Раструбный стержень для изложницы центробежной машины Советский патент 1980 года по МПК B22D13/10 

Описание патента на изобретение SU768545A1

1

Изобретение относится к литейному производству, в частности к оборудованию для центробежного литья и предназначено для использования на заводах, отливающих центробежным способом трубы на многопо- 5 зиционных центробежных машинах с применением металлических раструбных стержней, служащих для образования внутренней поверхности раструба отливки и для закрывания торца литейной формы центро- ю бежной машины.

Известен раструбный стержень для изложницы центробежной машины, содержащий закрепленный к каретке с возможностью вращения корпус с коническим щто- j5 ком, запорный фланец с центральным отверстием, составной многослойный корпус стержня с центральной втулкой, подпружиненной относительно вращаемого корпуса, и клиновой механизм с радиальными штиф- 2о тами-кулачками, взаимодействующими противоположными плечами с фланцем и втулкой стержня при возвратном движении каретки ,1.

Для уменьшения торможения усадки и gs повышения работоспособности корпус стержня снабжен жестко закрепленной к основанию наружной-части корпуса упруго-деформируемой тонкостенной оболочкой, в виде стакана с кольцевым выступом в дне, зо

размещенной с зазором относительно корпуса стержня и образующей заполненную сжимаемой средой прослойку между внутренней поверхностью оболочки и наружной поверхностью внешней части корпуса стержня, причем оболочка выполнена из материала, коэффициент линейного расширения которого больше, чем у материала отливки трубы.

Недостатками известного стержня является то, что в нем из-за отсутствия уплотнения возможно засорение полостей раструбного стержня путем проникновения частиц металла и покрытия в зазор между центральным отверстием запорного фланца и наружной поверхностью тонкостенной оболочки стержня, так как корпус стержня подвижен относительно запорного фланца при подрыве стержня из отливки и установке его в изложницу, и между наружной поверхностью оболочки стержня и центральным отверстием запорного фланца неизбежно возникает трение, ведущее к износу стенок центрального отверстия фланца и постепенному увеличению диаметра центрального отверстия запорного фланца, который является долговечной деталью и значительно менее подвержен износу другими частями, чем тонкостенная оболочка корпуса стержня, которая до первой замены запорного фланца может быть заменена многократно.

В известном раструбном стержне только из-за износа центрального отверстия приходится производить замену запорного фланца, что снижает работоспособность раструбного стержня.

Целью изобретения является обеспечение уплотнения отверстия запорного фланца и повышение работоспособности раструбного стержня.

Для достижения указанной цели запорный фланец раструбного стержня снабжен коробчатым в поперечном сечении кольцом с концентрическими стенками, надетым с возможностью крепления со стороны рабочего торца на запорный фланец, взаимодействующим внешней выпуклой стенкой с направляющим отверстием раструбной части изложницы, а внутренней гладкой стенкой с поверхностью оболочки корпуса стержня при поступательном движении каретки.

На чертеже изображен в продольном разрезе описываемый раструбный стержень.

Раструбный стержень состоит из закрепленного к каретке 1 вращаемого корпуса 2 с штоком 3 и запорного флапца 4, снабженного коробчатым в поперечном сечении с концентрическими стенками кольцом 5, надетым со стороны рабочего торца на запорный фланец с возможностью крепления в наружной проточке 6. Коробчатое кольцо взаимодействует внешней выпуклой стенкой 7 с направляющим отверстием 8 раструбйой части 9 изложницы 10, а внутренней гладкой стенкой И - с поверхностью тонкостенной оболочки 12 корпуса 13 стержня, размещенной в центральном отверстии 14 коробчатого кольца, при поступательном движении каретки.

Внутренней частью корпус стержня закреплен к центральной втулке 15 с коническим гнездом 16, в котором установлен вращаемый щток с коническим хвостовиком 17. Центральная втулка ограниченно подвижна на болтах 18 по горизонтальной оси запорного фланца и поджата пружиной 19, опирающейся на шайбу 20, относительно вращаемого корпуса, закрепленного на подвижной в направлении оси вращения изложницы каретке.

Стержень снабжен рычажно-клиновым механизмом, выполненным в виде штифтовкулачков 21, взаимодействующих противоположными плечами с фланцем и втулкой стержня при возвратном движении каретки.

Толщина стенок и материал надетого на запорный фланец коробчатого кольца подобраны таким образом, что обеспечивается сжатие кольца с уменьшением диаметров концентрических стенок кольца на величину, исчисляющуюся десятыми долями

миллиметра, и возвращенне стенок кольца в исходное положение.

Раструбный стержень работает следующим образом.

Поступательным движением каретки 1 в направлении оси вращения изложницы 10 раструбный стержень вводится в раструбную часть 9 изложницы до упора кольца 5 и торца запорного фланца 4 в торец «Б литейной формы. При этом надетое со стороны рабочего торца запорного фланца 4 и закрепленное в наружной проточке 6 кольцо 5 вступает в контакт внешней выпуклой стенкой 7 с направляющим отверстием 8 изложницы 10 и кольцо 5 ежимается уменьшаясь диаметре, сближая поверхность внутренней гладкой стенки 11с наружной поверхностью тонкостенной оболочки 12 корпуса 13 стержня и уменьшая зазор «А между указанными поверхностями, что обеспечивает уплотнение центрального отверстия 14 запорного фланца.

Затем корпус 13 стержня с тонкостенной оболочкой 12 и центральная втулка 15 при помощи пружины 19 максимально выдвигаются вперед относительно запорного фланца 4 и кольца 5 в направлении литейной формы, Щтифты-кулачки 21 клинового механизма отклоняются влево от вертикальной оси, и раструбный стержень устанавливается в положение, изображенное на чертеже.

Корпус 2 и составной раструбный стержень с клиновым механизмом вращаются вместе с изложиицей 10 при заливке металла, зазор «А между внутренней гладкой стенкой 11 коробчатого кольца 5 и поверхностью тонкостенной оболочки 12 корпуса 13 стержня остается минимальным и сохраняет герметичность подвижного соединения деталей стержня.

После образования корки металла на внутренней поверхности раструбной отливки трубы, не прекращая вращение изложницы 10 и заливку металлом цилиндрической части трубы, возвратным движением каретки 1 раструбный стержень извлекается из отливки раструба по истечении определенного отрезка времени, которое контролируется электронным реле времени. При этом торец конусного хвостовика 17 штока 3 встунает в контакт с штифтами-кулачками 21 и отклоняя их вправо до посадки конусного хвостовика 17 в гнездо 16 центральной втулки 15, взаимодействует противоположными плечами штифтов 21 с фланцами и втулкой стержня, и подрывает корпус стержня с тонкостенной оболочкой из отливки.

По окончании подрыва корпуса стержня каретка 1, продолжая движение назад, выводит при помощи штока 3 корпус 13 стержня из отливки с тонкостенной оболочкой 12. При этом запорный фланец 4 вместе с коробчатым кольцом 5 увлекается

болтами 18, концы которых входят в радиальные отверстия центральной втулки 15, иружина 18 разжимается, конусный хвостовик 17 штока 3 остается посаженным в конусном гнезде 16 втулки, а размеры коробчатого кольца 5 но вынуклой стенке 7 и гладкой стенке 11 возвращаются к исходным.

Извлеченный из изложницы 10 раструбный стержень охлаждают и на тонкостенную оболочку 12 корпуса 13 стержня наносится покрытие. Отливка трубы остается в форме.

Повторение цикла начинают с установки раструбного стержня поступательным движением каретки 1 в раструбную часть 9 литейной формы. При этом коробчатое кольцо 5 вступает в контакт выпуклой стенкой 7 с отверстием 8 изложницы 10, сжимается, уменьшаясь в диаметре и сближает поверхность гладкой стенки 11 с поверхностью оболочки 12 уменьшая зазор «А, корпус 13 стержня и центральная втулка 15 выдвигаются вперед, а штифтыкулачки 21 клинового механизма отклоняются влево от вертикали

При увеличении диаметра центрального отверстия 14 вследствие износа производят замену коробчатого кольца 5. Для этого отворачивают болты 18 и снимают запорный фланец 4 с центральной втулки 15, затем частично отгибают гладкую стенку 11 кольца 5 во внутрь так, чтобы центральное отверстие 14 кольца 5 стало конусным, кольцевая шель коробки кольца 5 увеличилась, и коробчатое кольцо 5 свободно извлекается с рабочего торца запорного фланца 4.

После замены снятый запорный фланец 4 с новым кольцом 5 устанавливают на втулку 15 и заворачивают болты 18.

Выполнение раструбного стержня с надетым со стороны рабочего торца на запорный фланец и закрепленным в наружной проточке коробчатым кольцом с концентрическими стенками, взаимодействующими с направляющим отверстием раструбной части изложницы и с поверхностью оболочки корпуса стержня при поступательном движении каретки, позволяет повысить герметичность полостей раструбного.стержня, путем самоуплотнения центрального отверстия запорного фланца, сокращает межремонтный цикл узла раструбного стержня, а также затраты на материалы и изготовление запорных фланцев, выходящих из строя из-за износа центрального отверстия, и повышает работоспособность раструбного стержня.

Формула изобретения

Раструбный стержень для изложницы центробежной машины, содержащий закрепленный на каретке с возможностью вращения корпус с коническим щтоком, запорный фланец с центральным отверстием, составной многослойный корпус стержня с центральной втулкой, подпружиненной относительно вращаемого корпуса, снабженный тонкостенной упруго-деформируемой оболочкой в виде стакана, жестко

закрепленной к основанию наружной части корпуса стержня, и клиновой механизм с радиальными щтифтами-кулачками, взаимодействующими противоположными плечами с фланцем и втулкой стержня при

возвратном движении каретки, отличающийся тем, что, с целью обеспечения уплотнения отверстия запорного фланца и повышения работоспособности, запорный фланец стержня снабжен коробчатым в поперечном сечении кольцом с концентрическими стенками, надетым с возможностью крепления со стороны рабочего торца на запорный фланец, взаимодействующим внешней выпуклой стенкой кольца с направляющим отверстием раструбной части изложницы, а внутренней гладкой стенкой - с поверхностью оболочки корпуса стержня при поступательном движении каретки. Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2581499/22-03, кл. В 22D 13/10, 1978.

10

9 i6

7 // fy 2i 18

586

Похожие патенты SU768545A1

название год авторы номер документа
Раструбный стержень для изложницы центробежной машины 1978
  • Кургускин Александр Сергеевич
  • Андреев Василий Васильевич
  • Тихомиров Александр Андреевич
  • Гончаров Иван Константинович
SU719798A1
Раструбный стержень для изложницыцЕНТРОбЕжНОй МАшиНы 1979
  • Тихомиров Александр Андреевич
  • Кургускин Александр Сергеевич
SU839675A1
Раструбный стержень 1976
  • Андреев Василий Васильевич
  • Тихомиров Александр Андреевич
  • Гончаров Иван Константинович
SU602295A1
Раструбный стержень для изложницы центробежной машины 1977
  • Андреев Василий Васильевич
  • Тихомиров Александр Андреевич
  • Гончаров Иван Константинович
  • Путилин Михаил Митрофанович
SU738757A1
Раструбный стержень для изложницы центробежной машины 1980
  • Тихомиров Александр Андреевич
SU994108A1
Раструбный стержень для изложниц центробежной машины 1975
  • Тихомиров Александр Андреевич
  • Гончаров Иван Константинович
SU517391A1
Раструбный стержень 1973
  • Андреев Василий Васильевич
  • Благодатских Николай Тихонович
  • Гончаров Иван Константинович
  • Тихомиров Александр Андреевич
SU469532A1
Раструбный стержень для изложниц центробежных машин 1983
  • Тихомиров Александр Андреевич
SU1161234A1
Раструбный стержень для изложницы центробежной машины 1977
  • Тихомиров Александр Андреевич
  • Андреев Василий Васильевич
  • Гончаров Иван Константинович
SU713655A1
Раструбный стержень для изложницы центро-бЕжНОй МАшиНы 1979
  • Тихомиров Александр Андреевич
  • Кургускин Александр Сергеевич
SU831302A1

Иллюстрации к изобретению SU 768 545 A1

Реферат патента 1980 года Раструбный стержень для изложницы центробежной машины

Формула изобретения SU 768 545 A1

SU 768 545 A1

Авторы

Тихомиров Александр Андреевич

Кургускин Александр Сергеевич

Даты

1980-10-07Публикация

1978-10-10Подача