I
Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в диско-колодочных тормозах, преимущественно автомобильных.
Известен ряд конструкций дисковых тормо3OBi в которых Д.ЛЯ уменьшения усилия управления тормозом, сокращения его размеров и веса,предусматривается устройство, обеспечивающее самеусиление-автомагическое увеличение усилия прижатия поверхностей трения при торможении {. Известны также дисйо-колодочные тормоза с самоусилением. Эти тормоза содержат диск, тормозиые колодки, закрепленные на рычагахупорах, расположенных под острым углом к плоскости диска, и выполненные в виде корпуса с установленнойв ней фрикционной накладкой, и управляющнй Орган (2),
Коэффициент самоусиления в этих тормозах имеет постоянное значение.
Однако в ряде случаев желательно, чтобы коэффициент самоусиления тормоза возрастал при увеличении управляющего усилия. Это позволило бы, например, обеспечить более эффективное экстренное торможение автомобиля.
Цель нзсэбретения - увеличение коэффициента самоусиления тормоза при возрастании усилия на управляющем органе.
Для этого каждая тормозная колодка снабжена по крайней мере одним упругим элементом, расположенным между корпусом колодкн и фрикционной иакладкой, при этом пск ледняя установлена в корпусе с возможностью пе: 6 ремещения в направленни, перпендикулярном плоскости диска.
На фиг. 1 представлеи предлагаемый тормоз, общий вид; иа фиг. 2 - сечение А-А
фиГ: 1..
На валу 1 тормоза закреплен тормозиой
1в диск 2.
Диск распапожен между тормозными колодками 3, состоящими каждая из корпуса 4, термоизоляционной пластины 5, фрикционной накладки 6 и упругих элементов, в качестве 15 которых могут быть использованы пружины 7 или упругие прокладки 8, например, нз полиэфирно1хз армированного волокна Ко.1одкн снабжены регулировочнымн винтами 9, служащими для предварительного сжатия упругихэлемеитов. Затем обеспечеиа двухступенчатая
0 характеристикБ тормоза; при усн.яиях Р, меньших усилия предварительного сжатия упругих элементов 7, 8 она линейная, при больших - нелинейная..
Тормозные колопки закреплены на рычагах-упорах 10, расположенных под углом а
к плоскости вращения тормозного диска 2, другие концы рычагов-упоров закреплены на опорах II, смонтированных на реактивной скобе (не изображена).
Управляющий орган тормоза (не изображен) воздействует на колодки, создавая усилия Р и не препятствуя тангенциальному перемещению тормозной колодки.
Тормоз работает следующим образом. При включении тормоза на тормозные колодки 3 действуют силы Р, прижимая их к тормозному диску 2. Возникающая при этом сила трения между фрикционной накладкой 6 и поверхностью диска 2 на плече, равном некоторому радиусу диска, создает тормозной момент на чалу 1. Реактивный момент воспринимается через рычаги-упоры и далее реактивной скобой. Благодаря тому, что рычаги-упоры установлены под углом а к плоскостн вращения диска, реактивная сила, действующая вдоль рычагов, разла гается на две составляющие,- одн из которых направлена параллельно плоскости диска и удерживает колодку от движения вдоль плоскости вращения, а другая - перпендикулярно плоскости диска, т. е. является приращением к силе Р. Таким образом, возникает эффект самоусилення.
Коэффициент самоусиления остается постоянным до тех пор, пока постоянным будет угол о. При возрастании усилия Р оно может превысить усилие предварительного сжатия упругих элементов 7 (8), что приведет к их деформации и уменьшению общей толщины тормозной колодки, т. е. уменьшится расстояние от оси качания колодки до поверхности трения тормозного диска 2. Это вызовет, в свою очередь, увеличение угла а. т. е. увеличение коэффициента самоусиления тормоза, чем будет достигнуто резкое возрастание тормозного момента на валу 1 при сравнительно небольшом приросте усилия на управляющем органе (педали). Чтобы не допустить переход тормоза из режима Самоусиления в режим самоотпускания, а также ограничить по величине коэффициент самоусиления угол а ограничен упорами 12, 13.
Формула изобретения
Тормоз с самоусиленнем, содержащий диск, тормозные колодки, закрепленные на рычагахупорах, расположенных под острым углом к плоскости диска, и .выполненные в виде корпуса с установленной в нем фрикционной накладкой, и управляющий орган, отличающийся тем, что, с целью обеспечения увеличения его коэффициента самоусиления при возрастанки усилия на управляющем органе, каждая тормозная колодка снабжена по крайней мере одним упругим элементом, расположенным между корпусом колодки и фрикционной накладкой, при этом последняя установлена в корпусе с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости диска.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Александров А. П. Тормозные устройства в машинбстроении. М., «Машиностроение, 1965, с. 297-305.
2.Авторское свидетельство СССР № 441423, кл. F 16 D 55/48, 974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дисково-колодочный тормоз с самозатягиванием | 1977 |
|
SU652385A1 |
Дисковый тормоз с самоусилением | 1976 |
|
SU651154A1 |
Дисковый тормоз с самоусилением | 1980 |
|
SU928114A1 |
Электромагнитный дисково-колодочный тормоз | 1982 |
|
SU1089321A1 |
Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа | 1984 |
|
SU1263934A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1989 |
|
SU1774096A1 |
Барабанно-колодочный тормоз | 1988 |
|
SU1523776A2 |
Колодочный тормоз | 1978 |
|
SU842290A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1989 |
|
SU1696781A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1984 |
|
SU1333910A1 |
А- «
Г
fei. г
Авторы
Даты
1978-07-05—Публикация
1976-08-23—Подача