1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в локомотивах.
известны устройства для смазки шейки оси колесной пары, содержащие резервуар для хранения смазки, элемент для ее подачи с приводом от вращающихся роликов и механизм для прижатия последних к щейке оси 1, 2.
В указанных конструкциях смазка шейки оси колесной пары осуществляется за счет контакта элемента для подачи смазки с шейкой оси. Это обуславливает быстрый износ указанных элементов.
Целью изобретения является повышение надежности смазки путем стабилизации смазочного режима, а также уменьшение износа элемента для подач{ смазки и повышение его долговечности.
С этой целью в предлагаемом устройстве элемент для подачи смазки выполнен в виде бесконечного ремня, огибающего ролики и онущенного в резервуар, а между ремнем и шейкой оси установлено тело вращения для натяжения ремия.
Наружная поверхность бесконечного ремня, контактирующая с щейками оси колесной пары, может быть покрыта слоем пористого упруго деформируемого материала и выполнена с профилированными выступами.
Наружная поверхность тела вращения также может быть иокрыта слоем пористого упруго деформируемого материала. На концах ролика могут быть закреплены втулки из фрикционного материала, например из твердой маслостойкой резины, контактирующие с поверхностью шейки оси.
На фиг. 1 показано устройство для смазки шейки оси колесной пары, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Устройство для смазки шейки 1 оси колесной пары содержит резервуар 2 для хранения смазки, бесконечный ремень 3 для подачи смазки с приводом его от вращающихся роликов 4 на осях 5, вмонтированных в прижимной механизм 6 с пружиной 7 для прижатия роликов 4 к щейке 1 оси. На концах роликов 4 закреплены втулки 8 из фрикционного материала. В полости В между ремнем 3, нарул ная поверхность которого покрыта слоем 9 пористого
уиругого материала с ирофилированными выступами 10, и шейкой 1 оси установлено тело 11 вращения. Наружная поверхность последнего покрыта слем 12 пористого упруго деформируемого материала.
При неподвижной оси колесной пары подача смазки осуществляется за счет известного фитильного эффекта ремня 3 двумя потоками по его ветвям, а также постоянно имеющегося Лапаса смазки в порах слоя 9 и сохраняющегося запаса в полостях В.
При трогании локомотива ролики 4 и ремень 3 приходят в движение и обеспечивают подачу смазки, выжимаемую из наружного слоя 9 бесконечного ремня при обратном перегибе его около тела 11 вращения. В начальный момент трогания локомотива смазка, имеющаяся в полостях В, смазывает шейку оси колесной пары.
При установившемся вращении колесной пары локомотива шейка 1 оси имеет угловую скорость вращения соо, а ролики 4
соответственно (Ор й)о -г-, где do и dp -
dp
соответственно диаметры шейки 1 оси и наружный диаметр ролика. При этом сечении ремня получают линейную скорость
dp
несколько меньше сор - (с учетом скольжения поверхностей ремня относительно ролика:. Двигаясь, все сечения ремня 3 последовательно опускаются ниже уровня смазки. При движении в нижней части резервуара 2 поры в слое 9 ремня 3 оказываются дополнительно расятнутыми и расширенными по объему. В эти поры входит смазка за счет эффекта всасывания, обусловленного увеличением внутреннего объема пор в слое 9 при его растяжении от изгиба ремня. Поднимаясь, все сечения ремня 9 захватывают дополнительно на свою наружную поверхность смазку из резервуара 2. Такой захват обусловлен силами поверхностного натяжения смазки, вязкостью последней и шероховатостью ремня. При дальнейшем движении сечения ремня изгибаются на верхнем ролике 4, при этом смазка от ремня не отделяется, так как слой 9 из пористого упругого материала изгибается. При подходе ремня и изгибе вокруг тела 11 вращения все сечения ремня получают обратный перегиб. Смазка, содержащаяся в порах слоя 9, выжимается из них и заполняет полости В, одновременно смазывая шейку 1 оси колесной пары. Тело И вращения обеспечивает обратный перегиб сечений ремня 3 и при своем вращении дополнительно разбрызгивает смазку на поверхность щейки 1. Покрытие наружной поверхности тела 11 вращения слоем пористого упруго деформируемого материала 12 оказывает положительный эффект на выделение из пор этого слоя дополнительного количества смазки непосредственно на шейку 1 оси. Объем смазки, накопленный в порах слоя 12 тела вращения, играет роль дополнительной емкости, используемой непосредственно в период трогания локомотива.
При движении локомотива с малой скоростью ремень 3 обеспечивает подачу увеличенного количества смазки в полости В и на поверхность шейки оси колесной пары. Это обусловлено тем, что в период движения в поры слоя 9 успевает войти количество смазки, соответствующее объему пор. Некоторое, количество смазки при таком движении захватывается за счет сил
поверхностного сцепления смазки с наружной поверхностью этого ремня.
При движении локомотива с большой скоростью сечения ремня 3 захватывают смазку в несколько меньшем количестве, а
часть этой смазки разбрызгивается под действием центробежных сил при перегибе ремня 3 на верхнем ролике 4. Наличие выступов 10 на наружной поверхности ремня 3, выполненных из пористого упруго деформируемого материала, создает условия для дополнительного подвода смазки к шейке 1 оси. Такие выступы могут выходить за поверхность окружности радиуса 0,, непосредственно касаться поверхности шейки оси колесной пары и при их сжатии выделять из своих пор дополнительное количество смазки.
Наличие постоянной циркуляции смазки и стабилизация смазочного режима шейки
оси колесной пары, создаваемые ремнем 3, с подачей повышенного количества этой смазки к шейке 1 оси колесной пары гарантируют надежную работу колесной пары. Защита ремня 3 от непосредственного касания к шейке 1 оси обеспечивается введением контактирующих с поверхностью щейки оси втулок 8 из фрикционного материала, например из твердой маслостойкой резины, и транспортирование этим ремнем
небольшого количества смазки обеспечивает длительную работу устройства для смазки шейки оси колесной пары.
Формула изобретения
1.Устройство для смазки шейки оси колесной пары, содержащее резервуар для хранения смазки, элемент для подачи смазки с приводом от вращающихся роликов и
механизм для прижатия последних к шейке, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности смазки путем стабилизации смазочного режима, элемент для подачи смазки выполнен в виде бесконечного ремня, огибающего ролики и опущенного в резервуар, а между ремнем и шейкой оси установлено тело вращения для натяжения ремня.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что наружная поверхность бесконечного ремня, контактирующая с щейками оси колесной пары, покрыта слоем пористого упруго деформируемого материала.
3.Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что наружная поверхность бесконечного ремня выполнена с профилированными выступами.
4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что наружная поверхность тела вращения покрыта слоем пористого упруго деформируемого материала.
5.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на концах ролика закреплены втулки из фрикционного материала, например из твердой маслостойкой резины, кон тактирующие с поверхностью щейки оси.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент ФРГ N° 936271, кл. 20Ь 10/60, 1956.
2.Авторское свидетельство CCCI № 26325, кл. В 61F 17/22, 1931.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для смазки шейки осиКОлЕСНОй пАРы B MOTOPHO-OCEBOM пОд-шипНиКЕ ТягОВОгО элЕКТРОдВигАТЕлялОКОМОТиВА | 1979 |
|
SU852690A1 |
Устройство для смазки шейки оси колесной пары | 1983 |
|
SU1199683A1 |
Устройство для смазки моторноосевых подшипников тяговых электродвигателей локомотива | 1980 |
|
SU1017562A1 |
Устройство для смазки шейки оси колесной пары | 1980 |
|
SU965851A1 |
Устройство для смазки моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей локомотива | 1984 |
|
SU1206154A1 |
Устройство для смазки шейки оси колесной пары локомотива | 1981 |
|
SU1020286A1 |
Устройство для смазки моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей локомотива | 1984 |
|
SU1306783A2 |
Устройство для смазки шейки оси колесной пары | 1981 |
|
SU1036602A2 |
Устройство для смазки моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей локомотива | 1986 |
|
SU1402470A2 |
Устройство для смазки моторно-осевого подшипника тягового электродвигателя локомотива | 1980 |
|
SU906761A1 |
SB
3 9ФигЗ
Авторы
Даты
1979-06-30—Публикация
1977-09-28—Подача