Изобретение относится к машиностроению и может;быть использовано при сборке конических зубчатых пере дач, работающих при по вьаиенных нагру ках. Наиболее близким к предлагаемому является способ сборки конических зу чатых передач, заключающийся в том, что зубчатые колеса устанавливают на контрольио-обкатном стайке в номинальном положении, осуществляют подгонку положения и конфигурации :суммарной зоны касания сопряженных зубьев, устанавливают колеса в корпус передачи и прирабатывают их под нагрузкой 1. Недостаток этого способа заключается в том, что на контрольнообкатном станке при этом не получаю удовлетворительной плавности рабОты, в связи с чем и при работе в кор пусе Под нагрузкой также не достигаются оптимальные результаты по этому показателю точности. Это.- -. происходит из-за того, что после зуб обработки пятно контакта получают смещенным от оптимального расположения часто с выходом на крсялку. Кроме того, для того чтобы уверенно получить пятно контакта при сборке в нужном месте, при нарезании зубьев стараются получить значительную модификацию поверхности зубьев. Высокая степень локализации также приводит к снижению плавности работы передачн, а уменьшение площади зубьев передающей нагрузку, ведет к увеличению концентрации нагрузок. Дополнительная же зубообработка с целью преднамеренного искажения поверхности зубьев ведет к снижению производительности труда при обработке зубчатых колес. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности, плавности и долговечности конических зубчатых передач. Указанная цель достигается тем, что при подгонке увеличивают cyMMapfную зону касания по всей поверхиостн зуба без выхода на кромки, последовательно смещают зубчатые колеса в корпусе вдоль их осей относительно номинальных монтажных расстояний и визуально фиксирует совпадение следов приработки и суммарной зоны касания. , Способ реализуется следующим образом.
Пару зубчатых колес устанавливают на контрол1 но-обкатном станке, обеспечивая наилучшие показатели зацепления (пятно контакта и плавность работы) и требуемый боковой зазор, после чего зубчатые колеса устанавливают в корпус передачи в положение, смещенное относительно номинального на такую величину и в направлении, при которых обеспечивается под нагрузкой перемещение пяна контакта в наилучшее положение. Определение величины и направления смещения зубчатых колес производится экспериментальным путем в следующей последовательности.
Первоначально устанавливают пару в корпус при номинальном положении зубчатых колес, затем производят приработку пары под нагрузкой. При этом следы приработки на боковых поверхностях зубьев не соответствуют номинальному положению. По характеру следов приработки производят смещение шестерен и колеса, добиваясь равномерной приработки на зубья соответствующей номинальному положению, и фиксируют при этом величину и направление смещения .шестерни и колеса. После этого установку пар зубчатых колес в партии осуществляют со смещением на найденные величины, при этом пятно контакта и плавность работы становятся оптимальными.
Таким образом, предлагаемый метод сборки позволяет повысить точность работы зубчатых колес, увеличить их долговечность и снизить себестоимость по обработке и сборке на 20-30
Формула изобретения
Способ сборки конических зубчатых передач,заключающийся в том, что зубчатые колеса устанавливают на контрольно обкатном станке в номиналном положении, осуществляют подгонку положения и конфигурации суммарной зоны касания сопряженных зубьев, устанавливают колеса в корпус передачи и прирабатывают их под нагрузкой, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, плавности и долговечности зубчатых передач, при подгонке увё личивают суммарную зону касания по всей поверхности зуба без выхода на кромки, последовательно смещают , зубчатые колеса в корпусе вдоль их осей относительно номинальных монтажных расстояний и визуально фиксируют совпадение следов приработки и суммЁ1рной зоны касания.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кедринский В.Н. и Писманик К.М Станки для обработки конических зубчатых колес. М., Машиностроение, 1967, с. 94-98 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес | 1980 |
|
SU868311A1 |
Способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес | 1981 |
|
SU968583A2 |
Способ определения пригодности конических подшипников при сборке пары конических зубчатых колес | 1983 |
|
SU1116295A1 |
Способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес | 1986 |
|
SU1427159A2 |
Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора | 2022 |
|
RU2793981C1 |
Способ приработки цилиндрических и конических зубчатых передач | 1985 |
|
SU1303300A2 |
Способ приработки зубчатых колёс конической передачи внутреннего зацепления | 2018 |
|
RU2694942C1 |
Способ сборки конических зубчатых передач | 1981 |
|
SU1002111A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ ПАР И КОНТРОЛЬНО-ОБКАТНОЙ СТАНОК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2009799C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ | 2002 |
|
RU2236341C1 |
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1980-01-22—Подача