1
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для установки запасного колеса на автомобилях с кузовомфургоном или любым другим кузовом, имеющим большой дверной проем на задней стенке.
Известны устройства для крепления запасного колеса автомобиля, расположенные за задней стенкой кузова и содержащие неподвижный кронщтейн, жестко закрепленный на основании кузова транспортного средства, поворотный кронщтейн для запасного колеса, переходное звено, щарнирно соединенное через оси соответственно с неподвижным и поворотным кронщтейнами, и элементы фиксации поворотного кронщтейна на основании кузова.
Однако в известных устройствах при замене запаспого колеса вручную требуется приложение больщих усилий для его опускания и подъема.
Целью изобретения является осуществление возможности вращения поворотного кронщтейна совместно с переходным звеном в горизонтальной, вертикальной и наклонных плоскостях и снижения усилий, затрачиваемых на подъем и опускание запасного колеса.
Это достигается тем, что устройство снабжено муфтой с торсионом, жестко закрепленным другим концом на основании кузова, а
муфта установлена между переходным звепом и кронщтейном основания кузова и соединена с ним щарнирно.
С целью обеспечения поворота муфты на угол, соответствующий переходу запасного колеса из горизонтального положения до соприкосновения с грунтом, на кронштейне основания закреплен болт, фиксирующий муфту OTHOCHTevibHO кронштейна основания, и
упор, взаимодействующий с прорезью, выполненной в муфте.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в транспортном положении и разрез по А - А, щтрихпунктирными линиями показано
устройство при опущенном вниз запасном колесе; на фиг. 2 - вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по В - В на фиг. 2; на фиг. 4 - стопор для фиксации поворотного кронщтейна; на фиг. 5 - разрез по Г - Г на
фиг. 1.
Устройство для крепления запасного колеса содержит муфту 1, щарнирно соедппеппую с неподвижным кронштейном 2. жестко закрепленным на основании кузова 3 транспортного
средства, торсион 4. жестко соединенный одним концом с муфтой 1, а другим концом входящий в отверстие кронштейна 5 основания кузова, переходное звено 6, шарнирно соединенное через оси 7 и 8 соответственно с муфтой 1 и поворотным кронштейном 9.
С целью обеспечения поворота муфты 1 на угол, соответствующий переходу запасного колеса из горизонтального положения до соприкосновения с грунтом, на ненодвижном кронштейне 2 закреплен болт 10, фиксирующий муфту относительно неподвижного кронштейна, и упор И, взаимодействующий с прорезью, выполненной в муфте 1.
При замене запасного колеса поворотный кронщтейн 9 блокируется фиксатором 12 с переходным звеном Ь, в результате чего образуется единое плечо. Освобождается болт 10, фиксирующий муфту 1 относительно неподвижного кронштейна 2. С помощью гайки 13 с перекидной шарнирной рукояткой 14 освобождается откидной болт 15, закрепленный шарнирно на кронштейне 16 основания кузова 3, и из скобы 17 выходит клиновой упор 18. Поворотный кронштейн 9 с переходным звеном 6 поворачивается на 90° вокруг оси 7. При дальнейше.м вращении поворотного кронштейна 9 с переходным звеном 6 их вращение будет проходить в наклонных плоскостях, причем муфта 1, вращаясь отпосительно неподвижного кронштейна 2, будет производить закрутку торсиона 4, а запасное колесо будет опускаться вниз до соприкосновения с грунтом. При соприкосповении с грунтом муфта повернется на соответствующий угол и зафиксируется в этом положении относительно неподвижного кронштейна болтом 10. Затем освобождается гаечное крепление тяг 19 и болта 20, болт 20 вынимается, освобождается гаечное крепление шпилек 21, приваренных к диску 22, диск с приваренной к нему трубой 23 снимается и производится замена запасного колеса.
Установка запасного колеса в транспортное положение производится в обратной последовательности.
Для создания оптимальных условий для подъема запасного колеса суммарный угол закрутки торсиона разделяется как бы на три части: угол предварительной закрутки торсиона, заложенный в самой конструкции при ее изготовлении; угол закрутки торсиона, создаваемый весом запасного колеса с элементами его крепления при его опускании; дополнительный угол закрутки торсиона, создаваемый за счет приложения внешних сил.
При необходимости открывания двери муф та 1 блокируется болтом 10 с неподвижные кронштейном 2, переходное звено 6 блокируется фиксатором 24 с муфтой 1, а поворотный кронштейн 9 вращается в горизонтальной плоскости вокруг оси 8.
При необходимости приближения автомобиля на минимально возможное расстояние к объекту погрузки-разгрузки запасное колесо
откидывается вдоль боковой стенки кузова. Для этого муфта 1 блокируется болтом 10 с неподвижным кронштейном 2 и поворотный кронштейн 9 с переходным звеном 6 поворачивается в горизонтальной плоскости вокруг
оси 7 на 180° относительно своего транспортного положения. Переходное звено 6 блокируется фиксатором 24 с муфтой 1. Освобождается фиксатор 12, а поворотный кронштейн 9 с закрепленным па пем запасным колесом
отводится к боковой стенке кузова.
Предмет изобретения
1.Устройство для крепления запасного колеса, содержащее неподвижный кронштейн,
жестко закрепленный на основании кузова транспортного средства, поворотный кронштейн для запасного колеса, шарнирно соединенный с переходным звеном, и элементы
фиксации поворотпого кропштейна на основании кузова, отличающееся тем, что, с целью осуществления возможности вращения поворотного кронштейна совместно с переходным звеном в горизонтальной, вертикальной
и наклонной плоскостях и спижения усилий, затрачиваемых на подъем и опускание запаспого колеса, оно снабжено муфтой с торсионом, жестко закрепленным другим концом на основании кузова, а муфта установлена между переходным звеном и кронштейном основания кузова и соединена с ними шарнирно.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения поворота муфты на угол, соответствующий переходу запаспого колеса из горизонтального положения до соприкосновения с грунтом, на кронштейне основания закреплен болт, фиксирующий муфту относительно кронштейна основания, и упор, взаимодействующий с прорезью, выполпенной в муфте.
,//
. j
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА | 1973 |
|
SU404681A1 |
Устройство для подъема и крепления запасного колеса транспортного средства | 1978 |
|
SU763173A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСААВТОМОБИЛЯ | 1970 |
|
SU265740A1 |
Устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства | 1985 |
|
SU1299888A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА, КРЕПЛЕНИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА НА БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЯХ | 1993 |
|
RU2048352C1 |
Устройство для крепления запасного колеса транспортного средства | 1982 |
|
SU1079525A1 |
Устройство для крепления запасного колеса прицепного транспортного средства | 1985 |
|
SU1261828A1 |
Устройство для крпления запасного колеса транспортного средства | 1975 |
|
SU556076A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ОПУСКАНИЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО КОЛЕСА ТРАКТОРА | 1965 |
|
SU215730A1 |
Устройство для крепления запасного колеса | 1986 |
|
SU1471449A1 |
Н
W
Фиг. 2
В-В
11
Vui.
подернуто
22 20
фиг.б
Даты
1974-03-30—Публикация
1970-03-23—Подача