Способ взаимного регулирования электроприводами подъема и тяги экскаватора-драглайна Советский патент 1980 года по МПК H02P5/46 E02F3/48 

Описание патента на изобретение SU736323A1

Изобретение относится к управлению многодвигательными приводами с независимо управляемыми группами двигателей, обеспечивающими позиционное управление рабочим органом, В настоящее время перемещение ковщ драглайна в вертикальной плоскости осуществляет мащинисч-, независимо управ-ляя двумя приводами подъема и тяги« Пр подъеме груженного ковща машинист про водит его по траектории, достаточно бли кой к стреле, чтобь; не допустить само- разгрузки ковша и удара по близкому к стреле отвалу. В то же время приближение ковша к стреле должно быть ограничено во избежание возможных ударов о стрелу или возникновения недопустимых нагрузок в стреле. Известны способы автоматического управления перемещением ковша, позволяющие получить приемлемые траектории подъема груженого: ковша. Все они осно ваны на том, что один из приводов, чаще привод подъема, является ведушдм. а второй привод подчиняется ему, Taic, например, известен способ управления перемещением ковша непосредстБенно по KoopAKHHTaMj в качестве которых используются длины канатов ill, Этот способ нашел применение только для ограничения приближения ковша к стролз. Наиболее близким техническим решеHiiBM к предлагаемому является, способ Совместного управления приводакда подьема и тяги, основанный на измерении нагрузок электроприводов подъема и тяги и управления электроприводом тяги в функ.Щ1и величины указанных, нагрузок | Недостатком этого способа является прежде всего сложность реализации. Другим недостатком является то, что точ- ность позиционного управления рабочим органом в рабочей зоне существенно понижается вследствие влия1шя его загрузки на опредеатяемые координаты его положениял так при этом способе компенсация влияния его загрузки осу-

ществляется только на границе рабочей зоны, а это снижает надеж.ность упра.вле ния. Кроме того, этот способ не обеспэчивает реш.эния задачи перемещения рабочего органа по требуемой заданной траектории в рабочей зоне и. при BEITOматизации этого режима. В связи- с чем при наличии существенных ограничений в рабочей зоне, для исключения ЕЛНЯНИЯ аварийного выхода за ее пределы практически неизбежно движение с пониженными скоростями, что снижает производительность машины,

Цель изобретения- - повьпиение надежности, производительности и упрощение управления.

Поставленная цель достигается теМ( что в способе взаимного регулирования электроприводов подъема и тяги эксксьватора-драглайна, заключаюш.емся в

измерении нагрузок электроприводов подъем и тяги и управлении электроприводом тяги в функции величины указанных, нагрузок, дополнительно определяют отношение величины нагрузки привода тяш к величине нагрузки привода подъема и управляющий сигнал для привода тяги формируют как разность полученного отношения и его заданного значения При этом заданное значение выбкракхг в пре- дмгах 0,3-О,65 отношения моментов нагрузок двигателей.

На фиг. 1 изображена схема устройства, реализующего способ; на фиг,, 2 - траектории транспортирования рабочего

органа (ковша).

Нагрузки двигателей (или механизмов измеряют либо при помощи силоизмери- тельных устройств, либо косвенно, путем вьщеления статического тока. Затем,

еслк необходимо, преобразуют в стандартную форму и на долит эль но е устройство, где вычисляется их отношение Это отношение сравнивают с заданием и разность подают в систЕ /гу регулирования скорости ведомого двигателя - двигателя тяги экскаватора-драглайна. Ведущему двигателю, в данном случае двигателю подъема, задают требуемую скорость, а двигатель тяги будет изменять свою скорость так, чтобы поддерживать постоянство отношения усилий,

В начал ецищ1а подъема привод подъема включают на максимальную скорость,, чем обеспечивается минимальная длите,пьность цикла, а управление приводом тяги по предлагаемому способу обеспечивает движение рабочего органа экскаватора-драг лайна по заданной траектории подъемЯе

Устройство состоит из датчиков Еагрузочньк сил 1 и 2 {см. фиг. 1) соответственно приводов тяги 3 и подъема 4, Въ1ход датчика 1 нагрузочной силы F привода тяги подключен ко входу ДЕЗЛИМОго, а выход датчика 2 нагрузочной силы FV привода подъема - ко входу дгшите- ля делительного устройства 5, выход которого соединен с одним из двух входов суммирующего операционного усилителя 6, второй вход которого соединен с выходом задатчика 7 положения траектории транспортировки груза, а выход усилитзля подключен к управляющей цепи привода тяги 3, В цепи обратной связи операционного усилителя 6 включены стабилитроны 8 и 9, ограничивающие выходное нап :1яженяе усилителя допустимым значением управлягощпго сигнала привода тяги.

Устройство работает следующим образом. Положение траектории транспортировки груза ЗсЩае-тся с помоишю задат- чика 7, .одное напряжение которого соответствует заданному значению отношения нагрузочньос скл приводов тяги и подъема а знак этого напряжения про- тивопслон;еп знаку выходного напряжения делительного устройства 5, пропорционального действительному значению этого отношения F I F) при транспортировке груза.

Отношение указанных cvji определяется зависимостью .2,гдо oLугол наклона стрелы к горизонту; а от н Г) углы мэжду осью стрелы 10 и канатами тяги 11 и подъема 12 {см. фиг. 2). Это OTHOuieime не зависит от веса груза 13, а его постоянное значение однозначно определяет положение траектории груза при его транспортировке (например, траектории 14,15,16). Выбором соответствующего вьсходного напряжения задатчика 7, фоаорционал1 - ного {F- I Fj I,можно задать любую траекторию транспортировки. Например, практически для любого типа драглайна положению траекторий в рабочей зоне соответствуют значени.я отношения сил Б пределах 0,3 (F-p| ,65, причем MDHbujeMy значению этого отношения соответствуй наиболее удаленная от стрелы траектория, а большему - ближайшая к стреле,

В начале транспортировки из любой точки забоя привод подъема включается на максимальную скорость, обеспечивая минимальную длительность транспортировки а устройство управления приво- 57 дом тяги автоматически обеспечиваот движение груза по заданной тр аектории, не требуя вмешательства машиниста. При появлении отклонения груза от заданной траектории, например, в начале транспортировки, действитапьное значение отношения Fyl F, , определяемое с помощью датчиков нагрузочных сил 1 и 2 и тельного устройства 5, отличается от заданного значения этого отношения (г I )}, 3 выходе суммирующего операционного усилителя 6 появляется сигнал, который изменяет скорость привода тяги так, что груз 13 возвращается на заданную траекторию. При большах начальных рассогласованиях выходной сигнал усилителя 6 момсет превышать допустимое значение управляющего сигнала привода тяги, для ограничения которого в цепи обратной связи усилителя установлены стабилитроны 8 и 9, При отсутствии дополнительных ограничений, например, близкого к стреле отвала, м.ожно с помощью задатчика 7 задать траекторию, удаленную от стрелы например, соответствующую()оу О,3, что позволяет разгрузить приводы подъема и тяги при транспортировке, а при близком к стреле отвале выбрать более близкую к стреле траекторию, соответствующую большим значениям { FT / , . Как показал анализ, значению C-rfFnV 0,5 соответствует траектория обеспечивающая быстрый выход груза из узкого забоя и дальнейшую транспортировку 36 в зоне выше наиболее близкого реального возможного положения отпала, т.е. эта траектория является универсальной пля любых условий работы. Таким образом, устройство обеспечивает максимальную производительность и повышает надежность управления, исключая возможность захода груза в аварийные зоны при всех реально возмож- чых ограничениях. Формула изобретения Способ взаимного регулирования электроприводов подъема и тяги экскаватора-драглайна, заключающийся в измерении нагрузок электроприводов подъема и тяги и управлении электроприводом тяги в функции величины указанных нагрузок, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, производительности и упрощения управления, определяют отношение величины нагрузки привода тяги к величине нагрузки привода подъема и управляющий сигнал для привода тяги формируют как разность полученного отношения и его заданного значения, Ис1-очники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 186551, кл. 05 В 11/00, 1963, 2,Авторское свидетельство СССР № 202281, кл, Н О2 Р 5/ОО, 1964,

Похожие патенты SU736323A1

название год авторы номер документа
Способ автоматического управления процессом транспортировки ковша драглайна 1970
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU627219A1
СПОСОБ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ ПОДЪЕМА И ТЯГИ ДРАГЛАЙНА 1967
SU202281A1
Устройство для управления электрическим приводом тяги драглайна 1975
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
  • Мамкин Виктор Модестович
  • Ярцев Григорий Матвеевич
  • Гордеев Михаил Алексеевич
SU717228A1
Способ оптимального управления электроприводами драглайна 1979
  • Ключев Владимир Иванович
  • Остриров Вадим Николаевич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Чувпило Эдуард Иванович
SU926163A1
Устройство управления электроприводом тяги экскаватора-драглайна 1981
  • Ключев Владимир Иванович
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
  • Остриров Вадим Николаевич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Чувпило Эдуард Иванович
SU956697A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТЯГОВОГО КАНАТА ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙНА ОТ КРИТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ЗАЩИТА О'АЛЕКС,А) 1994
  • Огнев Николай Гаврилович
  • Иванов Илларион Венадьевич
  • Орлов Олег Петрович
RU2082855C1
Устройство защиты стрелы экскаваторадраглайна от растяжки 1977
  • Ключев Владимир Иванович
  • Косыхин Евгений Андреевич
  • Остриров Вадим Николаевич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Чувпило Эдуард Иванович
SU737576A1
Устройство для управления электроприводами подъема и тяги экскаватора- драглайна 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU765957A1
Способ управления драглайном и устройство для его осуществления 1986
  • Иржак Юрий Моисеевич
  • Оленев Виктор Алексеевич
  • Раскин Вениамин Львович
SU1421836A1
Способ защиты драглайна от аварийных режимов при транспортировке ковша и устройство для его осуществления 1978
  • Ткаченко Валентин Яковлевич
SU744076A1

Иллюстрации к изобретению SU 736 323 A1

Реферат патента 1980 года Способ взаимного регулирования электроприводами подъема и тяги экскаватора-драглайна

Формула изобретения SU 736 323 A1

SU 736 323 A1

Авторы

Мамкин Виктор Модестович

Ткаченко Валерий Яковлевич

Ольховиков Борис Васильевич

Фаустова Ирина Яковлевна

Ярцев Григорий Матвеевич

Гордеев Михаил Алексеевич

Даты

1980-05-25Публикация

1977-06-13Подача