Двухконтурное гидравлическое рулевое управление транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B62D5/06 

Описание патента на изобретение SU779151A1

I

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно к колесным тракторам.

Известно гидравлическое рулевое управление транспортного средства, состоящее из маслинного бака, питающего насоса, задающего, распределительного и согласующего устройств, исполнительного гидроцилиндра, щтоковой полости Площадь, которой вдвое меньще бесщтоковой, предохранительного элемента и гидрокоммуникаций 1.

Недостатком этой системы является невозможность ее установки на мащины, у которых требуется большая мощность для осуществления поворота, так как необходимо в этом случае увеличить производительность дозатора на оборот рулевого колеса. Это создает компановочные неудобства и технологические Сложности изготовления дозатора больших габаритов. Кроме того, указанная система имеет очень сложный роторный золотник и постоянное передаточное число рулевого управления, что нежелательно, поскольку при отключении источника давления целесообразно изменить передаточное число с тем, чтобы обеспечить

возможность поворота транспортного средства вручную.

Известно также двухконтурное гидравлическое рулевое управление транспортного средства, содержащее рулевое колесо, ки матически связанное с дозатором и двухпозиционным золотниковым распределителем, соединенным гидролиниями следящего контура с дозатором, напорной гидролинией насоса, исполнительным гидроцилиндром и баком, и напорной, рабочими и сливной гидро10 линиями неследящего контура соответственно с напорной гидролинией насоса, с исполнительным гидроцилиндром и с баком 2. Недостатком данной системы является ее пониженная надежность из-за невозможности работы системы при неработающем

15 насосе.

Цель изобретения - повышение надежности системы путем обеспечения возможности работы рулевого управления при неработающем насосе.

20 Указанная цель достигается тем, что двухконтурное гидравлическое рулевое управление транспортного средства снабжено двумя обратными клапанами и следящим гидроцилиндром, кинематически связанным с исполнительным гидроцилиндром, штоковыёпблости последних соединены в обоих рабочих положениях через упомянутый двухпозиционный золотниковый распределитель с Дозатором, а поршневые - в одном из рабочих положений двухпозиционного золотникового распределителя с дозатором, а в другом - со сливной гидролинией, причем первый из обратных клапанов установлен в гидролинии, связывающей напорную гидролинию насоса с напорной гидролинией неследящего контура, а второй - в гйдролиНИИ, связывающей напорную гидролинию неследящего контура со штоковой полостью следящего гидроцилиндра в положениях, обеспечивающих беспрепятственный перепуск рабочей жидкости по направлению к напорной гидролинии неследящего контура, а рабочие объемы штоковых полостей исполнительного и следящего гидроцилиндров в два раза меньше рабочих объемов порщневых полостей этих гидроцилиндров. На чертеже показана гидравлическая схема и вариант конструктивного исполнения предложенного рещения. Система рулевого управления состоит из двух контуров: следящего и неследящего. В следящий контур входит насос 1 с параллельно подключенным обратным клапаном 2, гидролинией 3, подключенной к центральной нагнетательной полости двухпозиционного золотникового распределителя 4, и дозатор 5 с гидролиниями 6 и 7, следящий гидроцилиндр 8, встроенный в щток исполнительного гидроцилиндра 9, гидролиниями 10 и 11 подключенный к гидролиниям следящего контура распределителя 4. В неследящий контур входит насос 1, подключенный гидролиниями 12 и 13 к крайним нагнетательным полостям через обратный клапан 14, исполнительный гидроцилиндр 9 с гидролиниями 15 и 16, подключенный к Тидролиниям неследящего- контура распределителя 4. Напорные гидролинии 12 и 13 неследящего контура соединены с напорной гидролинией 3 насоса 1 и щтоковой полостью гидроцилиндра 8 следящего контура через обратные клапаны 14 и 17. Неследящий контур гидролинией 18 сообщается с баком. В корпусе золотника выполнены два П-образных канала 19 и 20. Система работает следующим образом. Насос 1 питает одновременно оба контура. При отсутствии воздействия водителя на рулевое колесо весь поток рабочей жидкости подается на слив через клапан 14 и гидролинии 12, 18, а рабочие полости гидроцилиндров 8 и 9 и дозатора 5 находятся в запертом состоянии. При повороте рулевого Колеса возникает осевая сила в винтовом сопряжении, перемещающая золотник распределителя 4 вверх или вниз в зависимости от направления вращения. Перекрытие в золотнике подбирается так, что неследящий контур менее чувствителен, чем следящий. Это значит, что канал 19 вступает в сообщение с гидролинией 15 (при движении золотника вниз), а гидролиния 13 с гидролинией 16 (при движении золотника вверх) при больщем смещении распределителя 4, чем это необходимо для всех остальных перекрытий в золотниковом распределителе. При этом при любом воздействии на рулевое колесо рабочая жидкость вначале направляется через согласующее устройство - дозатор 5 в гидроцилиндр 8. Дозатор 5 и центрирующие пружины возвращают золотник в исходное положение. При вращении рулевого колеса, например, против часовой стрелки золотник распределителя 4 перемещается вверх. При этом вначале включается следящий контур и давление. от насоса 1 по гидрЬлиниям 3 и 7 через дозатор 5, гидролинии 6 и 11, канал 20 и гидролинию 10 распространяется сразу в обе полости гидроцилиндра 8 следящего контура. А золотник, между тем, продолжает перемещаться вверх до тех пор, пока не вступит в работу второй контур, так как усилие, развиваемое гидроцилиндром 8, не достаточно для обеспечения поворота транспортного средства, а рабочая жидкость не может перетекать через клапан 17. С дальнейщим перемещением золотника распределителя 4 вверх обе полости гидроцилиндра 9 сообщаются через клапан 14, гидролинии 13, 16 и 12, 15 с насосом 1. 8силу разности объемов рабочих полостей обоих цилиндров происходит выдвижение щтока, обеспечивающее нужный поворот. С прекращением вращения рулевого колеса вначале отключается неследящий контур, а затем следящий, что обеспечивает работоспособность системы. При перемещении золотника вниз также вначале включается следящий контур, а затем неследящий. При этом жидкость от насоса, соответственно, вначале по гйдроли- . ниям 3 и 6, через дозатор 5, гидролинии 7 и 10 поступает в щтОковую полость гидроцилиндра 8, а затем через клапан 14, гидролинии 12 и 15 в щтйковую полость гидроцилиндра 9. При этом щток гидроцилиндра 9втягивается, осуществляя поворот колес, а вытесняемая из бесщтоковых полостей жидкость по гидролиниям 11, 16, и 18 уходит на слив. При неработающем насосе 1 дозатор 5, выполняя функции ручного насоса, засасывает жидкость через клапан 2 и нагнетает в рабочие полости гидроцилиндра 8. Поскольку клапан 17 не подпирается давлением от насоса 1 со стороны гидролинии 13, то рабочая жидкость от дозатора через канал 20, клапан 17, гидролинии 12, 13, 15 и 16 поступает одновременно и в рабочие полости гидроцилиндра 9. Таким образом достигается автоматическое изменение передаточного отношения при отказе .насоса 1, что облегчает поворот тяжелого транспортного средства вручную.

Подбирая различное соотношение объемов рабочих полостей цилиндров следящего и неследящего контуров, можно достичь необходимого изменения передаточного отнощения при работающем и неработающем источнике давления, из соотнощения объема рабочих полостей цилиндра следящего контура и производительности дозатора на оборот рулевого колеса подбирается необходимое передаточное число системы в нормальном режиме.

Формула изобретения

Двухконтурное гидравлическое рулевое управление транспортного средства, содержащее рулевое колесо, кинематически связанное с дозатором и двухпозиционным золотниковым распределителем, соединенным гидролиниями следящего контура с дозатором, напорной гидролинией насоса, исполнительньш гидроцилиндром и баком, и напорной, рабочими и сливной гидролиниями неследящего контура соответственно с напорной гидролинией насоса, с исполнительным гидроцилиндром и с баком, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения возможности paботы рулевого управления при неработающем насосе, оно снабжено двумя обратными клапанами и следящим гидроцилиндром, кинематически связанным с исполнительным

гидроцилиндром, щтоковые полости последних сообщены в обоих рабочих положениях через упомянутый двухпозиционный золотниковый распределитель с дозатором, а порщневые - в одном из рабочих положений двухпозиционного золотникового распределителя, с дозатором, а в другом - со сливной гидролинией, причем первый из обратных клапанов установлен в гидролинии, связывающей напорную гидролинию насоса с напорной гидролинией неследящего контура, а второй - в гидролинии, связывающей напорную гидролинию неследящего контура со штоковой полостью следящего гидроцилиндра в положениях, обеспечивающих беспрепятственный перепуск рабочей жидкости по направлению к напорной гидролинии неследящего контура, а рабочие объемы штоковых полостей исполнительного и следящего гидроцилиндров в два раза меньше рабочих объемов поршневых полостей этих гидроцилиндров:

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент США № 3528521, кл. 180-79.2, 1970.

2.Авторское свидетельство СССР №541713, кл. В 62 D 5/06, 1977 (прототип).

Похожие патенты SU779151A1

название год авторы номер документа
Рулевое управление транспортного средства 1978
  • Ульбашев Шамиль Дагирович
  • Лебедев Олег Владимирович
SU765080A1
Рулевое управление транспортного средства 1974
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Жаворонков Андрей Владимирович
SU779150A1
Гидравлическое рулевое управлениеТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Ульбашев Шамиль Дагирович
  • Лебедев Олег Владимирович
SU797942A1
Двухконтурное гидравлическое рулевое управление транспортного средства 1987
  • Ульбашев Шамиль Дагирович
SU1468810A1
Гидравлическое рулевое управлениеТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Ульбашев Шамиль Дагирович
SU818943A1
Гидравлическое рулевое управление траспортного средства 1981
  • Новожилов Юрий Иванович
  • Гофман Владимир Иосифович
  • Сергеев Виктор Петрович
  • Шрам Юрий Владимирович
  • Рубизов Вячеслав Федорович
SU977257A1
Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного оборудования транспортного средства 1989
  • Букатов Максим Набиевич
SU1782838A1
Гидросистема рулевого управления колесного транспортного средства 1983
  • Либерфарб Зилек Берович
SU1146227A1
Гидрообъемное рулевое управление транспортного средства 1990
  • Печкин Алексей Григорьевич
  • Киреев Валерий Ефимович
  • Зацепин Геннадий Александрович
SU1754550A1
Устройство для прессования изделий из порошковых материалов 1983
  • Зисер Меер Аврумович
  • Каменев Николай Парфентьевич
  • Афаунов Сафарби Хаутиевич
SU1081002A1

Иллюстрации к изобретению SU 779 151 A1

Реферат патента 1980 года Двухконтурное гидравлическое рулевое управление транспортного средства

Формула изобретения SU 779 151 A1

SU 779 151 A1

Авторы

Ульбашев Шамиль Дагирович

Лебедев Олег Владимирович

Даты

1980-11-15Публикация

1978-02-16Подача