Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на сборочных заводах с серийным и массовым производством. Известен гидравлический ключ с рабочей головкой в виде гидравлического двигателя, ротор которого имеет поворотные лопасти, которые подпружинены в направлении вращения и снабжены выступами, взаимодействующими с соответствующими упорами, выполненными на роторе, а рабочая полость выполнена в виде двух сопряженных полуцилиндров разного диаметра, с общей осью, образующих поверхность, при взаимодействии с которой одна из лопастей занимает рабочее положение до выхода и этого положения предыдущей лопасти. Этот гидроключ обеспечивает надежную затяжку резьбовых соединений с необходимым крутящим моментом 1. Однако он имеет довольно большой вес и габаритные размеры. Из известных гайковертов наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гидравлический гайковерт, содержащий привод с выходным валом, систему питания НИЗКОГО давления с гидрораспределителем, обгонную муфту, щпиндель, связанный с ним планетарный редуктор, вы полненный в виде венцовой щестерни, сателлитов и водило с фланцем, механизм для дотяжки резьбового соединения с рабочими камерами и лопастями в них, выполненными с внутренними и расширенными наружными поверхностями, уплотнительный элемент и упоры, закрепленные на фланце водила 2. Недостатком этого гайковерта является также большой вес и габариты. Цель изобретения - уменьщение габаритов и веса. Это достигается тем, что шпиндель выполнен с фланцем, на котором закреплены лопасти, расположенные между сателлитами, взаимодействующие расщиренными наружными поверхностями с зубчатой поверхностью венцовой шестерни и периодически - боковыми поверхностями - с упорами, уплотнительный элемент выполнен в виде втулки, расположенной на выходном валу привода и взаимодействующий с внутренней поверхностью лопастей, а рабочая камера образована поверхностями втулки, венцовой щестерни и фланцами водила и шпинделя.
Сателлиты на фланце водила установлены консольно с возможностью поворота на угол, соответствующий углу поворота лопастей. На фиг. 1 изображен гидравлический гайковерт, разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 (показаны лопасти с каналами в положении, соответствующем концу холостого хода); на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 (показаны лопасти в положении, соответствующем концу их поворота); на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1 (обгонная муфта); на фиг. 5 - водило с упорами, сателлитными шестернями и уплотнительной втулкой и шпиндельный фланец с лопастями, разрез; на фиг. 6 - момент сцепления лопастей с упорами; на фиг. 7-гидросхема распределения рабочей жидкости.
Гидравлический гайковерт содержит привод в виде низкомоментного двигателя 1 с выходным валом 2, систему питания низкого давления (на чертеже не обозначена) с гидрораспределителем 3, обгонную муфту 4, шпиндель 5, связанный с ним планетарный редуктор, выполненный в виде венцовой щестерни 6, сателлитов 7 и водила 8 с фланцем 9, механизм для дотяжки резьбового соединения с рабочими камерами 10 и лопастями 11 в них, выполненными с внутренними и расщиренными наружными поверхностями 12, и упоры 13, закрепленные на фланце водила. Шпиндель выполнен с фланцем 14, на котором закреплены лопасти 11, расположенные между сателлитами 7, взаимодействующие расширенными наружными поверхностями 12 с зубчатой поверхностью 15 венцовой шестерни 6 и периодически- боковыми поверхностями 16 - с упорами 13.
Уплотнительный элемент выполнен в виде втулки 17, расположенной на выходном валу 2 двигателя, и взаимодействует с внутренней поверхностью 18 лопастей, а рабочая камера образована поверхностями втулки 17, венцовой шестерни 6 и фланцами водила 8 и шпинделя 5.
Сателлиты на фланце 9 водила 8 установлены консольно с возможностью поворота на угол, соответствующий углу поворота лопастей 11.
Нагнетательная полость гайковерта сообщается через центральный канал 19 выходного вала 2 двигателя с гидрораспределителем 3, снабженным корпусом с радиальными отверстиями 20, установленным в нем золотником гидрораспределителя 3 поджатого относительно корпуса пружиной 21, и выполненным с проточками 22 и 23, поочередно сообщающимися с отверстиями 20 корпуса гидрораспредел-ителя 3.
Поверхности втулки 17, венцовой шестерни 6, шестерен сателлитов 7, фланцев водила 8 и щпинделя 5 образуют сливные камеры 24, соединяющие каналы 25 лопастей фланца 14 щпинделя 5 со сливной полостью гайковерта через сливные отверстия 26, выполненные во фланце 9 водила 8.
Гидравлический гайковерт работает следующим образом.
При включении гайковерта рабочая жидкость -под давлением, проходя через низкомоментный двигатель 1, приводит его выходной вал 2 во вращение. С выходного вала 2 вращение передается на сателлиты 7, которые, обкатываясь по венцовой шестерне 6, поворачивают водило 8 в направлении вращения до соприкосновения своими упорами 13 с боковыми поверхностями 16 лопастей 11 и шпиндельный фланец 14 начинает вращаться вместе с водилом 8, производя завинчивание с усилием развиваемым двигателем.
При упоре гайки резьбового соединения в плоскость изделия двигатель останавливается, при этом давление в нагнетательной полости двигателя возрастает и передается через центральный канал 19 выходного вала 2 под торец гидрораспределителя 3. Под действием давления рабочей жидкости пружина 21 сжимается и гидрораспределитель 3 перемещается до совмещения проточки 22 с радиальным отверстием 20 щпиндельного фланца 14, после чего рабочая жидкость под давлением поступает в рабочие камеры 10, а сливные камеры 24 остаются соединенными между собой и со сливной полостью гайковерта через сливные отверстия 26 фланца 9 водила 8. Лопасти 11 при этом поворачиваются в сторону завинчивания, передавая крутящий момент через шпиндель на рабочую головку, производя дотяжку резьбового соединения.
После поворота каналы 25 лопастей 11 соединяются со сливными отверстиями 26 фланца водила и рабочая жидкость из нагнетательных полостей сливается, давление в них падает и гидрораспределитель 3 под действием усилия пружины 21 возвращается в исходное положение, перекрывая проточку 22 и соединяя одновременно через проточку 23 все четыре рабочие камеры между собой и со сливом. После этого вращение с выходного вала двигателя передается на сателлиты 7, которые освобождены от давления, вновь начинают обкатываться по венцовой шестерне 6 и поворачивать водило 8 в сторону завинчивания относительно остановленного шпиндельного фланца 14, при этом рабочая жидкость из нагнетательных камер через проточку 23 гидрораспределителя 3 перетекает в сливные камеры до тех пор, пока упоры 13 фланца водила не коснутся боковых поверхностей лопастей, после чего низкомоментный двигатель 1 останавливается. Если после поворота лопастей момент затяжки резьбового соединения не достигнет заданного значения, то цикл дотяжки автоматически повторяется до тех пор, пока не будет достигнут требуемый момент. При достижении заданного момента затяжки отключение гидродвигателя осуществляется известными способами.
Выполнение шпинделя с фланцем, на котором закреплены лопасти, расположенные между сателлитами, взаимодействующие с расширенными наружными поверхностями с зубчатой поверхностью венцовой шестерни и периодически - боковыми поверхностями-с упорами, а уплотнительного элемента - в виде втулки, расположенной на выходном валу привода и взаимодействуюш,ей с внутренней поверхностью лопастей и образование рабочей камеры поверхностями втулки, венцовой шестерни и фланцами водила и шпинделя позволило уменьшить габариты и вес гайковерта.
Формула изобретения
1. Гидравлический гайковерт, содержаший привод с выходным валом, систему питания низкого давления с гидрораспределителем, обгонную муфту, шпиндель, связанный с ним планетарный редуктор, выполненный в виде венцовой шестерни, сателлитов ч водила с фланцем, механизм для дотяжки резьбового соединения с рабочими камерами и лопастями в них, выполненными с внутренними и расширенными наружными поверхностями, уплотнительный элемент и упоры, закрепленные на фланце водила, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и веса, шпиндель выполнен с фланцем, на котором закреплены лопасти, расположенные между сателлитами, взаимодействующие расширенными наружными поверхностями с зубчатой поверхностью венцовой шестерни и периодически - боковыми поверхностями - с упорами, уплотнительный элемент выполнен в виде втулки, распо0ложенной на выходном валу привода ч взаимодействующий с внутренней поверхностью лопастей, а рабочая камера образована поверхностями втулки, венцовой шестерни и фланцами водила и шпинделя.
2. Гидравлический гайковерт по п. 1,
5 отличающийся тем, что сателлиты на фланце водила установлены консольно с возможностью поворота на угол, соответствуюший углу поворота лопастей.
Источники информации,
0 принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 274723, кл. В 25 В 21/00, 1967
2.Авторское свидетельство СССР № 114665, кл. В 25 В 21/00, 1962.
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЙКОВЕРТ | 2000 |
|
RU2184026C2 |
Многошпиндельный гайковерт | 1978 |
|
SU787165A1 |
Устройство для сборки резьбовых соединений | 1982 |
|
SU1147553A1 |
Гайковерт инерционный | 1979 |
|
SU848335A1 |
Гайковерт | 1957 |
|
SU114665A1 |
Гайковерт инерционный | 1978 |
|
SU818850A1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВЕТРА И ВОЛН | 2003 |
|
RU2254494C2 |
ГАЙКОВЕРТ | 2011 |
|
RU2473417C1 |
МНОГОШПИНДЕЛЬНЫЙ ГАЙКОВЕРТ | 2005 |
|
RU2288834C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ГАЙКОВЕРТ | 2013 |
|
RU2535835C2 |
-Ц -44 П Т1 7 ff / / / / /
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1978-03-21—Подача