Известны устройства «складывания буксирного дышла транспортного средства, расположенные между стрелой дышла и его водилом, шарнирно соединенными с помош,ью вертикальной оси вращения, содержаш,ие сектор с клиновым пазом, соединенный жестко со стрелой дышла стопорный клин, подвижно соединенный с водилом дышла и постоянно взаимодействующий с сектором под действием натяжных пружин.
Цель изобретения - обеспечение «складывания буксирного дышла в его крайнем повернутом положении.
Для этого устройство снабжено захватом, укрепленным на раме транспортного средства, и предохранительной пластиной с фигурным выступом, установленной на вертикальной оси при помощи эллипсовидного отверстия, выполненной с боковыми опорными пальцами, опирающимися на неподвижно закрепленный на вертикальной оси двуплечий упор, и взаимодействующей при крайнем повернутом положении буксирного дышла с упором, закрепленным на раме. Стопорный клин соединен с водилом дышла шарниром с горизонтальной осью вращения и с предохранительной пластиной - стяжными пружинами и выполнен с верхним выступом, расположенным в плоскости предохранительной пластины, и с нижним выступом, взаимодействующими соответственно с фигурным выступом предохранительной пластины и с захватом, закрепленным на раме транспортного средства.
На фиг. изображено буксирное дышло с
устройством «складывания при соосном расположении его звеньев в вертикальной плоскости; на фиг. 2 - устройство «складывания при «сложенном буксирном дышле; на фиг. 3 - установка двуплечего упора на вертикальной оси шарнирного соединения стрелы и водила дышла; на фиг. 4 - буксирное дышло с устройством «складывания при соосном расположении его звеньев в горизонтальной плоскости; на фиг. 5 - то же, в «сложенном
на угол р состоянии; на фиг. 6 - взаимоположение нижнего выступа клина и захвата при зафиксированном водиле дышла в его крайнем повернутом положении. Буксирное дышло с устройством «складывания представляет собой сочлененное буксирное дышло, звенья которого - стрела 1 и водило 2 дышла, помимо обычного шарнирного соединения с горизонтальной осью 3 вращения, дополнительно соединены через клиновый
механизм и шарнир с вертикальной осью 4 вращения.
Клиновый механизм шарнира включает в себя предохранительную пластину 5 с двумя пальцами 6, двуплечий упор 7, клин 8 с верхним 9 и нижним 10 выступами, имеющий горизоптальную ось вращения 11, вилку-сектор 12 и две стяжйые пружины 13.
Предохранительная пластина 5 имеет эллипсовидное отверстие 14 под установку на вертикальную ось 4 и вырез 15, охватывающий клин 8 и имеющий фигурный выступ 16 (см. фиг. 2). Непосредственно под предохранительиой пластиной 5 на оси 4 установлен неподвижно двуплечий упор 7. Установка его на оси 4 показана на фиг. 3, а его расположение относительно пальцев 6 и предохранительной пластины 5 - на фиг. 2.
На раме прицепного транспортного средства жестко закреплен упор 17, ограничивающий вращение водила 2 дышла, и кронштейн с упором 18 и захватом 19.
При соосном расположении стрелы 1 и водила 2 дышла (в проекции на горизонтальную плоскость - «жесткое буксирное дышло) клин 8 находится в клиновом пазе вилки-сектора 12 и прижат в нем двумя стяжными пружинами 13, а фигурный выступ 16 предохранительной пластины 5, находясь против верхнего выступа 9 клина 8, предохраняет клин 8 от выхода его из клинового паза {см. фиг. 4).
Точки крепления стяжных пружин 13 на клине 8 и предохранительной пластине 5 выбраны таким образом, чтобы линия действия сил каждой проходила между двумя опорами предохранительной пластины - пальцами 6. Такое расположение пружин даже при поломке одной из них позволяет сохранить нейтральное пололсение предохранительной пластины 5, т. е. положение, при котором фигурный выступ 16 находится против верхнего выступа 9 клина 8 и выполняет функцию предохранителя.
Величина силы натяжения каждой пружины 13 выбрана с таким расчетом, чтобы совместно с выбранным углом трения клина 8 обеспечить равновесие клинового механизма в диапазоне вращения буксирного дыщла от положения, соответствующего прямолинейному движению управляемых колес, до положения, соответствующего максимально повернутым управляемым колесам. «Складывание буксирного дышла происходит в его крайнем положении - повернутым на угол а в ту или другую сторону (см. фиг. 5,2). В этот момент водило 2 дыщла дощло до упора 17, а предохранительная пластина 5 благодаря упору 18 поворачивается на угол у относительно клина 8, при котором фигурный выступ 16 выреза 15 предохранительной пластины 5 смещается в сторону от верхнего выступа 9 клина 8 и освобождает клин 8.
Вращение предохранительной пластины 5 происходит вокруг пальца 6, опирающегося на неподвижный упор 7. Возможность такого вращения обеспечивается эллипсовидным отверстием 14 предохранительной пластины 5.
При дальнейшем повороте буксирного дыщла вилка-сектор 12 клинового механизма выжимает клин 8 из клинового паза, преодолевая усилие двух стяжных пружин 13, и фиксирует его в открытом положении своей дуговой поверхностью.
В таком положении стрела I дышла имеет возможность повернуться («сложиться) относительно водила 2 на некоторый угол р (см. фиг. 5).
Одновременно при выходе клина 8 из клипового паза вилки-сектора 12 нижний выступ 10 клина заходит в захват 19, закрепленный на раме прицепного транспортного средства (фиг. 6,1) и застопорит в повернутом положении водило 2 дышла.
При выходе поезда из поворота стрела 1 дышла возвращается в исходное положение; вилка-сектор 12 под действием стяжных пружин 13 заклинивается с одновременным расстопорением водила 2, а предохранительная пластина 5 возвращается в нейтральное положение и стопорит клин в закрытом положении. Буксирное дышло становится «жестким в проекции на горизонтальную плоскость, и его вращение в диапазоне углов ±а приобретает общеизвестный характер.
По сравнению с известными устройствами применение предлагаемого устройства «складывания буксирного дышла на прицепном транспортном средстве гарантирует надежную фиксацию «спрямленных звеньев буксирного дышла (соосность звеньев дышла в проекции на горизонтальную плоскость) в диапазоне поворота управляемых колес, одновременно обеспечивает «складывание дышла в его крайнем повернутом положении при зафиксированном водиле дышла.
Это обеспечивает согласованность движения тягача и прицепного транспортного средства на поворотах, а возможность «складывания дышла в его крайнем повернутом положении исключает боковой юз управляемых колес, способствующий появлению больших нагрузок деталей поворотного устройства и значительного изпоса шин, тем самым повышает срок службы шин и прицепного транспортного средства в целом.
Предмет изобретения
Устройство «складывания буксирного дышла транспортного средства, расположенное между стрелой дышла и его водилом, шарнирно соединенными с помощью вертикальной оси вращения, содержащее сектор с клиновым пазом, соединенный жестко со стрелой дышла стопорный клин, подвижно соединенный с водилом дышла и постоянно взаимодействующий с сектором под действием натяжных пружин, отличающееся тем, что, с целью обеспечения «складывания буксирного дышла в его крайнем повернутом положении, оно снабжено захватом, укрепленным на раме прицепного транспортного средства, и предохранительной пластиной с фигурным выступом, установленной на вертикальной оси при помощи эллипсовидного отверстия, выполненной с боковыми опорными пальцами, опирающимися на неподвижно закрепленный на вертикальной оси двуплечий упор, и взаимодействующей при крайнем повернутом положении буксирного дышла с упором, закрепленным на раме, а стопорный клип соединеп с водилом дышла шарниром с горизонтальной осью вращения и с предохранительной пласти::ои - стяжнымп пружинами и выполнен с 1::ерхиим выступом, расположенным в плоскости предохранительной пластины, и с нижним выступом, взаимодействующими соответственно с фигурным выступом предохранительной пластины и с захватом, закрепленным на раме прицепного транспортного средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НКЧЕСКАЯ БКБЛИЭТЕКА | 1965 |
|
SU171276A1 |
ПРИЦЕПНОЙ ПЛАНИРОВЩИК | 1973 |
|
SU395549A1 |
Прицепное транспортное средство | 1982 |
|
SU1041356A1 |
УСТРОЙСТВО для СОЕДИНЕНИЯ ТЯГАЧА С ПРИЦЕПОМ | 1973 |
|
SU382528A1 |
Автопоезд | 1975 |
|
SU556066A1 |
ПРИЦЕП ДЛЯ БУКСИРОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1992 |
|
RU2066643C1 |
Автопоезд для транспортировки длинномерных грузов | 1983 |
|
SU1092072A1 |
Прицеп | 1986 |
|
SU1397349A1 |
Уравновешивающее устройство дышла прицепа | 1982 |
|
SU1031799A1 |
Транспортное средство для буксировки автомобилей | 1982 |
|
SU1232523A2 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация