1
Изобретение предназначено для использования в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечиваю1чего пилота информацией о положении летательного аппарата в пространстве,в частности в системах директорного и автоматического управления самолетами.
Известны директорные приборы с одним командным индексом и с двумя командными индексами (командными планками в виде взаимно перпендикулярных планок). Конструкции таких приборов существенно отличаются одна от другой, вследствие чего при переходе от одного вида индикации команд к другому появляется необходимость новой разработки, что увеличивает номенклатуру выпускаемых производством деталей и узлов, значительно удорожает производство и эксплуатацию приборов. Приборь содержат модуляторы, сумматоры, инверторы, следящие системы, выходы которых с:вязаны через узел управления с командными индексами, индицирующими команды 1.
Директорный прибор 2 состоит из замкнутых (электромеханических) следящих систем и механической связи, выполненной из зубчатых секторов, зубчатых колес, дифференциалов и двух половинок командного индекса, которые представляют собой усеченные призмы (возможны другие форmi), закрепленные на зубчатых секторах, представляющих механический узел управления. Сигналы команд по , крену ( и тангажу отрабатыва0ются следящими системами, выходы которых сЪязаны с входными колесами дифференциалов механического узла управления. При наличии одной команды по крену или команды по танга5жу командный индекс совершает соответственно вращательное или поступательное движение.
При наличии команд по крену и по тангажу комг1ндный индекс совершает
0 сложное движение, поворачиваясь вокруг своего центра и перемещаясь поступательно, и индицируя таким образом одновремеино команду по крену и по тангажу. КроМе , известный прибор сложен.
Целью изобретения является упрощение конструкции.
Эта цель достигается тем, что в директорном приборе, содержащем
0 следящие системы, подключенные
к входным каналам и механический узел управления с элементами индинации, состоящий из двух зубчатых секторов, сопряженных через -первую пару зубчатых колес с входными валами механического узла управления, а через кулач1совые секторы - с другой парой зубчатых колес и элементами индикации.
Установлено неподвихнсе зубчатое колесо, сопряжённое ервз другую пару зубчатых колес с кулачковыми секторами и две дополнительных пары кинематически связанных сежду собой зубчатых колес, в калсдой из которых одно зубчатое колесо связано с одним из входных валов механического узла управления, а другое с выходом соответствующей следящей системы.
На чертеже изображена функциональная схема директорного прибора.
Директорный прибор состоит из двух подключенных к входным каналам 1 и 2 замкнутых (электромеханических) следящих систем 3 и 4, и механического узла управления, состоящего из зубчатых секторов 5, 6, кулачковых секторов 7, 8, зубчатых колес 9-18 и элементов индикации 19, 20.
Зубчатые колеса 14, 16 и 17 установлены на входных валах 21 и и 22.
Устройство работает следующим образом.
Сигналы команд по крену dz и тангажу сГи отрабатываются посредством замкнутых (электромеханических) следящих систем 3 и 4. Выходы еледящих связаны с зуг чатыми колесами 14 и 16.
Сигнсшы команд по крену и по тангажу представляют собой электрические сигналы с основными характеристикаг.да для аналогового типа.
Рассмотрим случай, когда изменился только сигнал в канале 1. В этом случае следящая система 3 поворачивает зубчатое колесо 14 на соответствующий угол, например, по часовой стрелке. Через колеса 13, 15 и 11 разворачивается зубчатый сектор 5 вместе с элементом 19 против часовой стрелки. Одновременно за счет обкатки колеса 9 и кулачкового сектора 7 относительно неподвижного зубчатогд колеса 18 элемент 19 поворачивается вокруг свое оси в противоположную сторону. Результирующее перемещение элемента 19 в рабочем диапазоне выглядит
как плЪскопараллельное перемещение влево.
При изменении сигнапа только в канале 2 следящая система 4 поворачивает зубчатое, колесо 16. В дальнейшем устройство работает аналогично. При этом результирующее перемещение элемента 20 в рабочем диапазоне выглядит как плоскопараллельное перемещение вниз.
При наличии сигналов в каналах
1 и 2 элементы индикации 19 и 20 перемещаются раздельно (каждый от соответствующего сигнала).
Введение дополнительного неподвижного зубчатого колеса и введение
5 в зацепление с ним пары кулачковых секторов, а также, замена дифференциалов на зубчатые колеса позволяет без существенной доработки директорного прибора изменять форму представления команд. Это сокращает
вдвое затраты а разработку прибора и значительно сокращает затраты на его освоение.
Кроме того, достигается взаимозг меняемость директорных приборов с различной формой представления команд.
Лормула изобретения
Директорный прибор, содержащий следящие системы, подключенные к входным каналам, и механический узел управления с элементами индикации, состоящий из двух зубчатых секторов, сопряженных через первую пару зубчатых колес с входными валами механического узла управления, а через кулачковые секторы с другой парой зубчатых колес и
0 элементами индикации, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, он содержит неподвижное зубчатое колесо, сопряженное через другую пару зубчатых
j колес с кулачковыми секторами, и две дополнительные пары кинематически связанных между собой зубчатых колес, в каждой из которых одно зубчатое колесо связано с одQ ним из входных валов механического узла управления, а другое - с выходом соответствующей следящей систеь.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
5. 1, Авторское свидетельство СССР № 419846, кл. Г, 05 В 13/02, 1971.
2. Авторское свидетельство ССС 600522, кл. G 05. В 13/02, 1975 (прототип).
{8
н
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Директорный прибор | 1975 |
|
SU600522A1 |
ДИРЕКТОРНЫЙ ПРИБОР | 1971 |
|
SU419846A1 |
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2016 |
|
RU2647344C2 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2011 |
|
RU2474862C1 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР ВЕРТОЛЕТА | 2013 |
|
RU2539708C1 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2002 |
|
RU2207514C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2312793C1 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2019 |
|
RU2716886C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ | 2004 |
|
RU2267747C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ | 2003 |
|
RU2235043C1 |
Авторы
Даты
1981-02-07—Публикация
1979-04-04—Подача