1
, Изобретение относится к транспортному машиностроению и касаетс/i конструкции сиденья транспортного средства, в частности регулируемого элемента сиденья.
В основном авт.св. № 645868 описана регулируемая опора сиденья, содержащая шарнирный параллелограмм, шестерню и фиксатор. На внутренней поверхности венца шестерни выполнен продольный паз для подвижного упора. Подвижный упор выполнен в виде шарика и воздействует на втулку ступицы шестерни, на внешней поверхности которой нарезана винтовая направляющая канавка для подвижного упора.
Недостатком указанной койструкции является то, что в случае действия силы большой интенсивности на рабочее место водителя транспортного средства, в момент гашения удар,ного импульса регулируемой опорой происходит разворот шарнирного параллелограмма с пластичной втулкой относительно венца шестерни с подвижным упором. При этом на подвижный упор действует сила порядка 1200-1600 кГс, которая создает высокое контактное напряжение в .месте соприкосновения подвижного
упора с продольным пазом венца шес- терни, поверхность которого деформируется, что препятствует смещению подвижного упора по его продольной оси. Продольный паз венца шестерни выполнен перпендикулярно к оси образующей винтовой канавки пластичной втулки, что создает составляющую нормального усилия при
10 перемещении подвижного упора по оси продольного паза в момент разворота ; ступицы шестерни.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности
15 регулируемой опоры сиденья путем снижения контактных напряжений в зоне сопряжения подвижного упора с венцом шестерни.
Для этого на подвижном упоре на
20 участке контакта его с продольным пазом венцй шестерни выполнены сегментные среды; Регулируемая опора сиденья снабжена дополнитель ными подвижными упорами равных
25 диаметров, установленными в паз sue вейца шестерни и имеющими сегментные срезы с последовательным уменьшением их глубиныот предыдущего упора к последующему с шагом,,
30 например 0,1 мм.
Кроме того, продольный паз венца шестерни по оси перемещения подвижного упора наклонен к оси образующей винтовой канавки ступицы шестерни под углом ( ц ) , где (f угол трения. .. .
На фиг. 1 дан вид сиденья сбоку) на фиг. 2 - сечение А-А фиг.1, на фиг. 3 - вид Б фиг. 1 (с местным вырывом венца шестерни); на фиг. 4сечение В-В фиг.2; на фиг. 5 - подвижные упоры.
Регулируемая опора сиденья транспортного средства содержит шарнирный параллелограмм 1, рычаги 2 и 3 которого в верхней части связаны со штангой 4, на консолях которой закреплены направляющие 5 подвески б сиденья и каркас 7 подушки сиденья. Шарнирный параллелограмм 1 жестко связан шлицевым валом 8 со ступицей 9 шестерни и подвижно установлен на основании 10. Ступица 9 шестерни изготовляется из пластичного материала: стали, бронзы, меди и т.д. на внешней поверхности ступицы выполнена винтовая канавка 11, деформируемая при ее повороте подвижным упором 12. На той части подвижного упора 12, которая контактирует с продольным пазом 13 венца 14 шестерни, выполнены сегментные срезы, при этом вертикальные срезы для всех подвижных упоров 12 одинаковы, горизонтальные срезы последовательно уменьшаются на шаг д. Если первый подвижный упор 12 (фиг.5) имеет величину горизонтального сегмента Cj, то последующий поД вижный упор И будет иметь Си Cj.-& , следовательно, в подвижном упоре 111 толщина среза составит Cjjj Cjj-4 , При этом подвижные упоры 12 выполнены равного диаметра, а величина сегментного среза составляет а 0,1мм.
Продольный паз 13 венда 14 шестерни выполнен к оси образующей винтовой канавки 11 ступицы 9 под углом 90 + ф, где ф - угол трения ( cprarctgf)
i - коэффициент трения скольжения (сталь по стали составляет 0,15), об - наклона оси винтовой канавки 11 к оси вращения ступицы 9 (об arctg), S - шаг винтовой канавки 11, (3 - диаметр ступицы 9, It - коэффициент-3, 14. Это позволяет обеспечить симметричное перемещение упора 12, т.е. равномерное деформирование винтовой канавки 11 относительно ее оси в момент разворота ступицы 9. венец 14 шестерни кинематически связан с фиксатором 15, зубчатый сектор 16 которого управляется через коромысло 17, поворачивающегося вокруг оси 18 педалью 19.. Кулачок педали 19
действует на опорную поверхность 20 основания 10.
В зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик транспортного средства на венце 14 шестерни может быть выполнен один или более продольных пазов 13, а подвижные упоры 12 могут устанавливаться в пазах 13 последовательно или параллельно.
Регулируемая опора сиденья работает следующим образом.
При преодолении транспортным средством на большой скорости препятствий (каналы, ямы, бревна и т.д); которых водитель своевременно не заметил, подвеска 6 сиденья выбирает полный динамический ход, и в момент соударения каркаса 7 душки сиденья со штангой 4 шарнирный параллелограмм со ступицей 9 разворачивается против часовой стрелки на угол относительно венца 14 шестерни. В этом случае подвижный упор 12 деформирует (развальцовывает) винтовую канавку 11 ступицы 9, а каркас 7 подушки сиденья смещается в нижнее положение, и тем самым гасится ударный импульс, что защищает водителя от действия перегрузки, опасной для здоровья человека.
После разворота шарнирного параллелограмма 1 в нижнее положение каркас 7 с подушкой сиденья возвращается в исходное положение нажатием на педаль 19.
Наличие в сиденье транспортного средства устройства защиты водителя от ударных перегрузок большой интенсивности позволяет не только предохранить водителя от действия сильных толчков, но и повысить производительность труда за счет снятия напряженного состояния у водителя.
Формула изобретения
1.Регулируемая опора сиденья транспортного средства по авт.св.
№ 645868, отличающаяся тем что, с целью повышения ее эксплуатационной надежности путем снижения контактных напряжений в сопряжения подвижного упора с венцом шестерни, на подвижном упоре на участке контакта его с продольным пазом венца шестерни выполнены сегментные срез2.Опора по п. 1, отлича -ющ а я с я тем, что она снабжена дополнительными подвижными упорами равных диаметров установленными в пазах венца шестерни и имеющими сегментные срезы с последовательным уменьшением их глубины от предыдущего упора
к последующему с шагом, например,0,1 м 3. Опора по п.1, отличающая с я тем, что продольный паз венцашестерни по оси перемещения подвижного упора наклонен к оси образующей винтовой канавки ступицы шестерни под углом ( ф), где cf - уго трения.
13
г
-8 9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемая опора сиденья транс-пОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU831643A2 |
Регулируемая опора сиденья транспортного средства | 1976 |
|
SU645868A1 |
Регулируемая опора сиденья транспортного средства | 1979 |
|
SU897606A2 |
Подвеска сиденья транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU839773A1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1980 |
|
SU956327A1 |
Устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства | 1978 |
|
SU779108A1 |
Устройство для регулированияНАКлОНА СпиНКи СидЕНья ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU846339A1 |
Подвеска сиденья транпортного средства | 1977 |
|
SU713720A1 |
Подвеска сиденья транспортногоСРЕдСТВА | 1978 |
|
SU818931A2 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1983 |
|
SU1181911A1 |
Авторы
Даты
1980-08-07—Публикация
1978-01-10—Подача