Способ определения координат точеклиНии зАцЕплЕНия B пРибОРАХ для КОМп-лЕКСНОгО ОдНОпРОфильНОгО КОНТРОлязубчАТыХ КОлЕС Советский патент 1981 года по МПК G01B5/20 G01B121/08 

Описание патента на изобретение SU853361A1

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТОЧЕК ЛИНИИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ В ПРИБОРАХ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Похожие патенты SU853361A1

название год авторы номер документа
Способ определения координат начала и конца контролируемого участка зацепления 1976
  • Высоцкий Алексей Викторович
SU577391A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1999
  • Крупина Н.П.
  • Карасев А.П.
  • Захаров В.И.
RU2165339C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПОЛЯРНЫХ КООРДИНАТ 2010
  • Скрибанов Евгений Васильевич
RU2446381C1
Измерительное зубчатое колесо 1983
  • Павленко Юрий Михайлович
  • Погорелов Вячеслав Сергеевич
  • Хихлин Владимир Михайлович
  • Цыганова Наталия Викторовна
SU1150474A1
Способ комплексного однопрофильногоКОНТРОля зубчАТыХ КОлЕС 1979
  • Нежурин Игорь Петрович
  • Погорелов Вячеслав Сергеевич
  • Кручинина Ольга Юрьевна
  • Цыганова Наталия Викторовна
SU815465A2
Способ контроля конического и гипоидного зубчатого колеса 1985
  • Зискиндович Владилен Александрович
  • Тимофеев Борис Павлович
  • Флусов Николай Иванович
SU1272092A1
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес 1979
  • Высоцкий А.В.
  • Коган В.Б.
  • Москалев В.В.
SU906232A1
Способ А.М.Саблина отделки зубчатых колес 1980
  • Саблин Альберт Михайлович
SU946831A1
Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями 1983
  • Пономарев Василий Петрович
  • Уваров Александр Васильевич
  • Заикин Николай Михайлович
  • Борисов Владимир Александрович
SU1133049A1
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес 1980
  • Высоцкий А.В.
  • Коган В.Б.
  • Москалев В.В.
SU898833A1

Иллюстрации к изобретению SU 853 361 A1

Реферат патента 1981 года Способ определения координат точеклиНии зАцЕплЕНия B пРибОРАХ для КОМп-лЕКСНОгО ОдНОпРОфильНОгО КОНТРОлязубчАТыХ КОлЕС

Формула изобретения SU 853 361 A1

Изобрётение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно, к средствам контроля зубчатых колес.

Известен способ определения требуемых координат контролируемого участка зацепления в приборах для контроля зубчатых колес, вклйчакиций использование тангенциального наконечника в качестве измерительного элемента, взаимодействующего с поворотным съемным настроечным элементом в виде ножа при определении положения точки измерительного элемента, контактирующей с профилем колеса в расчетном полюсе зацепления Cl.

Однако этим способом нельзя определить требуемые координаты линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного яаэнтроля зубчатых колес, поскольку он не позволяет определить угловое положение измерительного элемента, например измерительного колеса, в момент, когда профиль его зуба проходит через расчетный полюс зацепления. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ

определения координат точек линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключс1кицийся в том, .что определяют положение точки измерительного элемента, совпадающей с Одной из расчетных точек лежащих на линии зацепления, например с полюсом зацепление, путем взаимодей10ствия его со съемным настроечным элементом, а остальные искомые координаты определяют расчетным путем по известным зависимостям 2J.

В качестве настроечного элемента

15 в данном способе используют зуб номинальной исходной рейки, вводят его в зацепление о измерительным элемеитом, регистрируют характеристику рассогласования их угловых поворо20тов в процессе обката и фиксируют точку перегиба этой характеристики, соответствующую положению полюса зацепления.

Такой способ обладает высокой

25 точностью, однако при этом он весьма сложен.

Цель изобретения - упрощение способа.

Это достигается тем, что в качест30ве настроечного элемента используют

илиндрическую или сферическую правку, вводят ее в контакт с измеительным элементом я фиксируют при том угловое положение измерительного лемента, а радиус оправки выбирают з соотношения

Я « rttg (V --т oLtw VM

где. га - радиус окружности вершин измерительного элемента; гЬ - радиус основной окружности измерительного элемента ;

ci-tw - угол зацепления. На чертеже изображена схема для реализации предлагаемого способа.

Способ реализуется следующим образом.

Настроечный элемент, выполненный в виде цилиндхэической или сферической оправки 1 (сферическая оправка используется при контроле косозубых колес) с радиусом R, и измерительный элемент 2 (на чертеже показана часть измерительного зубчатого колеса) устанавливают на шпиндели 3 и 4 прибора для комплексного однопрофиль-. кого контроля.

Шпиндель3 с оправкой 1 устанавливается на заданном расстоянии А от оси измерительного колеса, установленного на шпинделе 4. Расстояние А опред еляется по формуле

ГЬ

cos arcini(tgr)(-dtw- {)t.)j

где oCv- угол профиля точки ,% которая при данных Р и А находится на линии зацепления. При citVi получаем:

А

т.е.

cosfprcini (-tvridliw- - R-lvt)3

в качестве одной из расчетных точек выбран полюс зацепления. Настроечный элемент вводят в контакт с измерительным элементом 2, осуществляя силовде замыкание известными средствами, и фиксируют при этом угловое положение элемента 2, зафиксировав положение одной из расчетных точек лежащих на линии зацепления. Зная параметры измерительного колеса, можно вычислить расчетным путем по

известным зависимостям остальные искомые координаты, например координаты начала М и конца N линии зацепления как Координаты крайних точек обрезков МР и PN.

Использование цилиндрической 5 или сферической оправки в качестве настроечного элемента вместо более сложного в изготовлении зуба номинальной исходной рейки и уменьшение количества приемов позволяет упростить данный способ, и, кроме того, позволяет повысить производительность контроля зубчатых колес.

Формула изобретения

Способ определения координат точек линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся ,в том, что определяют положение точки измерительного элемента, совпадающей с одной из расчетных точек, лежащих на линии зацепления, например с полюсом зацепления, путем

5 взаимодействия его со съемным настроечным элементом, а остальные координаты определяют расчетныгл путем по известным зависимостям, отличающийся тем,

0 что, с Целью упрощения способа, в качестве настроечного элемента используют 1у1линдрическую или сферическую оправку, вводят ее в контакт с измерительным элементом и фиксируют при

5 этом .угловое положение измерительного элемента, а радиус оправки выбирают из соотношения

R ( - inidl.iw)-Vf5bb

где га - радиус окружности вершин измерительного элемента; гЬ - радиус основной окр -жности . измерительного элемента; .. угол зацепления

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР . №356445,кл.С 01 В 5/00,1966(прототип) 2.Авторское свидетельство СССР 577391, кл. G 01 В 5/20, 1976 (прототип).

SU 853 361 A1

Авторы

Москалев Владимир Валерьевич

Даты

1981-08-07Публикация

1979-11-11Подача