Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора Советский патент 1981 года по МПК E02F9/20 

Описание патента на изобретение SU866076A1

(54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗАГРУЗКИ КОВША ЭКСКАВАТОРА

1

Изобретение относится к области автоматизации экскаваторов, в частности к способам и устройствам измерения загрузки ковша и может быть использовано для учета выработки экскаватора за любой промежуток времени, а также для дозирования загрузки и учета выработки обслуживающего транспорта.

Известно устройство контроля загрузки ковша экскаватора с материалом. Устройство осуществляет суммирование синусоидальных сигналов статической составляющей токов двигателей подъема и тяги, сдвигаемых по фазе на углы наклона соответствующих канатов в вертикальной плоскости, и вычитание из суммы сигнала, пропорционального центробежной силе, и содержит фазовращатели, фазовые дискриминаторы, амплитудные модуляторы, интеграторы и т.п. 1.

Недостатком устройства является то, что одна аппаратурная погрещность «съедает весь эффект от учета центробежной силы, не говоря уже о сложности наладки, эксплуатации и ремонта таких устройств в рабочих условиях.

Известно устройство определения степени загрузки ковша одноковшового экскаватора, реализующее способ, основанный на одновременном измерении задаваемой моделью автоматически и непрерывно изменяемой в зависимости от положения груженного ковша в пространстве эталонной величины, пропорциональной натяжению подъемного каната от действия веса порожнего ковша, и величины текущего натяжения каната с их последующим вычитанием и деле10нием сигнала разности на непрерывно изменяемую указанным образом эталонную величину 2.

Известно устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора, включающее датчик натяжения каната, датчики 5 вылета рукоятки и длины выбираемой части подъемного каната, подключенные к трем входам вычислителя загрузки ковша 3.

Недостатком известного устройства является необходимость в специальной физической (кинематической) модели для непре20рывного воспроизведения эталонной величины, а при использовании на карьерных мехлопатах-даже в двух моделях равной сложности. Кроме того, способ и устройство не учитывают значительную и случайно изменяющуюся динамическую составляющую напряжения подъемного каната, обусловленную переменной инерционностью и сложным движением рабочего оборудования.

В цикле экскавации нет такого момента, когда динамика натяжения каната отсутствовала бы полностью или ее влиянием можно было пренебречь. Зависимость от различных, в том числе неподдающихся прямому измерению, факторов не позволяет автоматически вычислять динамическую составляющую и в пределах требуемой точности устранить ее влияние. Однозначность связи между исходными (натяжение подъемного каната и координаты ковша в плоскости копания) и выходным (вес горной массы в транспортируемом ковще) параметрами автоконтроля в цикле нарушается вызывая большую часть погрешности.

Цель изобретения - повышение точности и простоты контроля.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено узлом распознавания момента контроля, индикатором загрузки ковша и управляемым ключом, ко входам которого подключены выходы узла распознавания момента контроля и вычислителя загрузки ковша, а к выходу - индикатор загрузки ковша, при этом вычислитель загрузки ковша выполнен в виде источника опорного напряжения, трех блоков возведения в квадрат, трех блоков умножения, двух последовательно соединенных операционных усилителей с входными сопротивлениями и переключателями полярности по числу входов, при этом каждая пара входов операционных усилителей подключена к двум неподвижным контактам переключателей полярности, а подвижные контакты через входные резисторы подключены соответственно на выходы источника опорного напряжения блоков возведения в квадрат, блоков умножения и к трем входам вычислителя, к которым подключены входы блоков возведения в квадрат и блоков умножения, причем последние соединены между собой попарно.

На чертеже показана блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит источник 1 опорного стабилизированного напряжения, датчики 2-4 натяжения каната, вылета рукоятки и длины выбираемой части подъемного каната, блоки 5, 6 и 7 возведения в квадрат, блоки 8, 9 и 10 умножения, операционные усилители 11 и 12с входными сопротивлениями R1-R10 и переключателями полярности В1-В10, узел 13 распознавания момента взвешивания, управляемый ключ 14 и индикатора 15 загрузки ковша.

Действительно четырехмерную зависимость

G f(S,f, )

МОЖНО аппроксимировать зависимостью ви ,-i-biS 6jy 6 L45S b6p + 67L+bgSp + &9p-t -b,o-t-S,

где G - действительный вес горной массы в

транспортируемом ковше; S - текущее натяжение подъемного каната;

р, 1 - текущие координаты ковща: вылет рукояти (или длина выбираемой

части каната тяги у драглайна) и

длина выбираемой части подъемнол го каната соответственно; G - расчетное значение веса горной массы.

Выбором момента измерения загрузки ковша, а также величин и знаков коэффициентов Ь - 6)0 можно свести к минимуму ошибку автоконтроля ДО в цикле.

При работе экскаватора исходные параметры непрерывно преобразуют датчиками 2, 3 и 4 в соответствующие напряжения постоянного тока. Одновременно сигналы этих напряжений возводят в квадрат на блоках 5, 6 и 7 и попарно перемножают на блоках 8, 9 и 10. Сигнал опорного напряжения и мгновенные значения полученные от датчи

ков, квадраторов и умножителей сигналов

складывают с соответствующими весами,

пропорциональными коэффициентам 6i - 610

агрессии, на операционном усилителем 12.

Коэффициенты Ь,-Ь,(, находят следующим образом: в каждом экспериментальном цикле экскавации в выбранном для измерения загрузки периоде фиксируют действительный вес горной массы в ковше и величины сигналов от датчиков, квадраторов и умножителей устройства. Совокупности этих

данных в доверительном числе экспериментальных циклов являются исходным материалом для отыскания количественных характеристик связи между выходным и первичными параметрами автоконтроля. В результате расчета например с помощью аппарата

регрессионного анализа, вычисляют абсолютные величины и знаки весовых коэффициентов ti - fe , задаваемые в схеме устройства входными сопротивлениями R1-R10 и переключателями полярности В1-В10 соответственно. Расчет прост и может быть выполнен вручную, но для больщей точности объективности и быстроты вычислений желательно использовать ЦВМ, посольку в их матобеспечении всегда имеются стандартные программы регрессионного анализа.

В частном случае какой-либо весовой коэффициент (или коэффициент) может оказаться нулем, тогда соответствующее входное сопротивление равно бесконечности, а цепь данного параметра должна быть отключена. Полярность слагаемых можно изменять переключателями В1-В10 благодаря инвертирующим свойствам операционного усилителя П.

В период отбора информации, распознаваемой в цикле по некоторым атрибутивным признакам узлом 13, этот узел выдает сигнал на управляющий вход ключа 14 и через замкнутую коммутируемую цепь последнего на индикатор 15 загрузки ковша, с выхода операционного усилителя 12 проходит сигнал расчетного веса, минимально отличающийся в этот период от сигнала действительного веса горной массы в регистрируемом ковше.

Приведенные в описании исходные параметры автоконтроля: натяжение каната, его длина и вылет рукояти не являются единственно возможными как в качественном, так и в количественном смысле. Например, вместо длины выбираемой части подъемного каната можно вполне пользоваться параметром - угол наклона рукояти к стреле - это зависит только от наличия соответствующих датчиков. При необходимости большей точности или непрерывности автоконтроля парк исходных параметров может быть расширен за счет включения в схему устройства датчиков дополнительных координат ковша (например угла наклона платформы к горизонту, скорости или ускорения поворота и т. п.) Сущность изобретения при этом не изменяется, лишь в устройстве возрастает количество блоков умножения и возведения в квадрат. Устройство нечувствительно к таким недостаткам первичных датчиков как нелинейность выходной характеристики.

Использование изобретения позволяет существенно повысить точность автоконтроля в цикле.

Формула изобретения

Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора, включающее

датчики натяжения каната, вылета рукоятки и длины выбираемой части подъемного каната, подключенные к трем входам вычислителя загрузки ковша, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и простоты контроля, оно снабжено узлом распознавания момента контроля, индикатором загрузки ковша и управляемым ключом, ко входам которого подключены выходы узла распознавания момента контроля и вычислителя загрузки ковша, а к выходу - индикатор загрузки ковша, при этом вычислитель загрузки ковша выполнен в виде источника опорного напряжения, трех блоков возведения в квадрат, трех блоков умножег ния, двух последовательно соединенных операционных усилителей с входными сопротивлениями и переключателями полярности по числу входов, при этом каждая пара входов операционных усилителей подключена к двум неподвижным контактам переключателей полярности, а подвижные контакты через входные резисторы подключены соответственно на выходы источника опорного напряжения, блоков возведения в квадрат, блоков умножения и к трем входам вычислителя, к которым подключены входы блоков возведения в квадрат и блоков умножения, причем последние соединены между собой попарно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 469893, кл. G 01 G 23/36, 1972.

2.Авторское свидетельство СССР № 411199, кл. Е 02 F 9/20, 1970.

3.Авторское свидетельство СССР № 594262, кл. Е 02 F 9/20, 1976.

Похожие патенты SU866076A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения загрузки ковша экскаватора 1983
  • Верхотуров Александр Николаевич
SU1145099A1
Устройство для измерения веса ковша драглайна 1977
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU691696A1
Устройство для определения загрузки ковша драглайна 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU747942A1
Устройство непрерывного измерения загрузки ковша одноковшового экскаватора 1976
  • Хатагов Александр Черменович
  • Кибизов Казбек Васильевич
  • Бидеев Георгий Александрович
SU594262A1
Устройство для измерения веса содержимого ковша одноковшового экскаватора 1974
  • Мелькумов Лев Георгиевич
  • Эйгенброт Виктор Моисеевич
  • Павленко Владимир Александрович
  • Кушнер Евгений Миронович
  • Королева Раиса Ивановна
SU563458A2
Система стабилизации натяжения подъемного каната экскаватора-драглайна 1986
  • Иржак Юрий Моисеевич
SU1320350A2
Устройство автоматического управления процессом копания драглайна 1982
  • Ломакин Михаил Сергеевич
  • Ромашенков Анатолий Михайлович
  • Ушаков Леонтий Иванович
  • Ольховиков Борис Васильевич
  • Розенцвайг Аркадий Бенеаминович
SU1063950A1
УСТРОЙСТВО для ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВОГО 1973
  • Авторы Изобретени
SU375351A1
Система стабилизации натяжения подъемного каната экскаватора-драглайна 1990
  • Иржак Юрий Моисеевич
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Агафонов Виктор Спиридонович
  • Холкин Валерий Александрович
  • Ермолин Валерий Владимирович
SU1768720A1
УСТРОЙСТВО для ИЗМЕРЕНИЯ ЗАГРУЗКИ КОВША ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА 1973
  • Авторы Изобретени
SU380800A1

Иллюстрации к изобретению SU 866 076 A1

Реферат патента 1981 года Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора

Формула изобретения SU 866 076 A1

SU 866 076 A1

Авторы

Кибизов Казбек Васильевич

Хатагов Александр Черменович

Даты

1981-09-23Публикация

1978-11-20Подача