I
Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для блокировки лихтеров на лихтеровозе.
Известно устройство для автоблокировки лихтеров на лихтеровозе, содержащее рычаги и клинья, установленные с возможностью перемещения в клиновой опоре между лихтером и корпусом лихтеровоза, расположенные в несколько ярусов по высоте грузового трюма лихтеровоза и соединенные гибкими связями с рычагами, щарнирно закрепленными на корпусе лихтеровоза и снабженными упорно-обкатными роликами 1.
Недостаток указанного устройства заключается в низкой надежности в работе.
Цель изобретения - повыщение надежности в работе, его ремонтопригодности и удобства в эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что каждый рычаг содержит два шарнирно соединенных между собой звена, первое из которых щарнирно закреплено на корпусе лихтеровоза и снабжено ограничительными упорами для другого звена, причем последнее звено выполнено двуплечим, на одном плече которого установлен упорно-обкатной ролик, а другое плечо соединено с помощью
гибкой ограничительной связи с корпусом лихтеровоза, причем на корпусе лихтеровоза установлена подпружиненная защелка, сопрягае.мая с первым звеном, при этом подпружиненная защелка снабжена электроg магнитом и связана с ним посредством дополнительной гибкой связи.
Кроме того, клин может быть снабжен датчиком его положения, выполненным в виде конечного электровыключателя, причем на клине установлен упор со скосом, взаимо10 действующий с толкателем выключателя.
На фиг. 1 схематически изображена часть трюма лихтеровоза, поперечное сечение; на фиг. 2 - план части трюма судна и расположение клиньев и рычагов относительно лихтера на фиг. 3 - вид А на фиг. 2;
15 на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг. 3; на фиг. 7 - сечение Д-Д на фиг. 6.
В трюме лихтеровоза 1 продольные пере20 борки 2 выделяют грузовой трюм, в котором установлен штабель лихтеров 3. На уров не палуб лихтеров 3 находятся трюмные площадки 4. На всю высоту трюма, по углам штабеля лихтеров 3 размещены Г-образные вертикальные направляющие 5 для югрузки и выгрузки лихтеров.
На фиг. 2, 4, 5 и б позицией 6 обозначен след плоскости, про.ходящей через рабочие повер.хности вертикальных направляющи.х 5 и ограничивающей поперечное (относительно судна) перемещение лихтеров 3 в процессе их гюгрузки и выгрузки.
Предлагаемое устройство состоит из идентичных, поярусно расположенных на трюмных площадках 4 узлов, содержащих двухзвенные рычаги и соединенные с ними клинья 7 в кли, )вых опорах 8. Каждый двухзвенный рычаг состоит из звена, шарнирно закрен..1енного на площадке 4 и звена, несущего упорно-отказной ролик 9. Первое звено установлено на оси 10, закрепленной с помощью нодшипников 11 и упоров 12 на площадке 4. Это звено и.меет плечо 13, которое соединено с помощью троса 14 и пружинного буфера 15 через ролик 16 с клином 7, а также плечо 17, снабженное ограничительным упором 18, осью 19, упором 20.
Второе звено двухзвенного рычага выполнено в виде двуплечего рычага 21, установленного на оси 19 плеча 17, одно плечо которого снабжено упорно-обратным роликом 9, а другое плечо соединено с номощью гибкой связи 22, например, цепи, с прочной стойкой 23, установленной на площадке 4.
В качестве ограничителя угла поворота одного звена двухзвенного рычага относительно другого звена этого рычага установлены гибкая связь 22 и ограничительный упор 18. Клин 7 и его клиновая опора 8 снабжены предохранительными упорами 24 и 25, исключающими аварийное выпадение клина 7 из опоры 8. Клин 7 выполнен с направляющими выступами 26, сопрягаемыми с направляющими выступами клиновой опоры 8, при этом выступы опоры 8 вынолнены в виде накладных планок 27, устанавливаемых с помощью болтового соединения на опоры 8.
На плече 13 установлен язычок 28, который входит в зацепление с подпружиненной защелкой 29. Эта защелка 29 смонтирована в кожухе 30, который крепится к плоп.1адке 4.
Конструкция подпружиненной защелки 29 показана на фиг. 6 и 7.
В кожухе 30 установлен электромагнит 31 якорь которого соединен тросом 32 через ролик 33 с подпружиненной защелкой 29 На кожухе 30 установлен ролик 16 с предохранительным кожухом 34, предотвращающим соскакивание троса 14 с ролика 16.
Датчик 35 положения клина относительно клиновой опоры закреплен на кожухе 30. В качестве этого датчика может быть использован конечный выключатель в герметичном исполнении. Клин 7 снабжен упором со скосом 36, который при нерабочем положении клина 7 в верхней части клиновой опоры 8, находится в контакте с датчиком 35.
На фиг. 4 и 5 основной линией ноказаны клин 7 и звенья двухзвенного рычага в нерабочем положении, когда все детали устройства находятся .между продольной переборкой 2 и плоскостью 6, а штрих-пунктирной линией показаны клин 7 и звенья двухзвенного рычага в рабочем положении, когда клин 7 обеспечивает силовой контакт между лихтером 3 и клиновой опорой 8, при этом звенья рычага показаны зависающими над палубой лихтера 3.
Позицией 37 на фиг. 5 показан борт лихтера 3 в процессе его перемещения вверх при выгрузке лихтера из трюма.
Устройство работает следующим образом.
После загрузки штабеля лихтеров 3 в трюм на пульте управления и сигнализации включается электромагнит 31. Якорь электромагнита 31 через трос 32 оттягивает защелку 29, и она освобождает язычок 28. Под воздействием силы тяжести рычага ось 10 поворачивается в подшипниках 11 и оба звена двухзвенного рычага зависают над палубой лихтера 3. При этом натягивается гибкая связь 22 и рычаг 21 упирается в упор 18. Поворачиваясь на оси 10, плечо 13 освобождает трос 14, который связан с клином 7. Под действием силы тяжести клин 7 соскакивает в зазор между клиновой опорой 8 и лихтером З.Трос 14 провисает.
Установленный на клине 7 упор со скосом 36 освобождает толкатель датчика 35 и, таким образом, на пульт уггравления и сигнализации подается сигнал о том, что устройство сработало и лихтер заблокирован клиньями.
При выгрузке лихтеров 3 судовым козловым краном в первоначальный момент движения клин 7 освобождается от силового заклинивания, т. е. «страгивается с места за счет силы трения между клином и бортом лихтера 3.
Затем в контакт с палубой лихтера 3 вступает упорно-обкатной ролик 9. В процессе обкатывания роликом 9 лихтера 3 оба звена двухзвенного рычага отклоняются в исходное положение, язычок 28, установленный на плечо 13, проскакивает подпружиненную защелку 29 и узел устройства приходит в исходное нерабочее положение. При этом плечо 13 через трос 14 и ролик 16 возвращает клин 7 в нерабочее положение. Упор со скосом 36 опять нажимает на шток датчика 35, и на пульт управления и сигнализации поступает сигнал, что устройство находится в нерабочем положении.
После прохождения борта лихтера (поз. 37 фиг. 5) рычаг 21 поворачивается под действием силы тяжести на оси 19 и опирается на упор 20.
Таким образом, все детали данного узла устройства оказываются между плоскостью 6, проходящей через рабочую поверхность вертикальных Г-образных направляющих, и продольной переборкой, т. е. в нерабочем положении. Пружинный буфер 16 предохраняет трос 14 от обрыва в случае раскачивания лихтера 3 на стропах козяового крана и кратковременного защемления клина 7 в процессе выгрузки лихтера 3. Ремонт всех узлов устройства в период рейса при заблокированном щтабеле лихтеров, кроме самих клиньев 7 и клиновых опор 8, не выбывает затруднений, так как в рабочем положении устройства тросы 14 Провисают и дают возможность отсоединить устройство от клиньев 7 с целью ремонта или замены. В случае отказа энергоблока судна и обесточивания устройства, блокировка лихтеров осуществляется вручную простым отжатием подпружиненной защелки 29. Формула изобретения 1. Устройство для автоблокировки лихтеров на лихтеровозе, содержащее рычаги и клинья, установленные с возможностью перемещения в клиновой опоре между лихтером и корпусом лихтеровоза, расположенные в несколько ярусов по высоте грузового трюма лихтеровоза и соединенные гибкими СВЯЗЯМИ с рычагами, щарнирно закрепленными на корпусе лихтеровоза и снабженными упорно-обкатными роликами, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности в работе, его ремонтопригодности и удобства в эксплуатации, каждый рычаг содержит два щарнирно соединенных между собой звена, первое из которых щарнирно закреплено на корпусе лихтеровоза и снабжено ограничительным-и упорами для другого звена, причем последнее звено выполнено двуплечим, на одном плече которого установлен упорно-обкатный ролик, а другое плечо соединено с помощью гибкой ограничительной связи с корпусом лихтеровоза, причем на корпусе лихтеровоза установлена подпружиненная защелка, сопрягаемая с первым звеном, при этом подпружиненная защелка снабжена электромагнитом и связана с ним посредством дополнительной гибкой связи. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что клин снабжен датчиком его положения, выполненным в виде конечного электровыключателя, причем на клине установлен упор со скосом, взаимодействующий с толкателем выключателя. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2494574/27-11, кл. В 63 В 25/22, 1977.
If 2/ Z5 0
10 13
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для блокировки лихтеров на лихтеровозе | 1977 |
|
SU683950A1 |
Устройство для закрепления лихтеров в грузовом трюме лихтеровоза | 1978 |
|
SU676492A1 |
Устройство для крепления лихтеров в грузовом трюме лихтеровоза | 1978 |
|
SU707847A1 |
Устройство для швартовки лихтеров к кормовой оконечности лихтеровоза | 1980 |
|
SU943088A1 |
Устройство для крепления лихтеров в грузовом трюме лихтеровоза | 1980 |
|
SU906783A1 |
Устройство ограничения горизонтальных перемещений лихтера в кормовом проеме лихтеровоза | 1983 |
|
SU1127803A1 |
Лихтеровоз | 1988 |
|
SU1654116A1 |
Противообледенительное устройство | 1982 |
|
SU1041411A1 |
Кормовая оконечность лихтеровоза | 1981 |
|
SU1070057A1 |
Устройство для погрузки, выгрузки и крепления лихтеров в грузовом трюме лихтеровоза | 1977 |
|
SU725945A1 |
Фи(г,.1
1,0
г- г
30
23
ir
-тУ////////. j r/7:r- - / 7
г. /
/5 /
30Д-Д
Фиг.7
Авторы
Даты
1980-12-23—Публикация
1979-02-28—Подача