(54) РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНСГО СРЕДСТВА Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности, к органам управления колесных машин, рулевым колонкам, обеспечивающим иэ менение их положения по углу наклона. Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая шарнирно-соединенные подвижную к неподвижную части, составной рулевой вал и устройство для перемещения и фиксации подвижной части колонки Недостатки этой колонки - ненадежность из-за возможности потери фиксирующих свойств при незначительных иэносах трущихся поверхностей сопрягаемых элементов и неудобство обслужива Известна также регулируемая рулевая колонка транспортного средства, со держащая корпус, выполненный из шарлир но-сое дине иных неподвижной и подвижной частей, составной рулевой вал и устройство для перемещения и фиксации подвижной части колонки, имеющее зубчатые секторы, расположенные по обе стороны рулевого вала к установленные на неподиижной части корпуса 2 . Недостатком такого устройства является то, что угловая фиксация подвижной части колонки ступенчата и при перемещении на один зуб сектора угловое перемещение подвижной части сектора велико, так как размеры зубьев связаны с их прочностью и уменьшение этих размеров для уменьшения углового перемещения колонки ведет к нарушению npo-jности зубьев, а большое угловое перемещение колонки создает невозможность установки колонки в наиболее удобное положение. Целью изобретения является расширение возможносто регулирования углового положения рулевойколонки. Поставленная цель постигается тем, что предлагаемая рулевая колонка снабжена конической шестерней, установлен ной на подвижной части колонки, для взаимодействия с указанными зубчатыми секторами, один из которых установлен на корпусе неподвижно, а другой - шарнир но с возможностью вывода его из зацепления с шестерней, при этом шарнирно-установленный сектор снабжен фиксирующей пружиной. На фиг. 1 изображена предлагаемая регулируемая рулевая колонка, на фиг. 2 то же, продольный разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 3 - то же, разрез Б-Б на фиг. 2 Регулируемая рулевая колонка имеет корпус, состоящий из подвижной части 1 и неподвижной части 2, соединенных шар ниром 3, составной рулевой вал 4, части которого соединены шарниром 5. На подвижной части 1 корпуса установлена свободно с возможностью поворота шестерня 6. На неподвижной части корпуса 2 неподвижно закреплён зубчатый сектор 7, которЫй находится постоянно в зацеплении с шестерней 6, и шарнирно на осях 8 установлена державка 9, на которой закреплен второй зубчатый сектор 10, тоже находящийся в зацеплении с шестерней 6. Державку 9 с сектором Ю прижимает к шестерне пружина 11. Регулировка зацепления шестерни 6 с сектором 7 и.ограничение осевого перемещения шестерни по корпусу осуществляются гайкой 12, фиксируемой контргайкой 13, Для регулировки зацепление шестерни 6 и шарнирно--закрепленного зубчатого сектора 10 державка 9 имеет продолговатые отверстия 14, через которые зубч тый сектор 10 болтами 15 крепится к державке 9. Последняя содержит рукоятк 16 для отвода сектора 10 от шестерни 6 при угловом перемещении подвижной части 1 колонки. Шестерня 6 зажимается между двумя секторами 7 и 10, она не имеет возможности проворачиваться и подвижная часть 1 колонки неподвижна Для изменения углового положения колонки водитель машины воздействует на рукоятку 16, проворачивая бчатый сектор 10 вокруг осей 8, и отводит се тор от шестер}ш 6, выводя из зацепления зубья сектора 1О и шестерни 6. Воздействуя на подвижную часть коло ки водитель наклоняет ее на нужный угол 7 74 при этом коническая шестерня 6 обкатывается по неподвижному сектору 7. Установив нужный угол наклона, водитель снимает усилие с рукоятки 16, и сектор 10 под действием пружины 11 прижимается к шестерне 6, входя в зацепление, и наклоняемая часть колонки фиксируется неподвижно. При обкатке шестерни по неподвижному сектору зубья шестерни, расположенные с противоположной стороны от находящихся в зацеплении с неподвижным сектором, проходят двойной путь. Таким образом, при повороте шестерни в месте контакта с неподвижным сектором на 1/2 зуба противоположная сторона поворачивается на один зуб и может быть зафиксирована в этом положении. При этом подвижная часть колонки наклоняется относительно неподвижной на угол, равный 1/2 угла, определяющегося расстоянием между зубьями. Формула изобретения Регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус, вьшолненный из шарнирно-соединенных неподвижной и подвижной частей, составной рулевой вал и устройство для перемещения и фиксации подвижной части колонки, имеющее зубчатые секторы, расположенные по обе стороны рулевого вала и установленные на неподвижной части корпуса, отличающаяся тем. что, с целью расширения возможности регулирования углового положения рулевой колонки, она снабжена конической шестерней, установленной на подвижной части колонки, для взаимодействия с упомянутыми зубчатыми секторами, один из которых установлен на корпусе неподвижно, а другой - шарнирно с возможностью вывода его из зацепления с шестерней, при этом шарнирно-установленный сектор снабжен фиксирующей пружиной. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3362247, кл. 74-493, 1968. 2. Патент ФРГ № 1530759, кл. 63 с47, 1963 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1978 |
|
SU710853A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1986 |
|
SU1342799A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1990 |
|
SU1761575A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1978 |
|
SU703401A1 |
Командный блок устройства управления передней опорой шасси самолета (варианты) | 2018 |
|
RU2695967C1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1981 |
|
SU1002177A2 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1984 |
|
SU1197910A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1983 |
|
SU1131733A1 |
Откидная рулевая колонка транспортного средства | 1979 |
|
SU870232A1 |
Противоугонное устройство транспортного средства | 1987 |
|
SU1516399A2 |
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1978-01-23—Подача