Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности- транспор ных средств. По основному авт. св. № 645868, известна регулируемая опора сиденья транспортного средства, содержащая шарнирно-рычажный параллелограмм, снабженный фиксатором его положения и шестерней для подвижного закрепления на основании, подвижным упором, выполненным в виде шарика, и втулкой из пластичного материала, на внешней поверхности которой выполнена винтовая канавка для упора, а на внутренней поверхностивенца шестерни выпол нен продольный паз для упомянутого упора, кроме того, венец шестерни снабжен фигурной поворотной собачкой выступ которой оперт на втулку l. Недостатком известной регулируемой опоры является то, что, в случае действия силы большой интенсивности на рабочее место водителя транспортного средства, в момент гашения удар ного импульса регулируемой опорой, происходит разворот шарнирного парал лелограмма с пластичной втулкой отно сительно венца Шестерни с подвижным упором. При этом на подвижный упор действует сила 1400 кг, которая создает высокое контактное напряжение в месте соприкосновения его с продольным пазом венца шестерни и на поверхности последнего появляется вмятина, которая препятствует смещению подвижного упора по продольной оси паза. Термическая обработка продольного паза венца шестерни не всегда дает положительный результат, а операция его сопряжена с рядом трудностей. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности. Поставленная цель достигается тем, что известная регулируемая опора сиденья транспортного средства снабжена наружными и внутренними вкладышами, попарно закрепленными в продольных пазах венца шестерни, а торцы внутренних вкладышей выполнены под углом к оси вращения венца шестерни для взаимодействия с подвижными упорами-. На фиг. 1 изображено сиденье транспортного средства, вид сбоку, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1, увеличенный масштаб; на фиг. 3 - вид по стрелке Б на фиг. 2, увеличенный масштаб; на фиг. 4 - вид по стрелке В на фиг. 3; на фиг. 5 - вид по стрелке Г на фиг. 2.
Регулируемая опора сиденья транспортного средства содержит шарнирнорычажный параллелограмм 1, стороны 2 и 3 которого в верхней части связаны со штангой 4, на консолях которой закреплены направляющие 5 подвески 6 подушки 7 сиденья.
Сторона 2 шарнирно-рычажного паралелограмма 1 жестко связана шлицевым валиком 8 со ступицей 9 шестерни и подвижно установлена на каретке 10. Ступица 9 шестерни изготовляется из пластичного материала (стали,бронзы, чугуна и т.д.), на внешней ее поверхности выполнена винтовая канавка а, деформируемая при ее повороте подвижным упором 11 (фиг. 2-4), который зафиксирован вкладышами - наружным 12 и внутренним 13. Вкладыши 12 и 13 попарно закреплены в продольных пазах б венца 14 шестерни (фиг. 5). Торцы внутренних вкладышей 13,. взаимодействующие с подвижными упорами 11, выполнены под углом of. 8 + 10 к оси вращения венца 14 шестерни.
Вкладыши 12 и 13 перед установкой в продольный паз б венца 14 шестерни проходят термообработку до твердости не ниже .твердости подвижных упоров 11.
Венец 14 шестерни кинематически связан со штоком 15, подвижно уста.новлеиным в глухом отверстии каретки 10 и управляемым валиком 16, на консоли которого установлена рукоятка 17 управления.
В зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик транспортного средства на венце 14 шестерни может быть выполнен один или более продольных пазов б, а подвижные упоры 11 могут устанавливаться в них последовательно или параллельно.
Регулируемая опора сиденья работает следуюшим.образом.
При действии перегрузки на рабочем месте в момент преодоления транспортным средством препятствия на большой скорости, которое водитель своевременно не заметил, подвеска 6 сиденья выберет полный динамический ход и, в момент соударения каркаса с подушки 7 сиденья со штангой 4, стороны 2 и 3 шарнирного параллелограмма 1 разворачиваются в нижнее положение с подушкой 7, подвижный упор 11 деформирует (развальцовывает) винтовую канавку а ступицы ,9 шестерни и гасит ударный импульс, следовательно, защищает водителя от действия ударного импульса.
После разворота шарнирного парал,лелограмма с подушкой сиденья, в нижнее положение, водитель разворотом рукоятки 17 управления освобождает шток 15 от связи венца 14 шестерни . с кареткой 10 опоры, после чего подушка 7 сиденья возвращается в исходное
0 положение.
Наличие в сиденье транспортного средства устройства защиты водителя от ударных перегрузок большой интенсивности позволяет предохранить водителя от действия сильных толчков.
Формула изобретения
Регулируемая опора сиденья транспортного средства по авт. св. № 645868, о тл ич аю, ща я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, она снабжена наружными и внутренними вкладышами, попарно закрепленными в продольных пазах венца шестерни, а торцы внутренних вкладышей выполнены под углом к оси вращения венца шестерни для взаимодействия с подвижными упорами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 645868, кл. в 60 N 1/02, 1976 (прототип).
//////////// //////////Л/ ////Г // //-/
10
,6 в
фиг.. 1 А-А
П
Фиг. 2
Вид 6 5 Фиг. 3
Вид В 5-f
3 8
Фие 5
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1979-05-22—Подача