(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТОЧЕК ЛИНИИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ В ПРИБОРАХ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения координат начала и конца контролируемого участка зацепления | 1976 |
|
SU577391A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПОЛЯРНЫХ КООРДИНАТ | 2010 |
|
RU2446381C1 |
Измерительное зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1150474A1 |
Способ комплексного однопрофильногоКОНТРОля зубчАТыХ КОлЕС | 1979 |
|
SU815465A2 |
Способ контроля конического и гипоидного зубчатого колеса | 1985 |
|
SU1272092A1 |
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1979 |
|
SU906232A1 |
Способ А.М.Саблина отделки зубчатых колес | 1980 |
|
SU946831A1 |
Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями | 1983 |
|
SU1133049A1 |
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1980 |
|
SU898833A1 |
Изобрётение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно, к средствам контроля зубчатых колес.
Известен способ определения требуемых координат контролируемого участка зацепления в приборах для контроля зубчатых колес, вклйчакиций использование тангенциального наконечника в качестве измерительного элемента, взаимодействующего с поворотным съемным настроечным элементом в виде ножа при определении положения точки измерительного элемента, контактирующей с профилем колеса в расчетном полюсе зацепления Cl.
Однако этим способом нельзя определить требуемые координаты линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного яаэнтроля зубчатых колес, поскольку он не позволяет определить угловое положение измерительного элемента, например измерительного колеса, в момент, когда профиль его зуба проходит через расчетный полюс зацепления. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ
определения координат точек линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключс1кицийся в том, .что определяют положение точки измерительного элемента, совпадающей с Одной из расчетных точек лежащих на линии зацепления, например с полюсом зацепление, путем взаимодей10ствия его со съемным настроечным элементом, а остальные искомые координаты определяют расчетным путем по известным зависимостям 2J.
В качестве настроечного элемента
15 в данном способе используют зуб номинальной исходной рейки, вводят его в зацепление о измерительным элемеитом, регистрируют характеристику рассогласования их угловых поворо20тов в процессе обката и фиксируют точку перегиба этой характеристики, соответствующую положению полюса зацепления.
Такой способ обладает высокой
25 точностью, однако при этом он весьма сложен.
Цель изобретения - упрощение способа.
Это достигается тем, что в качест30ве настроечного элемента используют
илиндрическую или сферическую правку, вводят ее в контакт с измеительным элементом я фиксируют при том угловое положение измерительного лемента, а радиус оправки выбирают з соотношения
Я « rttg (V --т oLtw VM
где. га - радиус окружности вершин измерительного элемента; гЬ - радиус основной окружности измерительного элемента ;
ci-tw - угол зацепления. На чертеже изображена схема для реализации предлагаемого способа.
Способ реализуется следующим образом.
Настроечный элемент, выполненный в виде цилиндхэической или сферической оправки 1 (сферическая оправка используется при контроле косозубых колес) с радиусом R, и измерительный элемент 2 (на чертеже показана часть измерительного зубчатого колеса) устанавливают на шпиндели 3 и 4 прибора для комплексного однопрофиль-. кого контроля.
Шпиндель3 с оправкой 1 устанавливается на заданном расстоянии А от оси измерительного колеса, установленного на шпинделе 4. Расстояние А опред еляется по формуле
ГЬ
cos arcini(tgr)(-dtw- {)t.)j
где oCv- угол профиля точки ,% которая при данных Р и А находится на линии зацепления. При citVi получаем:
А
т.е.
cosfprcini (-tvridliw- - R-lvt)3
в качестве одной из расчетных точек выбран полюс зацепления. Настроечный элемент вводят в контакт с измерительным элементом 2, осуществляя силовде замыкание известными средствами, и фиксируют при этом угловое положение элемента 2, зафиксировав положение одной из расчетных точек лежащих на линии зацепления. Зная параметры измерительного колеса, можно вычислить расчетным путем по
известным зависимостям остальные искомые координаты, например координаты начала М и конца N линии зацепления как Координаты крайних точек обрезков МР и PN.
Использование цилиндрической 5 или сферической оправки в качестве настроечного элемента вместо более сложного в изготовлении зуба номинальной исходной рейки и уменьшение количества приемов позволяет упростить данный способ, и, кроме того, позволяет повысить производительность контроля зубчатых колес.
Формула изобретения
Способ определения координат точек линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся ,в том, что определяют положение точки измерительного элемента, совпадающей с одной из расчетных точек, лежащих на линии зацепления, например с полюсом зацепления, путем
5 взаимодействия его со съемным настроечным элементом, а остальные координаты определяют расчетныгл путем по известным зависимостям, отличающийся тем,
0 что, с Целью упрощения способа, в качестве настроечного элемента используют 1у1линдрическую или сферическую оправку, вводят ее в контакт с измерительным элементом и фиксируют при
5 этом .угловое положение измерительного элемента, а радиус оправки выбирают из соотношения
R ( - inidl.iw)-Vf5bb
где га - радиус окружности вершин измерительного элемента; гЬ - радиус основной окр -жности . измерительного элемента; .. угол зацепления
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1981-08-07—Публикация
1979-11-11—Подача