Способ прокатки зубчатых колес и стан для его осуществления Советский патент 1980 года по МПК B21H5/02 

Описание патента на изобретение SU732062A1

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть испо Льзовано для прокатки цилиндрических зубчатых колес. Известен способ прокатки цилиндри ческих зубчатых колес путём синхронного вращения формообразующих валков и заготовки, осуществляемый на стане в котором кинематические цепи вращения валков и шпинделя, несущего заготовку, кинематически связаны межт ду собой 1. Известный способ не обеспечивает достаточную точность изделий. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ прокат ки .зубчатых колес путем принудительного синхронного вращения формообразующих валков и заготовки, находящихся в зацеплении. Этот способ осуществляется на стане, содержащем привод, шпиндель и формообразующие валки, имеющие кинематические цепи вращения, связанные между собой и с кинематической цепью вращения шпинделя 2 . Недостатком известного способа является то, что в течение прокатки иа заготовке замыкаются одновременно три кинематические цепи стана, цепь привода левого зубчатоно валка, uenij привода правого зубчатого валка и цепь привода заготовки. При замыкании на одном звене трех кинематических цепей даже на холостом ходу возникают усилия вследствие кинематических погрешностей передач, приводящие к значительным нагружениям /составляющих элементов кинематических цепей. При прокатке к этим усилиям добавляются усилия пластической деформаций, усилия, возникающие в результате погрешностей начального деления заготовки и переполнения калибра валков металлом. В результате этого в конце цикла прокатки все элементы кинематических цепей стана находятся в нагруженном состоянии, что отрицательно сказывается на точности прокатанных колес и долговечности зубопрокатных валков и узлов стана, причем степень нагружения не является стабильной от одного гтрокатанного колеса .к другому, она колеблется в широких пределах в зависимости ol размеров исходной заготовки, температуры и глубины прогрева деформируемого участка

Обода, точности начального деления и т.п.

Целью изобретения является повышение точности изделий.

Поставленная цель достигается . за счет того, что по предлагаемому способу принудительное вращение заготовки и формообразующих валков, кроме одного, прекращают по достижении в зацеплении валок-заготовка коэффициента перекрытия, равного единице. Стан для осуществления данного способа снабжен механизмом сцепления, размещенным в кинематической цепи вращения шпинделя, а также механизмом сцепления и угловой ориента ции валков, размещенным в кинематических цепях вращения валков, кроме одного валка.

Механизм сцепления и угловой ориентации валков может, быть выполнен в виде кулачковой муфты с двумя полумуфтами, одна из которых установлена с возможностью осевого хода, имеющими торцевые зубья трапециевидного профиля, причем высота рабочей части последних больше заданной величины хода подвижной полумуфты.

Нафиг. 1 представлена схемастана для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 - механизм сцепления и углобой ориентации валков; на фиг. 3 - механизм сцепления кинематической цепи вращения заготовки.

Стан-содержит формообразующие валки 1 и 2, жестко связанные со шпинделями 3 и 4, кинематические цепи вращения валков от раздаточного редуктора 5 через червячные редукторы6 и 7, кинематическую цепь вращения заготовки 8 от шпинделя 3 через универсальный шпиндель 9 с механизмом, сцепления 10 и парой сменных шестерен 11 и 12.

В червячном редукторе 7 расположен механизм сцепления и угловой ориентации валков 2, состоящий из двух кулачковых полумуфт 13 и 14, имеющих торцевые зубья трапециевидного профиля. Полумуфта 13 жестко закреплена на ступице червячного колеса 15, установленного с возможностью вргицения на шпинделе 4, полумуфта 14 посредством скользящих шлицев связана со Шпинделем 4, а через шпильку 16, тягу 17 и шариковую муфту 18 - со штоком 19 силового цилиндра 20, за1 репленного на корпусе редуктора 7toocHO шпинделю 4.. ВысЬта рабочей части торцовых зубьев:-полумуфт 13 и 14 превышает заданную величину хода подвижной полумуфты.

Гайка 21 на шпиндеше 4 служит для регулировки величины хода полумуфты 14.

Механизм 10 сцепления кинематической цепи враадёния заготовки состоит из полумуфты 22 с внутренними зубьями

на хвостовике которой жестко закреплена шестерня 11, и полумуфты 23 с наружными зубьями, установленной на шпонке 24 вала 25, связанного шарнирно с универсальным шпинделем 9. г На шпицах полумуфты 23 насажены диски 26 трения, контактирующие с дисками 27, связанными шлицевым соединением с полумуфтой 22..Диски 26 и 27 поджаты друг к другу спиральной

Q пружиной 28 через шайбу 29. Торец полумуфты 23 пружиной 28 поджат через упорный подшипник 30 с торцу полого штока 31 цилиндра 32, закрепленного на корпусе механизма сцепления 10 соосно валу 25.

5 Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Штампованная заготовка 8 устанавливается на шпиндель стана, нагревается во встроенном индукторе токами

0 высокой частоты, обкатывается гладкими валками (не показаны) и поступает в рабочую зону между формообразующими валками.

После обкатки заготовки гладкими

5 валками вводятся в зацепление зубья полумуфты 22 и 23, обеспечивая создание кинематической связи между зубчатым вс1лком 1 и заготовкой 8.

Таким образом, в начальный период

.. прокатки формообразующими валками 1

и 2 полумуфты 13 и 14, 22 и 23 находятся в сцепленном положении и вращение от раздаточного редуктора 5 передается на шпиндели 3 и 4, а от шпинделя 3 через универсальный шпиндель 9, вал 25, полумуфты 22, 23 и шестерни 11 и 12 - на шпиндель заготовки 8.

В заданный момент прокатки - при достижении коэффициента перекрытия

0 в зубчатом зацеплении валок-заготовки, равного единице (по сигналу конечных выключателей, не показанных на чертежах), рабочая среда (масло, сжатый воздух) подается в нижние

г полости цилиндров 20 и 32.

Шток 19 посредством тяги 18 и шпильки 16 смещает вверх до упора в гайку 21 полумуфту 14, при этом между рабочими .поверхностями зубьев полумуфт 13 и 14 образуется зазор, ббеспечивающий возможность относительного проворота полумуфт и связанных с ними червячной шестерни 15 и шпинделя 4. При этом величина зазора берется заведомо большей, ,чем величина 5 закрутки валов кинематической цепи привода валков. Таким образом, кинематическая связь между зубчатыми валкаьда 1 и 2 разрывается.

Одновременно шток 31 цилиндра 32

0 через подшипник 30, -преодолевая сопротивление пружины 28, смещает вверх по вашу 25 полумуфту 23, выводя ее из зацепления с полумуфтой 22 и разрывая кинематическую связь -между изделием и формообразующими валками. Диски 26 и 27, сжатые пружиной 28 передают ми 1имальный крутящий момент необходимый для вращения заготовки при и обкатке гладкими валками. По окончании процесса прокатки да ление рабочий среды в нижней полости цилиндра 20 снимается и подается в верхнюю полость цилиндра 20. Стан готов к следующему циклу работы. При этом полумуфты 13 и 14 смыкаются, а так как длина хода полумуф ты 14 принята меньше высоты рабочей части зубьев кулачковой муфты, после сцепления полумуфт 13 и 14 валок 2 займет определенное заранее заданное и отрегулированное угловое положение относительно зубьев валка 1-, .т.е. угловая настройка валков ста на, обеспечивающая правильность деле ния заготовки на заданное число зубь ев, сохраняется. Формула изобретения 1. Способ прокатки зубчатых «олес путем принудительного синхронного вращения формообразующих валков и заготовки, находящихся в зацеплении, отличающий ся тем, что, с целью повышения точности изделий, принудительное вращение заготовки и формообразующих валков, кроме одного, прекращают по достижении в зацеплении валок-заготовка коэффй- циента перекрытия, равного единице. 2.Стан для осуществления способа прокатки зубчатых колес по п,, 1 содержащий привод, -шпиндель для размещения заготовки и формообразующие валки, имеющие кинематические цепи вращения, связанные между собой и с кинематической цепью вращения шпинделя, отличаю щийся тем, что он снабжен механизмом сцепления, размещенным в кинематической цепи вращения шпинделя, а также механизмом сцепления и угловой ориентации валков, размещенным в кинематических цепях вращения валков, кроме одного валка. 3.Стан по п. 2, отличающийся тем, что механизм сцепления и угловой ориентации валков выполнен в виде кулачковой муфты с двумя полу1у1уфтами одна из которых установлена с возможностью осевого хода, имеющими торцевые зубья трапециевидного профиля, причем высота рабочей части последних больше заданной величины хода подвижной поя-умуфты„Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское свидетельство СССР № 165418. кл. В 21 Н 5/02, .02„бЗ.-, 2.Авторское свидетельство СССР № 185688/ кл. В 21 Н 5/02, 08«07,62 (прототип)с

Похожие патенты SU732062A1

название год авторы номер документа
Стан для прокатки зубчатых колес 1989
  • Олейник Виталий Михайлович
  • Бурилов Владимир Иосифович
  • Шишкин Валерий Васильевич
  • Шен Николай Алексеевич
SU1750824A1
РЕВЕРСИВНЫЙ ПРОКАТНЫЙ СТАН 1996
  • Панов В.В.
  • Свинин В.И.
  • Токарь В.С.
RU2112614C1
Способ прокатки цилиндрических зубчатых колес 1977
  • Сумин Анатолий Иванович
  • Хазин Соломон Моисеевич
SU743764A1
Привод поворота и осевого перемещения патрона заготовки стана холодной прокатки труб 1980
  • Носаль Всеволод Владимирович
  • Тарасов Анатолий Евгеньевич
  • Пичугин Герман Петрович
  • Калиничев Сергей Алексеевич
SU900900A1
Стан для прокатки зубчатых профилей 1977
  • Барбарич Михаил Васильевич
  • Битный Михаил Антонович
  • Аржанов Анатолий Федорович
  • Быкасов Виктор Иванович
  • Колесов Владимир Михайлович
  • Муконин Василий Федотович
  • Милютин Серафим Порфирьевич
  • Рычков Леонид Павлович
  • Бурилов Владимир Иосифович
SU910296A1
Прокатный стан 1988
  • Панов Виктор Васильевич
  • Шеркунов Виктор Георгиевич
  • Нагорнов Валерий Сергеевич
  • Баричко Борис Владимирович
SU1600867A1
Стенд для прокатки кольцевых деталей с внутренним профилем 1989
  • Муконин Василий Федотович
  • Беленький Иван Иванович
  • Олейник Виталий Михайлович
  • Бурилов Владимир Иосифович
  • Шишкин Валерий Васильевич
SU1697958A1
Стан для прокатки зубчатых профилей 1986
  • Олейник Виталий Михайлович
  • Раушенбах Игорь Михайлович
  • Бурилов Владимир Иосифович
  • Беленький Иван Иванович
  • Шишкин Валерий Васильевич
SU1400743A1
ГЛАВНАЯ ЛИНИЯ СТАНА ДЛЯ ПРОКАТКИ ШАРОВ 1998
  • Ковтушенко А.А.
  • Копылов А.Ф.
  • Лагутин С.А.
  • Тартаковский И.К.
RU2162025C2
Прокатный стан 1989
  • Гайдабура Виталий Васильевич
SU1639808A1

Иллюстрации к изобретению SU 732 062 A1

Реферат патента 1980 года Способ прокатки зубчатых колес и стан для его осуществления

Формула изобретения SU 732 062 A1

SU 732 062 A1

Авторы

Сумин Анатолий Иванович

Белькорецкий Наум Львович

Барбарич Михаил Васильевич

Капитонов Игорь Михайлович

Розенфельд Мартин Ефремович

Лебедь Николай Николаевич

Хазин Соломон Моисеевич

Иоффе Владимир Васильевич

Даты

1980-05-05Публикация

1977-07-05Подача