Способ прокатки полос Советский патент 1993 года по МПК B21B1/26 

Описание патента на изобретение SU1789315A1

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к прокатке широкополосной стали.

Одной из задач прокатки полос (листов) в горячем состоянии является устранение изгиба переднего конца на выходе из валков. Это обеспечивает повышение скорости прокатки и производительности стана за счет снижения случаев застревания полос (листов) в рольгангах (при изгибе на нижний валок) или в валках следующей клети (при изгибе на верхний валок).

Известен способ прокатки, в котором изгиб переднего конца раскатов, наклоненных на входе к нижнему валку большего диаметра, устраняется путем применения верхнего валка с большей величиной микро- шероховатости поверхности.

Основным недостатком этого способа является то, что при большом износе валков исчезает различие между шероховатостями валков и действие этой несимметрии на изгиб листов прекращается, и лист получает изгиб на нижний валок.

Наиболее близким к предлагаемому является техническое решение, в котором при прокатке раскатов с наклоном на входе к нижнему валку, при захвате раската производят рассогласование окружных скоростей валков, В зависимости от толщины листа ведущим выполняют верхний или нижний валки. Рассогласование скоростей рабочих валков в момент захвата составляет 2-10%.

Недостатком этого технического решения является то, что оно не учитывает влияния на изгиб наличия или отсутствия заднего натяжения раската при одновременной прокатке, например, в валках горизонтальной и вертикальной клетей. Отсутствие учета влияния заднего натяжения вызывает непредсказуемый изгиб раската на выходе из валков и снижение производительности стана.

Цель - повышение производительности стана за счет устранения или уменьшения

ел

С

j

00

о со

ел

изгиба переднего конца раската на выходе из валков.

Поставленная цель достигается тем, что в способе прокатки полос с наклоном к одному из валков, имеющих разные окружные скорости (диаметры), а также при возведении заднего натяжения, при наличии заднего натяжения раската с большей окружной скоростью применяют верхний рабочий валок, а разницу в величинах окружных скоростей (диаметров) верхнего и нижнего валков устанавливают в зависимости от угла наклона и фактора формы очага деформации по формуле

(3,75-1,1 l/hcp)(1-0,140), (1)

где I - длина дуги захвата, мм;

hep - средняя толщина полосы в очаге деформации мм;

9 - угол наклона полосы, град.

На фиг. 1 представлена схема прокатки раската без заднего натяжения; на фиг. 2 - схема прокатки раската с задним натяжением; на фиг. 3 - схема прокатки в клетях с горизонтальными и вертикальными валками.

На фиг. 1-3 представлены верхний 1 и нижний 2 рабочие валки, а также клеть 3 с вертикальными валками, прокатывающими раскат 4. На этих фигурах; Н - исходная толщина раската; h - конечная толщина раската; Da и DH - диаметры верхнего и нижнего валков; VB и VN - окружные скорости валков; vBn и vKn - скорости слоев полосы со стороны соответственно верхнего и нижнего вал ко в, «в и Ян-углы захвата соответственно на верхнем и нижнем валках; в и н - длины дуг соответственно на верхнем и нижнем валках; в- угол наклона раската к валкам (угол наклона плоскости торца к вертикали); Т3 - сила заднего натяжения раската; Tz - вертикальная составляющая силы Т3.

Применительно к прокатке в клетях черновой группы непрерывного широкополосного стана способ осуществляют следующим образом. В черновой группе устанавливают 5-6 клетей, причем первые 1-2 клети не имеют перед горизонтальными клетями вертикальных клетей. Вертикальные валки устанавливают за 2-3 м перед горизонтальными валками. Вертикальные валки деформируют раскат по ширине и, следовательно, при входе раската в после дующую горизонтальную клеть создают за днее натяжение Т3. Под действием заднего натяжения и составляющей Тг раскат прижимается к нижнему валку, в результате чего происходит пластическая деформация

-

металла (фиг. 2) со стороны нижнего валка. При этом длина дуги захвата на нижнем валке оказывается больше, чем на верхнем, т.е. IH IB. Вследствие такой несимметрии обжатий и в соответствии с известными формулами Экулунда-Павлова и Финка- Дрездена

а,, ал. У-2(1-27);

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

S

Т7

величины угла критического сечения (у) и опережения (S) со стороны нижнего валка оказываются больше, чем со стороны верхнего валка (f - коэффициент трения), т.е. SH SB. Вместе с этим скорость слоев полосы со стороны нижнего валка также будет больше, чем со стороны верхнего валка, так как

УНП УН (1 + SH);

Увп VB (1 + SB).

Из этих выражений следует, что при VH VB и SH 3в всегда будет выполняться условие УНП vBn и вследствие этого передний конец раската будет загибаться вверх.

Для предотвращения изгиба переднего конца в сторону верхнего валка и обеспечения прямого его выхода из валков необходимо выполнить условие УНП vBn за счет увеличения, например, окружной скорости (диаметра) верхнего валка.

Определим соотношение скорости vHn и УВП в зависимости от радиуса изгиба переднего конца раската (фиг. 2) при прохождении полосы угла р

УНП Рнп sin р h

Увп Ran Sin PRBn

где Ran и RHn - радиусы изгиба раската со стороны верхнего и нижнего валков; р- базовый угол.

Величины Ннп и RBn определяют экспериментально путем проведения прокатки полос с различными исходными параметрами.

При прокатке раскатов без заднего натяжения (фиг. 1) со стороны верхнего валка абсолютное обжатие оказывается больше, чем на нижнем, и поэтому IB In. Рассуждая по аналогии со случаем, представленным на фиг. 2, получим

УНП RHD Sin р , h УВП RBPI Sin pRBn

Следовательно, в отличие от прокатки раскатов с задним натяжением в этом случае скорость слоев полосы со стороны нижнего валка меньше, чем со стороны верхнего валка. В общем случае можно записать УНП h

(2)

(3)

VBn

RE

(4)

где знак плюс для случая изгиба раската на верхний валок, а знак минус - на нижний валок.

Отношение vHn/vBn обусловлено действием различных технологических факторов, в том числе наличие заднего натяжения раската, разницей диаметров валков, различием условий трения на контактных поверхностях очага деформации, фактором формы очага деформации l/hcp, различием температуры верхних и нижних слоев раската, углом наклона раската к одному из валков (как правило - к нижнему валку). Эти факторы могут воздействовать на изгиб переднего конца раската в направлении того или иного валка. В то же время, при изгибе переднего конца, например, в сторону нижнего валка, другим фактором можно воздействовать на передний конец для исключения такого изгиба.

Взаимосвязь отношения vHn/vBn с основными технологическими параметрами установлена экспериментальным путем. Эксперименты выполнены на лабораторном стане 100 при прокатке полос из свинца с начальной исходной толщиной Н 19 мм и шириной В 60 мм. Полосы прокатывали до толщины h 2 мм с обжатием 16-40% с задним натяжением под действием груза массой 22 кг. При задаче в валки полосы прокатывали с углом входа 6 0-3,5 град. Валки имели одинаковую поверхность, а полосы прокатывали без смазки. Применяли пары валков с Ом/0б 99,3/100,3 мм и Об/Ом 94,4/92, 85 мм. В первом случае в верхнее положение устанавливали валок с меньшим диаметром (DM), а во втором - валок с большим диаметром, в процессе исследований измеряли величины крутящих моментов на валках и радиус кривизны переднего конца полосы. Затем определяли кривизну р полосы по формуле (на базе 100 мм длины конца)

р -1/Rn, где Rn т радиус кривизны полосы.

Полосы прокатывали в сухих валках с числом оборотов п 60 мин . Полосы с исходной толщиной Н 19,06 мм прокатывали с обжатиями 15-35% за несколько проходов, получая таким образом различные значения l/hcp. В процессе опытов определяли кривизну полос и устанавливали величину фактора формы l/hcp, при котором кривизна переднего конца полосы равна нулю (/э 0).

В табл. 1 и 2 представлены опытные данные при прокатке свинцовых полос с наклоном раската к нижнему валку, а также

с натяжением и без натяжения заднего конца полосы.

Как следует из табл. 1 (прокатка без натяжения), при каждом значении A D/D

0,5-2,5% существует значение фактора формы l/hcp, при котором кривизна равна нулю. Так, при Д D/D 1,03 и l/hcp 2,9 полоса изгибается на валок большего диаметра (знак плюс), а при l/hcp 2,0 - на

валок меньшего диаметра (знак минус). Если фактор l/hcp 2,5 полоса прокатывается без изгиба лр 0 (оп. №№ 2, 5, 8, 11).

Угол наклона полосы к нижнему валку перед входом в валки влияет на кривизну

полосы (оп. № 13-18 - проката без натяжения заднего конца полосы). Как следует из табл. 2 (оп. № 13-15), с увеличением угла наклона вот 0 до 3,5 град, критическое значение фактора формы l/hcp, при котором в

0, уменьшается с 2,5 до 1,75. Значение AD/D при данных углах 9 следует считать оптимальным.

Таким образом, для каждого значения Д D/D и в существуют оптимальные величины фактора формы /пСр, при котором отсутствует изгиб полосы. Следовательно, для каждого значения /ЬСрна конкретном стане можно применить соответствующие величины различия диаметров валков (A D/D) (где

Д D DB-DH), обеспечивающие прокатку раскатов (полос) без изгиба. Отклонение значения Д D/D от оптимального влечет за собой изгиб полосы на верхний (DB) или нижний (Он) валки.

Математическая обработка данных табл. 1 при р- 0 позволила получить выражение для Д D/D, соблюдение условий которого обеспечивает прокатку полосы без изгиба

ДО

у (3,75-1,1 l/hcp) (1-0,14 6).

Измерения показали, что диаметр валка, к которому отклонена полоса, и наличие

заднего натяжения оказывают влияние на неравномерность распределения крутящего момента (табл. 2). В on. Me 19,20 нижний валок устанавливали большего диаметра, а в on. № 21,22 - верхний валок. Полосы наклонены к нижнему валку в оп. № 19, 21 без заднего натяжения, а в оп. № 20,22 с задним натяжением Т3 220 Н. Как видно из табл. 2 (оп. № 19), при отсутствии заднего натяжения Т3 0 крутящий момент, как и должно

быть, больше на нижнем валке большего диаметра, а отношение моментов большего к меньшему равно Мб/Мн h/2. Применение заднего натяжения (Т3 220 Н) увеличивает момент преимущественно на нижнем валке большего диаметра и Ме/Мм 1,56.

В on. № 21,22 нижний валок был меньшего диаметра и при Т3 О Мв Мн, а Мб/Мн 1,24, При прокатке с Т3 220 Н крутящий момент на нижнем валке возрастает, а на верхнем несколько уменьшается, происходит выравнивание их значений, а отношение Мб/Мм уменьшается до 1,07.

Следовательно, при прокатке раскатов с задним натяжением и отклонением к нижнему валку его диаметр должен быть меньше диаметра верхнего валка.

Таким образом, по сравнению с базовым объектом, за который принят способ

0

прокатки в клетях черновой группы непрерывного стана 1680 горячей прокатки с одинаковым диаметром рабочих валков, предлагаемый способ обеспечит прокатку полос без изгиба переднего конца полосы и при минимальной неравномерности распределения крутящего момента между валками, что увеличивает производительность стана и выход из строя деталей линии клети. По данным практики устранение задержек в прокатке за счет уменьшения изгиба переднего конца позволяет повысить производительность стана на 1%.

Похожие патенты SU1789315A1

название год авторы номер документа
Способ прокатки широких полос 1984
  • Трайно Александр Иванович
  • Липухин Юрий Викторович
  • Пименов Александр Федорович
  • Меденков Алексей Алексеевич
  • Алюшин Борис Алексеевич
  • Кудряшов Иван Алексеевич
SU1186294A1
Способ прокатки гладких листов в четырехвалковой клети 1981
  • Карпушин Виктор Николаевич
  • Пупов Виктор Владимирович
  • Роспасиенко Виктор Иванович
  • Сигалов Моисей Абрамович
  • Симонов Виктор Николаевич
SU984517A1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПРОВОДКОВОЙ СИСТЕМЫ ЧЕТЫРЕХВАЛКОВОЙ ПРОКАТНОЙ КЛЕТИ 1998
  • Плахтин В.Д.
  • Смирнов В.С.
  • Модеев В.Ф.
  • Орлов В.А.
RU2136415C1
Способ определения катающего диаметра валков со сложными калибрами 1980
  • Хуторянский Моза Исаакович
SU907390A1
Способ реверсивной прокатки толстых листов 1989
  • Орнатский Эрий Александрович
  • Клименко Валентин Митрофанович
  • Горелик Вадим Семенович
  • Чистяков Юрий Иванович
  • Погоржельский Виктор Иванович
  • Щербак Владимир Михайлович
  • Руднев Анатолий Ефимович
SU1667958A1
Рабочий валок листопрокатной клети 1981
  • Веренев Валентин Владимирович
  • Цуркан Валерий Артемович
  • Левченко Геннадий Васильевич
  • Скичко Павел Яковлевич
  • Сосковец Олег Николаевич
  • Комар Виктор Минович
SU984522A1
Способ прокатки полос 1983
  • Николаев Виктор Александрович
  • Пилипенко Сергей Степанович
  • Волков Игорь Анатольевич
  • Овчаров Иван Гаврилович
  • Мовшович Вилорд Соломонович
  • Тилик Василий Трофимович
  • Ольховой Алексей Васильевич
  • Кудрин Владимир Иванович
SU1158259A1
Способ прокатки широких полос илиСТОВ 1979
  • Рокотян Сергей Евгеньевич
  • Слюсаренко Александр Лукич
  • Баканов Анатолий Иванович
  • Меерович Исаак Маркович
  • Бирюлев Алексей Васильевич
  • Орлов Виктор Константинович
  • Евсеев Олег Иванович
SU839625A1
Способ прокатки колес 1984
  • Трайно Александр Иванович
  • Пименов Александр Федорович
  • Липухин Юрий Викторович
  • Тишков Виктор Яковлевич
  • Алюшин Борис Алексеевич
  • Меденков Алексей Алексеевич
  • Ефремов Николай Иванович
SU1251982A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РЕССОРНЫХ ПОЛОС ПОСТОЯННОЙ ШИРИНЫ И ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОЛЩИНЫ 2003
  • Пасечник Н.В.
  • Целиков Н.А.
  • Родинков С.В.
  • Сиушев С.Х.
  • Орлов В.К.
  • Шагас Л.Я.
  • Тонконогов В.Я.
  • Залесский И.В.
  • Павленко В.В.
  • Целиков Н.А.
  • Гуринчук Э.Е.
  • Анохин С.А.
RU2239510C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 789 315 A1

Реферат патента 1993 года Способ прокатки полос

Использование: прокатка широкополосной стали в горячем состоянии. Сущность изобретения: при прокатке полос с наклоном к одному из валков и рассогласованием окружных скоростей валков, при наличии заднего натяжения большую окружную скорость придают верхнему рабочему валку, а при его отсутствии - нижнему. Разницу в величинах окружных скоростей верхнего и нижнего валков устанавливают в зависимости от угла наклона и фактора формы очага деформации. 3 ил., 2 табл,

Формула изобретения SU 1 789 315 A1

Формула изобретения Способ прокатки полос с наклоном полосы на входе к нижнему валку, включающий рассогласование окружных скоростей валков, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности стана за счет уменьшения изгиба переднего конца раската, большую окружную скорость при наличии заднего натяжения придают верхнему рабочему валку, а при отсутствии заднего натяжения - нижнему, при этом

Опытные данные по влиянию A D/D и 0 на кривизнур

разницу в окружных скоростях валков устанавливают по зависимости:

(3,75-1,1 I/M (1-0,140),

где I - длина дуги захвата;

hep - средняя толщина полосы;

в -угол наклона полосы;

ДО - разница диаметров валков; D - диаметр меньшего валка.

Таблица 1

Таблица 2 Прокатка при Da/DM 99,4/92,85 мм, l/hcp 3,03, 0 3,5 град.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1789315A1

Цветные металлы, 1985, № 5, с
Термосно-паровая кухня 1921
  • Чаплин В.М.
SU72A1
Сб
Интенсификация производства листовой стали
- М.: Металлургия, 1988, с
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью 1916
  • Драго С.И.
SU14A1
Способ прокатки 1988
  • Федоров Николай Николаевич
  • Сапрыкин Владимир Арсентьевич
  • Федоров Николай Александрович
  • Рубцов Юрий Тимофеевич
SU1629117A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 789 315 A1

Авторы

Николаев Виктор Александрович

Пилипенко Сергей Степанович

Романико Борис Павлович

Волков Игорь Анатольевич

Трофимов Виталий Алексеевич

Штехно Олег Николаевич

Мовшович Вилорд Соломонович

Васильев Александр Геннадиевич

Тилик Василий Трофимович

Даты

1993-01-23Публикация

1991-04-16Подача