1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах различных машин.
Известен подшипниковый узел, содержащий смонтированные в корпусе вал с под1иипником качения, состоящим из внутреннего и наружного колец с телами качения между ними, крышек одна с образованной цилиндрической и вертикальной стенками кольцевой камерой для закладки смазки с заслонкой, другая с камерой для сбора отработанной смазки l .
Однако в известном узле невозможно продвижение заложенной консйсгентной смазки к трущимся частям подшипника без принудительного воздействия на нее, поэтому смазка используется лишь частично (на небольшую глубину близлежащего к подшипнику слоя). Это вынуждает несмотря на значительный (и даже любой) объем камеры и заложенной в нее смазки периодически добавлять опрессовывать дополнительно свежую смазку, чтобы ею как поршнем продвинуть некоторую часть заложенной смазки к трущимся частям подщипника, а через определенный период полностью заменять
заложенную смазку в процессе эксплуатации машины-, так как соприкасающийся с подшипником слой ее со временем стареет, затвердевает и теряет свои смазывающие свойства. Большая же часть заложенной при сборке подшипника и добавленной в процессе эксплуатации смазки остается неиспользованной.
0
Цельизобретения - обеспечение автоматической смазк-и узла.
Поставленная цель достигается тем, что в подшипниковом узле, содержащем смонтированные в корпусе
5 вал с подшипником качения, состоящим из внутреннего и наружного колец, с телами качения между ними, крышек - одна с образованными цилиндрической и вертикальной стенками кольцевой камерой для закладки смазки с заслонкой, другая с Кс1мерой для сбора, отработанной смазки, вертикальная стенка в кольцевой ка - мере крышки от оси к ее периферии
5 выполнена наклонной; кроме того, наклонная поверхность в кольцевой камере крышки образована посредством установки полукольца, заслон-ка выполнена с сегментным срезом,
0 имеющим скошенную кромку, при этом внутренняя поверхность кольцевой камеры образована поверхностью усеченного конуса, большее основание которого обращего в сторону подшипника. На фиг. 1 изображен подшипниковый узйх, разрез; на фиг. 2 кольцевая камера, вариант. Подшипниковый узел состоит из подишпника 1, который внутренним кольцом 2 насажен на вал 3 и дополнительно закреплен кольцом 4. Наруж ным кольцом 5 он установлен в .корпу се 6. С боков подшипник закрыт крыш ками 7 и 8. Крышка 8 в верхней час ти имеет радиальное отверстие 9 с входящей в него трубкой 10 подачи смазки в кольцевую камеру 11. Камера J.1 образована цилиндрической и вертикальной стенками крышки 8 и « закрепленной в ней со стороны подшипника заслонкой 12. В верхней пол окружности камера представляет полуцилиндр, а в нижней - полуконус или клин, наклонная поверхность 13 которых подходит к трущимся частям подшипника. В случае цилиндрической выборки в крышке наклонная поверхность в камере выполняется установ кой дополнительного наклонного 14 или клинообразного полуколец 15. Заслонка 12 в нижней части имеет сегментный срез с направляющим ско сом 16 для прохода смазки из камеры 11 к трущимся частям подшипника Величина среза определяется расчетно-экспериментальным путем для обеспечения оптимального количества поступления смазки в подшипник. Для машин (механизмов) с поворачивающимся в процессе работы корпусом вокруг оси подшипника 11 для размещения смазки камера выполня-, ется в виде усеченного конуса, а заслонка 12 с несколькими сегмент .ными срез-ами 16 по окружности для прохода смазки из камеры к трущимся частям подшипника в любом положении корпуса. Крышка 7 подшипника имеет цилиндрическую выборку 17, образующую вместе с торцовой поверхностью подшипника пространство 18 для выхо да отработанной смазки из подшипника, В нижней части крышка 7 имеет камеру 18 со съемной крышкой 19. Камера 18 служит для сбора и удаления отработанной смазки, поступающей через отверстие 20, и отвода моющей жидкости в случае промывки подшипника без разборки. Крышка 19 может также использоваться для ориентировочного контроля наличия смазки в подайипнике по количеству заложенной свежей и прошедшей в камеру отработанной смазки. Узел работает следующим образом Камера .11 через трубку 10 и отверстие 9 заполняется необходимым количеством смазки. Под действием собственного веса, а также вибра- ций при работе машины смазка опускается и по наклонной поверхности 13 стенки камеры 11 продвигается в сторону подшипника. От трения в работе механизма подшипник 1 разогревается, а от него разогреваются И разжижаются соприкасающийся и близлежащий слой смазки. Разжиженная часть смазки по наклонной поверхности 13 через сегментный срез 16 заслонки 12 протекает к трущимся частям подшипника, смазывая их-. Прошедшая (вытесненная свежей) на другую сторону подшипника отработанная смазка через отверстие 20 постепенно опускается в камерусборник 18. Так продолжается до полного расхода заложенной вкамеру 11 смазки . Из камеры 18 отработанная смазка удаляется при снятой крышке 19. При незначительном количестве закладываемой в камеру 11 смазки илипри малом старении смазки в процессе эксплуатации отвод отработанной смазки в сборник и сам сборник не требуется, удаление отработанной смазки производится при перезаправке свежей смазкой подшипника. Предлагаемое устройство обеспечением возможности нормированной закладки, оптимизации расхода и полного использования заложенной в камеру подшипника смазки исключает необходимость периодического добавления и контроля наличия смазки в под-i шипнике, а также улучшает качества смазывания трущихся частей подшипника за.счет лучшей организации подвода свежей и отвода отработанной смазки. Формула изобретения 1.Подшипниковый узел, содержащий смонтированные в корпусе вал с подшипником качения, состоящим из внутреннего и наружного колец с телами качения между ними, крышек - одна с образованной цилиндрической и вертикальной стенками кольцевой камерой для закладки смазки с заслонкой, другая с камерой для сбора отработанной смазки, о тичающийся тем, что, с целью обеспечения автоматиеской смазки узла, вертикальная стенка в кольцевой.камере крышки от оси к ее периферии выполнена наклонной. 2.Подшипниковый узел по п. , тличающийся тем, что, наклонная часть вертикальной стенки кольцевой камере крышки выполнена виде полукольца. 3.Подшипниковый узел по п, 1, тличающийся тем, что
заслонка выполнена с сегментным срезом, имеющим скошенную кромку.
4. Подшипниковый узел по п. 1, от 1ичающийся тем, что, с целью обеспечения автоматической смазки узла при поворотах его относительно оси вала, внутренняя по.верхность кольцевой камеры образована поверхностью усеченного конуса, большее основание которого обргицено в-сторону подшипника.
Источники информации, . j. принятые во внимание при экспертиг е
1. Патент США 2164449, кл. 308-187, 1939.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел | 1976 |
|
SU832154A1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1990 |
|
SU1733751A1 |
Подшипниковый узел вертикальной электрической машины | 1985 |
|
SU1339768A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1979 |
|
SU892995A1 |
Бесконтактное уплотнение вращающегося вала | 1979 |
|
SU861810A1 |
Электрическая машина с горизонтальным валом | 1981 |
|
SU961051A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1749569A1 |
РОТАЦИОННО-ПЛАСТИНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР | 2000 |
|
RU2202713C2 |
Поршневая машина | 1989 |
|
SU1694934A1 |
БЕСШАТУННЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ С РОТОРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ | 1994 |
|
RU2126890C1 |
IS
Авторы
Даты
1981-04-15—Публикация
1979-02-12—Подача