Способ измерения коэффициента тренияВ ОчАгЕ дЕфОРМАции пРи НЕСиММЕТРичНОйпРОКАТКЕ Советский патент 1981 года по МПК B21B38/00 

Описание патента на изобретение SU827202A1

(54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ТРЕНИЯ В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРИ НЕСИММЕТРИЧНОЙ ПРОКАТКЕ или скоростные условия в зонах обжатия, относящиеся к каждому валу, различны. Внешним нризиаком процесса несимметричной прокатки является изгиб иолосы до входа в валкн и иосле выхода ее из валков. При нрочих равиых условиях ирокатки изгиб иолосы зависит от относительного обжатия, толщины ирокатываемой нолосы и коэффиннеита треиия в очаге деформации. Если прокатка ведется в валках с разными дпамстрам, то ири малых обжатнях полоса нзгибается в сторону валка меньшего диа.мет|,и, а нрн болыних обжатиях - в сторону валка большего диаметра, имеющего больиПЮ окружную скорость. Зная величины обжатия полосы и параметры, опредсляюии1е несимметричность нроцесса и эокатк11 (различие в диаметрах прокатных валков, различие в окружной скорости иоверхности валков) и измерив кривизну выходящей 113 валков полосы, можно рассчитать коэ()фициеп7 трегн я в очаге деформации. При расчете коэффициента трения могут быть исиользоваиы следующие завнси. мости. Схема прокатки образцов в цееимметричных условиях, иаиример валках разного диаметра, враиииоицьхся с одинаковой угловой скоростью, показана на чертеже. Согласно известным иоложениям теории ир(1ка1ки опс)ежение и иейтральиый угол отьоситольио валков большего диаметра и MeubHJCio диаметра выражаются слсдуюпдими фо рмулаМИ Экелуида- Па15ЛОВа -и Головина-Дрезденагде Л - толпипш нолось Hoc.ie прокатки; 1.1 - коэфф.ициеит трення; R - радиус валка; 5 опереже ие; Y -- нейтральный угол; U - угол контакта (захвата). Пнчексы «б и «м обозначают значение параметра со стороны валка большего («б) пли меньшего {«м) диаметров. При ирокатке в песимметричиых условиях, обусловлеимых различием диаметров верхнего и нижиего валков, углы захвата соответствсино для валков большего к меиьщего диаметров рассчитываются из ус ловия равенства нолных давлений к а вер.хнсм и н.ижнем валках но выраженням м/г. i.ft -7Г . (2) ; , 1 и Aj. /г - абсолютное обжатие полосы валками большего и меньшего диаметров; /г - общее абсолютное обжатие полосы, равпое разности толщины полости на входе и выходе из валков Д/г /го- -Ль одная толи;ииа иолосы. вая участок, выходящий из ы, выделенный двумя радиальоженными на расстоянии ф сено записать V/: / V родолжительность ирокатки рассматриваемого участка иолосы;скорости выхода полосы со сторопы валков большего и меньщего диаметров соответетвенно;длины рассматриваемого участка иолосы на иоверхноетях, соответствующих валкам 6ovTbшего и меньшего диаметров. стороны очевидно, что / Гм-- ; 7-;; tГу радиуеы кривпзиы поверхиостей прокатываемой полосы, прилегающих (соответствующих) валкам большего и и меньщего диаметров; длина рассматриваемого учаетка (д)Ти) прокатываемой полосы, выраженная в радианах. принятой схеме h,h. иус изгиба прокатываемой посы по осевой линии (радиус ивизны). ляя выражения (3), (4), (5), ft, V извеетио, что где Vp и VM- окружные скорости валков большего и меньшего диаметров соответственно. По одинаковой угловой скорости со врашеимя обоих валков 1/6 со/, о; 1/„.и)..(8) Используя в выражении (6) зависимости (7) и (8), получаем 1 1 + 5о I где ооозиачено . R., - /j: Решая уравнение (9) относительно радиуса кривизны, получаем 1 ;-So -i( +5м) и, 1+5о-/(1+5м) 2 Таким образом, прокатывая нолосы в асимметричных условиях, в частности в валках разного диаметра, измеряя величину обжатия и радиус искривления выходяш.ей из валков полосы, с помош,ью выражений (1), (2), и (10) можно рассчитать коэффициеит трення. Если иодставить в выражение (10) значеиия Sg п SM согласно (1-2), то разренпггь его относительно коэффициента треиия ,11 без упрощений не представляется возможным. Поэтому значительно удобнее находить 1.1 с помощью формул (1), (2), (10) методом обратного пересчета, например путем подбора. В последнем случае, последовательно задавая в формулы (1), (2), (10) различные значения .ц, вычисление ведется до совпадения расчетной величины радиуса выходящей из вал1-;ов полосы с величиной радиуса кривизны, установленной ирп ирокатке. Если асим.метрия процесса прокатки создается за счет различия скоростей вращения верхнего и нижнего валков одииакового радиуса, то в выражении (10) следует принимать i При вычислении коэффициента трения кривнзну следует считать положительной н измере1П1ый радиус искривления полосы подставлять в формулу (10) со знаком «плюс в тех случаях, когда выходящая из валков полоса изгибается в стороиу валка меньшего днаметра. П наоборот, величииу г. принимать со знаком «минус ири изгибе прокатанной полосы в сторону валка большего днаметра. Предлагаемый способ осуществляется с;1едующ,им образом. В ирокатаииую клеть устанавливают валки различных ;и1амет1)ов. Измеряют радиусы (.чиемстры) мсныпого R . и и()Л1)Шепрокатывают ее в асимметрпчных условиях. Измеряя толщину полосы до и после прокаткп, определяют велпчину обжатия Д/г. С помощью выражений (2) рассчнтывают глы контакта (захвата) ад и Ом соответственно для валков большего и меньшего диаметров. Измеряют радиус г кривизны прокатанной полосы. По измеренной величине радиуса г искривления полосы и по найденным значениям аб и ОмС иомощью выражений (1) п (10) вычисляют коэффициент трения. Пример конкретного исполнения. Коэффициент трения измеряли при прокатке плоскпх образцов из меди толщиной 2,0 мм, шприной 70 мм на стане дуо-200 1-1нстнтута черной металл фгии. Верхний валок имел диаметр 260 мм, нижний 255 им1. Шероховатость поверхности обоих валков была одинаковой и характеризовалась величииой 0.5 мкм RZ, где параметр щероховатостп. Скорость прокатки 0,5 м. /сек. При прокатке образцов с обжатием A/t 0,4 мм выходящая пз очага деформации полоса пзгпбалась в сторону валка меньшего диаметра. Радиус кривизны ее равнялся 77 мм. Вычисления по формулам (П, (2), (10) показали следующие результаты -1 . /--- -0,98; A,,,19S.w.K, , Об 0,0391; а., 0,040: а - 0,083. Сопоставление полученного значения коэффициента трения при указанных условиях прокатки (,и 0,083) с величинамн коэффициента треиия, определеннымн для апалогичиых случаев прокатки другими ме.. тодами, показывает хорошее совпадеипе. Достоинства предлагаемого способа состоят в том, что при его применении упрощается методика и умеиьшаются трудозатраты на определение коэффициента трения. Для реализации предлагаемого способа не требуется сложиой измерительной анпаратуры, пзмерение коэффициеита треиия может быть выиолненно на любом стане. Техннко-экономнческая оценка предлагаемого способа измерения коэффнциента трения в сопоставлеппи с другпми методами показывает его препмущества. Так, па подготовку и проведеппе серии измерений коэффициента трения при прокатке 10-15 образцов методамп принудительного торможеппя одпого валка пли полосы, крутящего момепта требуется, как правило, не менее 5-6 час (подготовка контрольно-нзмерительпой аппаратуры, тарировка месдоз, расп1ифровка осцпллограмм). При использовании п;:)едлагаемого способа на выполненмс такой же программы (10-15 пзмереНИЙ1 потребуется не более 1,5 час, т. е. тру7

Предлагаемый способ можно осуществлять в сочетанмн с другими известными способами .измереиия коэффициента трения. Например, ири реализации предлагаемого способа в процессе прокаткп образцов наряду с радиусом изгиба выходящей из валков полосы можно измерять давление на валки, крутящие моменты, опережения со стороны обоих валков, а также другие параметры прокатки, н по результатам этих измерений вычислять коэффициент трения. В итоге, онределеипая одновременно разными способами величина коэффициента треиня будет более точной. Повысится достоверность и надежность иолучаемой информации о коэффицнеите трения при прокатке.

Разиовидностью предлагаемого снособа являются способы измерения коэффициента трения при прокатке в асимметрических условиях, при которых измеряют кривизну (отклонение от горизонтальной плоскости) заднего конца прокатываемого образца, либо направление равнодействующих сил при асимметричной прокатке п по их значениям вычисляют коэффициеит трения. Однако эти варианты предлагаемого способа не удобны в реализации.

8

Пре/1ложенным способом можно измерять коэффициент трения в очаге деформации ирн асимметричной прокатке с приложе И1ем заднего натяжения.

Ф о р м у л а изобретен и я

Способ измереиия коэффициента трения в очаге деформации ирн несимметричной прокатке, заключающийся в том, что измеряют обжатие и угол контакта полосы с валками н вычисляют коэффициент трения, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и упрощения процесса измерения, в процессе прокатки измеряют радизс кривизны полосы после выхода из валков и по его величине вычисляют коэффициепт трения.

Источники ннформации,

принятые во внимание при экспертизе:

1. Грудев А. П. Внешнее трение при прокатке, М., « Неталлургня, 1968, с. 187- 218.

2. Авторское свидетельство

СССР Л 692647, кл. В 21 В 37/00, 1977.

Похожие патенты SU827202A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОКАТКИ ИЗДЕЛИЙ ЗАДАННОЙ КРИВИЗНЫ 1990
  • Гайдабура В.В.
RU2044579C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ПРОФИЛЕЙ 1996
  • Гайдабура В.В.
RU2112621C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ЗАДАННОЙ КРИВИЗНЫ 1992
  • Гайдабура Виталий Васильевич
RU2006297C1
Способ прокатки полос 1983
  • Николаев Виктор Александрович
  • Пилипенко Сергей Степанович
  • Волков Игорь Анатольевич
  • Овчаров Иван Гаврилович
  • Мовшович Вилорд Соломонович
  • Тилик Василий Трофимович
  • Ольховой Алексей Васильевич
  • Кудрин Владимир Иванович
SU1158259A1
Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане 1988
  • Бычков Николай Петрович
  • Зисельман Виталий Львович
  • Муханов Евгений Владимирович
  • Передерий Юрий Иванович
  • Саруль Сергей Генрихович
SU1576216A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ИЗДЕЛИЙ ЗАДАННОЙ КРИВИЗНЫ 1990
  • Гайдабура В.В.
RU2044578C1
Способ прокатки полос 1991
  • Николаев Виктор Александрович
  • Пилипенко Сергей Степанович
  • Романико Борис Павлович
  • Волков Игорь Анатольевич
  • Трофимов Виталий Алексеевич
  • Штехно Олег Николаевич
  • Мовшович Вилорд Соломонович
  • Васильев Александр Геннадиевич
  • Тилик Василий Трофимович
SU1789315A1
Способ прокатки листового материала 1978
  • Кусакин Геннадий Леонидович
SU820934A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ 2007
  • Бельский Сергей Михайлович
  • Мухин Юрий Александрович
  • Бахаев Константин Вячеславович
RU2344888C1
Способ прокатки листового материала 1978
  • Кусакин Геннадий Леонидович
SU784961A1

Иллюстрации к изобретению SU 827 202 A1

Реферат патента 1981 года Способ измерения коэффициента тренияВ ОчАгЕ дЕфОРМАции пРи НЕСиММЕТРичНОйпРОКАТКЕ

Формула изобретения SU 827 202 A1

SU 827 202 A1

Авторы

Мазур Валерий Леонидович

Леепа Игорь Иванович

Даты

1981-05-07Публикация

1978-05-23Подача