Моторные сани Советский патент 1936 года по МПК B62D55/00 B62D57/04 

Описание патента на изобретение SU45810A1

Изобретение относится к моторным саням, заключающим в себе два типа движителей, из коих один является гусеничным, а второй может быть любым: пропеллерным, колесным, винтовым и т. п. Недостатком таких саней является то, что при включении в работу вместо гусениц какого-нибудь другого движителя зацепы гусеничных лент служат тормозом. В предлагаемых санях упомянутый недостаток устраняется тем, что в них обеспечивается возможность скольжения опорных поверхностей гусеничных лент по поверхности пути подобно лыжам. Эта возможность достигается тем, что при включении другого движителя нижние ветви гусеничных лент, снабженные зацепами, автоматически заменяются гладкими ветвями без зацепов.

На чертеже фиг. 1 изображает продольный разрез саней; фиг. 2-вид тех же саней в плане; фиг. 3-поперечный разрез саней; фиг. 4-вид саней спереди; фиг. 5-боковой вид гусеничного движителя; фиг. б-вид трго же движителя в плане; фиг. 7-боковой вид муфты для передачи вращения гусеничным лентам от ведущих полуосей; фиг. 8-торцевой вид той же муфты; фиг. 9-муфту для автоматического выключения привода гусенич1;1ых движителей, когда последние перестают быть движителями.

Моторные сани снабжены гусеничным движителем 8 и пропеллером в качестве второго движителя. Гусеничные движители расположены внутри корь1тообразных боковых лыж /7, монтированных поворотно в продольной вертикальной плоскости на полуосях 4 и скабженых внутри отверстием, обеспечивающим возможность взаимодействия нижних ветвей гусеничных лент с поверхностью пути. Привод полуосей 4 осуществляется посредством червячной пары, муфты 5, вал 75, коробки скоростей 5 и дви ателя /, расположенного в задней части саней и тем самым обеспечивающего разгрузку передних лыж и увеличение. нагрузки на задние лыжи вместе с увеличением сцепления гусеничных лент с поверхностью пути. Передний конец вала 18 покоится в подшипнике б и несет на себе муфту 5, одна половина которой, представляющая одно целое с червяком 7Р, взаимодействующим с червячным колесом диференциала полуоси, насажена на вал 18 поворотно около него, а другая половина насажена на вал посредством шлицов подвижно вдоль своей оси и действием пружины 20 стремится сохранить сцепление с другой половиной муфты.

Привод к пропеллеру осуществлен посредством шкивов 2, Р и ремня. Для ускорения остановки пропеллера при выключении привода к нему предусмотрен тормоз 13 с тормозной колодкой, . взаимодействующей со шкивом //.насаженным на вал пропеллера. Лопасти пропеллера соединены с валом посредством муфты 10, обеспечивающей при .выключении привода к пропеллеру возможность разобщения лопастей и вала и расположение лопастей под валом в подвешенном состоянии. Такая конструкция обеспечивает пропеллер от поломок при движе51ИИ саней в - лесу.

Передок саней поддерживается лыжами 7, поворотно в продольной вертикальной плоскости насаженными на цапфы 16, в свою очередь вращающиеся около вертикальных, цапф 15 поперечины, поворотно подвешенной посредством пальца 14 к передку саней. Управление санями автомобильного типа и осуществляется поворотом передних лыж около цапф 75.

С каждой стороны саней применено по две гусеничных ленты, из коих одна перекинута через барабаны 21, 22, а другая-через барабан 23, 24, причем какчдая лента снабжена зацепами лишь на половине своей длины. Барабан 21 является ведущим и жестко насажен на вал, 25, монтированный в подшипниках на корпусе ль1жи /7 и получающий вращение от полуоси .Фарабан 22является ведомым и жестко насажен на вал 26, также монтированный в подшипниках на корпусе лыжи 17 и допускающий перестановку его вдоль лыжи с целью регулирования натяжения гусеничной ленты. Барабаны 23, 24 жестко насажены на втулки 27, 28, свободно вращающиеся на валах 25, 26, причем , втулка 27 получает привод от втулки 29, свободно насаженной на полуось 4. Сцепление втулки 29 с полуосью осуществляется посредством кулаков 5, 5/, допускающих угловое смещение относительно друг друга, а вместе с этим и относительное угловое смещение втулки 29 и полуоси 4, на 180. Привод барабанов 21, 23 подобран таким-образом,

что за полъоборота полуоси 4 и втулки 29 гусеничные ленты перемещаются на половину своей длины.

Описанная ,конструкция саней обеспечивает возможность автоматически устанавливать гусеничные ленты щ неподвижное относительно саней положение с расположением внизу, в качестве опорных, ветвей, не имеющих зацепов. Необходимость в этом возникает всякий раз, когда сани движутся по инерции, с горы, под действием другого движителя или когда они движутся под действием обоих имеющихся на них типов движителей, причем скорость их движения превосходит скорость движения гусеничных лент.

Во всех этих случаях происходит автоматическее выключение муфты 5, затем остановка полуосей 4 с соответствующими гусеничными лентами, и наконец остановка втулок 29 со вторыми гусеничными лентам1|, причем, благодаря воздействию пути на зацепы, ветви лент, несущие зацепы, располагаются над барабанами 21-24, обеспечивая скольжение нижних ветвей лент подобно лыжам.

Муфта 5 может быть выключена шофером произвольно посредством тяги 12 и вилки J2.

В качестве движителя, дополнительного к гусеничным, может быть применен вместо пропеллера всякий другой, например, ведущие колеса, барабаны с винтовыми гребнями и т. п.

Предмет изобретения.

1.Моторные сани с гусеничными движителями, отличающиеся тем, что при приводе их другим каким-нибудь движителем их гусеничные движители автоматически заменяют свои опорные поверхности, снабженные зацепами, гладкими опорными поверхностями, обеспечивая себе возможность скольжения по поверхности пути подобно обыкновенным опорным лыжам.

2.Форма выполнения саней по п. 1, отличающаяся тем, что каждый гусеничный движитель составлен из двух гусеничных лент, одна из коих приводится во вращение непосредственно от ведущего вала, а вторая через посредство ведущих и ведомых кулачков, имеющих свободу углового смещения относительно друг друга примерно на 180°, причем гусеничные ленть снабжены зацепами, расположенными лишь на половине их длины.

-ШИГ.2

фигз

ajs

ФИГ4

ФИГ 5

ГУ л л л л п

:ч, .Гх

- /7

фиг.в

/7 -й ..-.4 fi

J

. фип

.. ФИГ8

/

5/

ШИГ.9

Похожие патенты SU45810A1

название год авторы номер документа
МОТОРНЫЕ САНИ 1947
  • Сущевский Г.В.
SU69716A1
Моторная повозка 1944
  • Ханин А.Г.
  • Ханин Г.А.
  • Ханин М.Г.
SU67305A1
СНЕГОХОД-ТРАНСФОРМЕР 2010
  • Мамонтов Анатолий Владиславович
RU2442716C1
Способ падения гусеничных лент на опорные тележки 1934
  • Толстых Н.Е.
SU41360A1
ВРУБОВАЯ МАШИНА 1927
  • Изаксон Б.М.
  • Иванов С.В.
  • Ремизов М.П., Слонимский В.Я.
SU17167A1
Кулачковая муфта сцепления 1932
  • Селиванов А.П.
SU38176A1
Моторная повозка для зимнего пути 1935
  • Иванов А.Я.
SU49898A1
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ АМФИБИЯ 1991
  • Петроченко Вячеслав Ильич[Ua]
RU2019646C1
МОТОРНЫЕ САНИ 1934
  • Нивников Г.Е.
SU42816A1
Механические сани с движителем в виде гусеничных лент 1928
  • Лобанов Н.Р.
SU19470A1

Иллюстрации к изобретению SU 45 810 A1

Реферат патента 1936 года Моторные сани

Формула изобретения SU 45 810 A1

SU 45 810 A1

Авторы

Селиванов А.П.

Даты

1936-01-31Публикация

1934-09-03Подача