неподвижным кронштейном, установлена нод углом к
вертикали, а направление геометрической оси вращения переходного звена относительно неподвпжного кронштейна определепо бнссектрнсой угла, образуемого двумя равными но длине сторонами, одна из которых соединяет
точку, лежащую на геометрической оси вращения, с центром занасного колеса, паходяHterocH в транснортном положении, а другая- ТУ же точку с горизонтальной лннней, расположенной на высоте от грунта, равной шдиусу занасного колеса.
2.Устройство по п. 1, о т л и ч а ю н;е е с я тем, что на поворотном кронштейне закреплен уд;1ипитель.
4S ,
22
побернуто
St;glt 7
2/
2J //J
о
v%
кХХХХд VVx XXXXX
.
11
12
фиг.
20
В-В повернуто
17 18 16
Риг.5
-СР
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация