Устройство для управления электрическим приводом тяги драглайна Советский патент 1980 года по МПК E02F3/48 

Описание патента на изобретение SU717228A1

1

Изобретение относится к автоматическому управлению электроприводами и предназначено для управления электроприводом драглайна.

Известна, например, система автоматического управления электроприводами подъема и тяги драглайна для переноса грунта в отвал, содержащая два блока сравнения текущих длин подъемного и тягового канатов с их конечными значениями, к которым подключены реле, блок деления, усилители мощности, соединенные с соответствующими приводами, два интегратора, суммирующее устройство, соединенное с поляризованным реле, и пересчетное устройство 1.

Недостатком этого устройства является сложность реализации схемы устройства, сложность настройки, следовательно и эксплуатации, а также невозможность оперативного изменения положения траектории подъема ковша, положение подъема ковща, положение которой зависит от положения точки отрыва ковша, что необходимо при близком к стреле отвале для исключения возникновения аварии (при повороте машины ковщ, поднимаемый из дальних точек

забоя, может столкнуться с отвалом). Последнее снижает надежность управления, а также уменьшает производительность мащины из-за увеличения длительности цикла, поскольку при копании из дальних точек

забоя ковщ необходимо предварительно подтянуть до той точки отрыва, траектория подъема из которой не заходила бы в зону отвала.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления электроприводами тяги драглайна, содержащее питающие двигатели механизмов подъема и тяги преобразователи, соединенные последовательно два сельсин-датчика

суммы длин подъемного и тягового канатов канала грубого отсчета, два соединенных последовательно сельсин-датчика канала точного отсчета, сельсин-датчик длины подъемного каната, сельсин-датчик длины тягового каната, включенные на выходах указанных датчиков четыре выпрямительных моста, три включенных между выходами выпрямительных мостов и входами возбудителей генераторов подъема и тяги однотактных магнитных усилителя, а также диодный логический элемент, включенный между выходами двух датчиков длины подъемного каната и длины тягового каната и выходом первого однотактного усилителя и источник постоянного напряжения 2. Это устройство обеспечивает защиту стрелы и блоков драглайна от ударов ковша и от динамических перегрузок в процессе транспортировки ковша, однако это устройство не обеспечивает высокой производительности и высокой надежности управления драглайна, особенно в сложных условиях работы (при близком к стреле отвале, в туман, ночью), поскольку в этих условиях возможно столкновение с близким к стреле отвалом поднимаемого ковша или его выходе в зону саморазгрузки, а это снижает надежность управления, требует от машиниста повышенного внимания и .увеличивает его утомляемость, вынуждает его переходить на понижение скорости транспортировки ковша, что снижает производительность драглайна. Цель изобретения - повышение надежности управления и производительности драглайна за счет автоматизации режима транспортировки ковша по требуемой траектории. Это достигается тем, что устройство снабжено регулируемым резисторным задатчиком положения траектории транспортировки ковша и фазосдвигающим мостом, включенным между выходом сельсин-датчиков суммы длин подъемного и тягового канатов и входом первого выпрямительного моста, а усилитель выполнен, операционным с включенным в цепи его обратной связи стабилитроном и входом подключен через резистор и конденсатор к выходу первого выпрямительного моста через регулируемый резисторный задатчик положения траектории транспортировки ковша и второй конденсатор - к выходу второго выпрямительного моста, а через второй резистор к источнику постоянного напряжения, при этом выход операционного усилителя подключен к питающему двигатель механизма тяги преобразователю. На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - траектории подъема ковша. Устройство имеет сельсин-датчики 1 - 3 измерения длины подъемного каната и суммы длин подъемного и тягового канатов, соединенные через понижающие редукторы 4, 5 с валами подъемного 6 и тягового 7 двигателей, углы поворота которых пропорциональны изменению длин канатов. Сельсин 1 включен по схеме индукционного датчика угла поворота пропорционального длине подъемного каната, причем для расширения пределов измерения обмотки сельсина включены по схеме автотрансформатора. Сельсины 2 и 3 включены последовательно по схеме суммирования углов поворота их роторов для измерения суммы длин подъемного и тягового канатов. Выход сельсин-датчика 3, последовательно с которым фазосдвигающий мост 8, подключен через выпрямительный мост на вход операционного усилителя 9 через резистор 10 и конденсатор 11. Выход сельсин-датчика 1 через выпрямительный мост подключен на вход усилителя через регулируемый резистор 12 и конденсатор 13. Через резистор 14 на вход усилителя подключен источник задающего напряжения, соответствующий минимально допустимому приближению ковша к стреле. Выход операционного усилителя 9 подключен к преобразователю 15, питающему двигатель 7 механизма тяги через кнопку 16. В цепь обратной связи операционного усилителя включен стабилитрон 17, ограничивающий выходное напряжение усилителя допустимым значением управляющего сигнала привода тяги и исключающий появление управляющего сигнала при положении ковша ниже заданной траектории. К преобразователю 18, питающему двигатель 6 механизма подъе.ма через кнопку 16, подключен максимальный управляющий сигнал, Устройство работает следующим образом. Положение траектории транспортировки ковша задается с помошью резисторного задатчика 12. При этом изменением сопротивления задатчика 12 можно легко изменить положение траектории в рабочей зоне от наиболее удаленной от стрелы траектория 19) до наиболее близкой к стреле (траектории 20). При увеличении сопротивления задатчика траектории приближаются к стреле, при уменьшении - удаляются. В начале цикла транспортировки из любой Точки забоя включается кнопка 16, замыкая выход усилителя 9 с преобразователем 15 привода тяги и подключая максимальный управляющий сигнал к преобразователю 18 привода подъема. Привод подъема включается на максимальную скорость, чем обеспечивается минимальная длительность цикла, а устройство управления приводом тяги автоматически обеспечивает движение ковша по заданной траектории без вмешательства машиниста, причем управляющий сигнал описывается следующим выражением: С (Еи + ет)М-() + -tnM),, где. (fn+IT); (Еп-Ь IT) UM-текущие и минимальные значения суммы длин подъемного и тягового канатов и длины подъемного каната; С - сигнал управления; К - коэффициент задания траектории; Ki - коэффициент зависимости сигнала управления С от длин канатов. Если С О, то это соответствует положению ковша на заданной траектории. Любой же уход ковша с заданной траектории вызывает отклонение нулевого значения выражения, стоящего в квадратных скобках, с соответствующим знаком «- или « + , в зависимости от того ниже или выще заданной траектории находится ковш. Набором соответствующей величины К можно задать любую траекторию транснортного ковша. Например, практически для любого типа драглайна положению траектории в рабочей зоне соответствуют значения К в пределах 0,1 ,4. Наиболее близкая к стреле траектория 20 соответствует К, равному 0,1. Наиболее удаленная траектория 19 {вдоль границы зоны разгрузки) соответствует К 0,4. Траектория 21 соответствует промежуточному значению КЕсли скорость подъемного каната во время движения позаданной траектории уменьщается, то и сигнал, поступающий с операционного усилителя 9 в привод тяги, уменьшается, не давая ковщу уйти с заданной траектории. Если необходимо регулировать скорость двигателя подъема, то кнопку 16 на входе преобразователя привода подъема можно исключить и задавать нужную скорость с помощью командоаппарата. Нодачей на вход усилителя 9 сигналов, пропорциональных первой производной регулируемых величин (через конденсаторы 11 и 13, последовательно с которыми стоят сопротивления, необходимые для уменьшения помех), создается скоростная отрицательная обратная связь в системе управления, что обеспечивает ее стабилизацию, исключает колебательность и перерегулирования, обеспечивая тем са.мым повышение надежности управления. Устройство выполняет автоматическое управление приводом тяги, обеспечивая движение ковша по выбранной из заданной указанным выше способом траектории без вмещательств машиниста в работу этого привода. Это облегчает работу машиниста и повышает надежность управления, поскольку обеспечивается стабильность траектории при разных циклах, исключается возможность отклонения от нее и приближение к а;варийным зонам, что особенно важно в сложных условиях работы (например, при близком к стреле отвале, в тумане, ночью). Кроме того, устройство обеспечивает возможность и в этих условиях осуществлять транспортировку ковща с максимальной скоростью, что способствует поддержанию производительности на максимальном уровне, а простота задания и изменение положения траектории в рабочей зоне с помощью регулируемого резисторного задатчика, который может быть установлен рядом с машинистом на пульте управления, делает работу удобной и несложной в эксплуатации, что повышает надежность управления. Формула изобретения Устройство для управления электрически.м приводом тяги драглайна, содержащее питающие двигатели механизмов подъема и тяги преобразователи, соединенные последовательно два сельсин-датчика суммы длин подъемного и тягового канатов, сельсиндатчик длины подъемного каната, включенные на выходах датчиков два выпрямительных м.рста, источник постоянного напряжения и усилитель, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности управления, и производительности драглайна за счет автоматизации режима транспортировки ковша по требуемой траектории, оно снабжено регулируемым резисторным задатчиком положения траектории транспортировки ковша и фазосдвигающим мостом, включенным между выходом сельсин-датчиков суммы длин подъемного и тягового канатов и входом первого выпрямительного моста, а усилитель выполнен операционным с включенным в цепи его обратной связи стабилрГтроном и входом подключен через резистор и конденсатор к выходу первого выпрямительного моста через регулируемый резисторный задатчик положения траектори-и транспортировки ковша и второй конденсатор - к выходу второго выпрямительного моста, а через второй резистор - к источнику постоянного напряжения, при этом выход операционного усилителя подключен к питающему двигатель .механизма тяги преобразователю. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Тихобаев В, М. Схемы автоматического управления операцией переноса грунта в отвал для экскаваторов типа драглайн. - Сб. «Совершенствование параметров производственных процессов на открытых разработках,-М., «ЦНИИТЭИугля , 1964, с,15 21. 2.у вторское свидетельство СССР № 195077, кл. Е 02 F3/48, 1967 (прототип).

Похожие патенты SU717228A1

название год авторы номер документа
Способ взаимного регулирования электроприводами подъема и тяги экскаватора-драглайна 1977
  • Мамкин Виктор Модестович
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
  • Ольховиков Борис Васильевич
  • Фаустова Ирина Яковлевна
  • Ярцев Григорий Матвеевич
  • Гордеев Михаил Алексеевич
SU736323A1
Способ автоматического управления процессом транспортировки ковша драглайна 1970
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU627219A1
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ КОВША ОТНОСИТЕЛЬНО СТРЕЛЫ И БЛОКОВДРАГЛАЙНА 1967
  • В. Я. Ткаченко, Д. А. Каминска В. П. Ломакин, И. Я. Фаустова, Ю. Т. Калашников, П. И. Слизкий, В. П. Маричев, Э. И. Чувпило,
SU195077A1
Устройство для управления механизмами подъема и тяги драглайна 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU874893A1
Способ защиты драглайна от аварийных режимов при транспортировке ковша и устройство для его осуществления 1978
  • Ткаченко Валентин Яковлевич
SU744076A1
Способ управления электрическими приводами драглайна и устройство для его осуществления 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU742542A1
Экскаватор-драглайн 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU746049A2
Устройство управления процессом транспортирования ковша драглайна 1988
  • Ломакин Михаил Сергеевич
  • Розенцвайг Марк Аркадьевич
  • Ромашенков Анатолий Михайлович
SU1544898A1
ЭКСКАВАТОР-ДРАГЛАЙНI 2LQEC111ШШ-'^ЮЗНАЯ^'^лНй^1ЕСКА1 1972
SU338595A1
Способ оптимального управления электроприводами драглайна 1979
  • Ключев Владимир Иванович
  • Остриров Вадим Николаевич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Чувпило Эдуард Иванович
SU926163A1

Иллюстрации к изобретению SU 717 228 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления электрическим приводом тяги драглайна

Формула изобретения SU 717 228 A1

SU 717 228 A1

Авторы

Ткаченко Валерий Яковлевич

Мамкин Виктор Модестович

Ярцев Григорий Матвеевич

Гордеев Михаил Алексеевич

Даты

1980-02-25Публикация

1975-12-30Подача