(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МЕЖВАГОННЫ Изобретение относится к железнодорожному 1ранспорту, а именно к устройствам для автоматического соединения трубопроводов и электрических магистралей вагонов. Известно устройство для автоматического соединения межвагонных коммуникаций, содержащее размещенные в подпружиненном относительно автосцепки корпусе с центрирующим ловителем соединительную головку с патрубком, охваченным возвращающей пружиной,контакты электрических цепей, скомпанованные двумя группами симметрично по обе стороны от соединительной головки, и зажим для удержания межвагонных коммуникаций в сцепленном состоянии t П Недостаток известного устройства для автоматического соединения межвагониых коммуникаций - низкая надежность вследствиь; воспринятия ими динамических нагрузок, возникающих во воемя движения. БОНДА ОМАТИЧЕСКОГО СОЕД1 ИЕНИЯ ОММУНИКАЦИЙ КО Цель изобретения - повышение надежности путем устранения обрыва гибких участков соединяемых магистралей. Поставленная цель достигается тем, что зажим выполнен в виде двух шарнирно закрепленных на корпусе разноплечих рычагов, на коротком плече одного из которых закреплен дуговой замковый захват для взаимодействия с боковыми гранями паза, выполненного на поверхности соединительной головки устройства смежного вагона, причем другой рычаг коротким плечом шарнирно связан тягой с длинным плечом первою рычага и оба рычага свободными концами длинных плеч через башмаки и пружинные предохранительные накладки сопряжены с упруго-эластичной сферической оболочкой, расположенной на патрубке соединительной головки и сообщенной калиброванными отверстиями с патрубком, при этом на длинных плечах рычагов перпендикулярно к ним и с противоположных сторон жестко
закреплены дополнительные плечи,каждое из которых в своей промежуточной части шарнирно связано с корпусом соответствукицёй группы подпружиненных контактов электрических цепей, размеще«ных с возможностью перемещения в направляющих отверстиях, выполненных в корпусе устройства,своим свободным концом каждое из дополнительных плеч связано гибким поводком с автосцепкой, а подвеска корпуса устройства к автосцепке выполнена в виде телескопических резиновых гильз,охватываемых пружинами центрирующего ловителя.
Каждый из гибких поводков может быть выполнен в виде цепи с регулировочным винтом.
Каждое из дополнительных рычагов может быть выполнено в виде вилки, охватывающей упругие элементы центрирукщего ловителя.
Упруго-эластичная сферическая оболочка может быть выполнена из термостойкого синтетического материала, например многослойной лакоткани или тексторезины.
Дуговой замковый захват и паз соединительной головки могут быть выполнены с трапециевидным проАилем и установлены между собой под углом 6-9.
Нафиг, 1 схематически изображено устройство в сцепленном состоянии, вид сверху; на фиг. 2 - узел соединения соединительных головок зажимами. Устройство для автоматического сое- 35
динения межвагонных коммуникации содержит корпус 1 с расположенными на его боковых приливах пружинами 2, которые противоположными концами совместно с цепными поводками 3 прикреплены к кронштейнам 4. Кронштейны 4 установлены снизу на корпусе автосцепки (автосцепка на чертеже не показана). В резьбовые отверстия, выполненные в кронштейнах 4, установлены также и регулировочные винты 5, к которым шарнирно прикреплены цепные поводки 3. Внутри каждой пружины 2 телескопически установлены резиновые направляющие гильзы 6, трр1;ц 1 гильз укреплены заодно с пружинами.
В боковых приливах каждого корпуса 1 выполнены направляющие отверстия, в них вставлены диэлектрические подвижные корпуса 7 контактов 8 электрических цепей, подпружиненных относительно друг друга изолированными пружинами 9 для обеспечения саморазъединения концевых электроцепей(электроцеп и не показаны. Каждый диэлектрический корпус 7, имеющий выступ впереди, кинематически связан с рычагами зажима. Своим выступом корпус 7 упирается в самозакрывающийся щиток 10, закрепленный шарнирно на боковой части корпуса 1.
Зажим выполнен в виде двух разноплечих рычагов 11 и 12, шарнирно соединенных между собой,тягой 13, причем свободными концами длинных плеч они через пружинные предохранительные накладки 14 и башмаки 15, опираются на упруго-эластичную сферическую оболочку 16. Концы оболочки 16 плотно закреплены стяжными хомутами 17. Хомуты 17, которые крепят передний конец упруго-эластичной сферической оболочк 16, заодно удерживают вставленные под них пружинные предохранительные накладки 14, а также являются и упором для возвращающей пружины 18, отжимающей вперед (к линии сопряжения опорную муфту 19, телескопически скользящую по наружной цилиндрической части корпуса 1 на своей графиторезиновой втулке 20 вместе с шарнирными опорами рычагов 11 и 12. дополнительные плечи которых посредством жестких тяг 21 шарнирно связаны с диэлектрическими корпусами 7 контактов электрических цепей. Чтобы при работе устройства раздвоенные гибкие тяги замкового механизмд (цепные поводки запутыплечи рычагов 11 и 12 выполнены вилкообразными. .
Короткое плечо рычага I1 свободно продето через отверстие в боковой части корпуса 1 и на конце имеет перекошенный дуговой замковый захват 22, входящий в зацепление под углом боковыми гранями паза 23 соединительной головки соседнего сопрягаемого элемента. Перекошенный дуговой замковый захват 22 и наружный паз 23 в сечении соответственно имеют форму тра; пеции со скругленными углами при вершине и выполнены с поверхностной термообработкой.
В торце соединительных .головок каждого корпуса 1 выполнены проточки для установки резиновых уплотнительных самоподжимных колец 24.
В средней части каждый корпус I имеет боковые перепускные щелевидные калиброванные отверстия 25, сообщающие корпус 1, а следовательно, и всю вались в пружинах 2, дополнительные магистраль с полостью, образованной покрывающей его упругоэластичной сфе рической оболочкой 16 воздействующей своей боковой наружной поверхностью на длинные плечирычагов 1 и 12 при запирании. На конце корпуса 1 укреплен патру бок 26 с соединительной головкой, соединенной с, такой же головкой типо вого соединительного воздушного рукайа воздушной тормозной магистрали, имеющей концевой кран (не показаны) На боковых приливах корпуса 1 сим метрично и притом с учетом.обеспечения сопрягаемости, независимой от торцовых сторон сцепляемых вагонов, попарно расположены вогнуто-выпуклые центрирующие ловители, с одного края, относительно продольной оси магистрали, имеющие подпружиненную пружиной 27 центрирукнцую вогнутую чашу 28, заканчивающуюся направляющей втулкой 29, вставленной, в свою очередь, в направляющую втулку 30 на корпус 1 и зафиксированную стопорным кольцом 3, ас другого края центрирующую выпуклую чашу 32, заканчивающуюся центрирующим стержнем 33. Устройство работает следуюпщм образом. В .исходном положении, т.е. перед сцепкой со смежным объектом-вагоном устройство находится под корпусом автосцепки на полусжатых пружинах 2 и натянутых цепных поводках 3. Рычаги II и 12 вместе со своей опорной муфтой-19 находятся в крайнем-правом положении относительно корпуса 1 , причем рычаг 11 своим передним плечом с перекошеннымдвуговым замковым захватом 22 на конце продет через от верстие в корпусе 1, пружина 18 сжат сжата также с боков и упруго-эластич ная сферическая оболочка 16, подвижные контакты 8 разомкнуты. При сближении вагонов в конечный момент сцепки центрирующие ловители одного вагона взаимодействуют с аналогичными ловителями на другом вагоне и приводят устройство в положен при котором оси передних головок кор пусов 1 устанавливаются друг против друга. За счет силы нажатия вагонов до полного сцепления их автосцепок корпуса 1 давят друг на друга, сжима пружины 2. Взаимодействующие с пружи нами 2 цепные поводки 3 ослабевают, отпуская рычаги 11 и 12, а вместе с НИМИ и опорную муфту 19, на которой они установлены. Под действием пружины 18 опорная муфта 19 на своей втулке 20 скользит по корпусу I, передвигая вперед к линии сопряжения и рычаги И и 12. Перемещаясь вперед и взаимодействуя друг с другом тягой 13, рычаги I1 и 12 с помощью жестких тяг 21 придвигают к линии сопряжения диэлектрические корпуса 7 и одновременно поворачиваются на своих опорах под действием принимающей свою форму упруго-эластичной сферической оболочки 1 6 и пружинящих предохранительных накладок 14. Диэлектрические корпуса 7 своими выступами отодвигают щитки 10, обнажая подвижные контакты 8. Далее перекошенный дуговой замковый захват 22 рычага 11 заходит в зацепление г. наружным пазом 23 на головке соседнего сопрягаемого элемента, и магистрали соединяются. Соединяются также и подвижные контакты 8, ш.дготавливая электроцепи для пропуска электротока. В таком положении соединение удерживается до появления в магистралях сжатого воздуха. При заполнении магистралей (когда концевые краны сцепленных вагонов открыты)сжатый воздух через перепускные отверстия 25 в корпусе I про.никает в полость, образо,ванную упруго-эластичной сферической оболочкой 16, медленно наполняя ее. Оболочка 16, расширяемая сжатым воздухом, взаимодействует со свободными концами длинных плеч рычагов 11 и 12, подпирая их своей выпуклой поверхностью и, таким образом, запирает зажим магистралей. При расцеплении вагонов (концевые краны закрыты и магистрали сообш.ены с атмосферой)под действием пружин 2 устройство в обратном порядке возвращается в .исходное положение, При саморасцепе автосцепки (о случаях разрыва поезда), когда неисправность происходит в пути следования, соединительное устройство дублирует работу ее механизма, воспринимая силы тяги на себя; полный саморасцеп возможен лишь при превышении усилий запирания растягивающими усилиями. В , этом случае, несмотря на давление воздуха в магистралях, каждая упругоэластичная оболочка 16 сожмется с боков под действием башмаков 15 длинных плечей рычагов 11 и 12 зажима, устройство разомкнется и под деиствием пружин 2 возвратится в исходное положение.
При сцеплении вагонов, когда один из них ие оборудован предлагаемым устройством (в переходный перио; соединение магистралей производится вручную - отсоединением головки штатного воздушного рукава от задней соединительной головки 26 оборудованного вагона и соединением его с воздушным рукавом противоположного необорудованного вагона.
Предлагаемое конструктивное выполнение устройства позволяет значительно повысить его надежность.
Формула изобретения
1. Устройство для автоматического соединения межвагонных коммуникаций, содержащее размещенные в подпружиненном относительно автосцепки корпусе с центрирующим ловителем соединительную головку с патрубком, охваченным возвращающей пружиной, контакты электрических цепей, скомпанованные двумя группами симметрично по обе стороны от соединительной головки, и зажим для удержания межвагонных коммуникаций в сцепленном состоянии, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, указанный зажим вьшолнен в виде двух шарнирно закрепленных на корпусе разноплечих рычагов, на коротком плече одного из которых закреплен дуговой замковый захват для взаимодействия с боковыми .гранями паза, выполненного на поверхности соединительной головки устройства смежного вагона, при этом другой рычаг коротким плечом шарнирно связан тягой с длинным плечом первого рычага и оба рычага свободными концами длинных плеч через башмаки и пружинные предохранительные накладки сопряжёны с упруго-эластичной сферической оболочкой, расположенной на патрубке соединйтельной головки .и сообщенной калиброванными отверстиями с упомянутым, патрубком, при этом на длинных плечах указанных рычагов перпендикулярно к ним и с противоположных сторон-жестко закреплены дополнительные плечи, каждое из которых в своей промежуточной части шарнирно связано с корпусом
соответствующей группы подпружиненных контактов электрический цепей, размещенных с возможностью перемещения в направляющих отверстиях, выполненных в корпусе устройства, причем своим свободным концом каждое из дополнительных плеч связано гибким поводком с автосцепкой, а подвеска корпуса устройства к автосцепке выполнена в виде телескопических резиновых гильз, охватываемых пружинами центрирукщего ловителя .
2.Устройство по П.1, отличающееся тем, что каждый из гибких поводков выполнен в виде цепи
, с регулировочным винтом.
3.Устройство по пп 1 и 2, о т л ичающееся тем, что каждое из дополнительных плеч рычагов выполнено в виде вилки, охватывающей упругие элементы центрирующего ловителя,
4.Устройство по пп 1-3, о т л ичающее с я тем, что упруго-зластичная сферическая оболочка выполнена из термостойкого синтетического материала, например многослойной лакотка5 ни или тексторезины.
5.Устройство по nfC 1-4, о т л ичающееся тем, что дуговой замковый захват и паз соединительной головки выполнены с трапециевидным
профилем и установлены между собой под углом 6-9.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 5 1. Авторское свидетельство СССР № 423695, кл. В 61 Q 5/08, 31.01.73 (прототип),
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1980-01-04—Подача