жет располагаться как в голове, так и в хвосте состава. В устройстве отсутствуют звуковая предупредительная сигнализация и световая сигнализация о нанравлении движения состава через шлюз, и поскольку схема построена на элементах релейиой электроавтоматики, она имеет низкую надежность работы в тяжелых условиях эксплуатации. Кроме того, устройство имеет ограниченное применение на шахтах, где на вентиляционных горизонтах запрещено применение электрической энергии.
Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности и точности управления.
Это достигается тем, что блок управления каждой двери снабжен четырьмя логическими элементами ЗАПРЕТ, двумя триггерами, генератором и логическим элементом НЕ и логическим элементом И, выходы которого соединены соответственно с нулевым входом пятого триггера, запрещаюш,им входом второго логического элемента ЗАПРЕТ и через второй логический элемент НЕ - с запрещаюш,ими входами третьего и четвертого логических элементов ЗАПРЕТ, при этом вход третьего логического элемента ЗАПРЕТ соединен с выходом второго датчика открывания двери и вторым входом шестого логического элемента ИЛИ, а выход третьего логического элемента ЗАПРЕТ соединен с четвертым входом пятого логического элемента ИЛИ и единичным входом шестого триггера, причем вход второго логического элемента ЗАПРЕТ соединен с выходом шестого логического элемента ИЛИ, а выход второго логического элемента ЗАПРЕТ соединен с единичным входом пятого триггера, выход которого через генератор подключен к второму входу третьей схемы ИЛИ, третий вход которой соединен с одним из выходов четвертой схемы ЗАПРЕТ, второй выход которой соединен с входом третьего пневмоусилителя, а вход четвертой схемы ЗАПРЕТ соединен с выходом второго триггера, при этом выход пятого логического элемента ЗАПРЕТ соединен с нулевым входом третьего триггера и вторым входом четвертого логического элемента ИЛИ, а входы пятого элемента ЗАПРЕТ соединены соответственно с выходом первого логического элемента НЕ и с выходом третьего триггера, причем выходы датчиков закрывания и открывания одной двери соединены соответственно с пятыми входами первого и пятого логических элементов ИЛИ другой двери, а выход датчика закрытого положения одной двери соединен с соответствующим входом логических элементов И другой двери шлюза.
На чертеже представлена блок-схема устройства управления вентиляционным шлюзом, состоящего из левой и правой вентиляционных дверей.
Для каждой вентиляционной двери шлюза устройство состоит из блока управления 1, включающего шесть логических элементов ИЛИ 2-7, четыре триггера 8-11, логический элемент НЕ 12, логический элемент ЗАПРЕТ 13 и три нневмоусилителя 14-16. Кроме того, устройство содержит два датчика 17 и 18 закрывания двери, два датчика 19 и 20 открывания двери, две кнопки 21 и 22 местного закрывания двери, две кнопки 23 и 24 местного открывания двери, датчик 25 закрытого положения двери, датчик 26 открытого положения двери, два световых указателя 27 и 28, пневматическую сирену (пневмосирену) 29, пневмопривод 30, штоковая полость которого соединена с выходом первого пневмоусилителя 14, а бесштоковая полость - с выходом третьего пневмоусилителя 16, логический элемент И 31, четыре логических элемента ЗАПРЕТ 32-35, два триггера 36 и 37, генератор 38 и логический элемент НЕ 39.
Устройство работает следующим образом.
При кратковременном воздействии с движущегося локомотива задающим устройством на датчик открывания 20, например, левой двери выходной его сигнал поступает в блок управления 1 через третий элемент ЗАПРЕТ 33, пятый элемент ИЛИ 6 на единичный вход второго триггера 9, где сигнал запоминается. Выходной сигнал второго триггера 9 через четвертый эл| мент ЗАПРЕТ 34 поступает на третий пневмоусилитель 16 и через третий элемент ИЛИ 4 - на второй пневмоусилитель 15.
Усиленные по мощности сигналы с выходов пневмоусилителей 15 и 16 поступают соответственно в бесштоковую полость пневмопривода 30 и пневмосирену 29, в результате чего происходит открывание двери, которое сопровождается предупредительным сигналом.
Перемещение двери из одного (закрытого) положения в другое (открытое) вызывает изменение состояния датчиков закрытого 25 и открытого 26 положения левой двери шлюза. При достижении дверью крайнего открытого положения выходной сигнал с датчика 26 через второй элемент ИЛИ 3 воздействует на нулевой вход второго триггера 9, возвращая его в нулевое (исходное) состояние, в результате чего бесщтоковая полость привода 30 через третий пневмоусилитель 16 сообщается с атмосферой н выключается пневмосирена 29. Одновременно сигнал с датчика 20 открывания двери поступает через третий элемент ЗАПРЕТ 33 на единичный вход шестого триггера 37, где он запоминается, и через первый элемент ЗАПРЕТ 13 поступает на приводы световых указателей 27, сигнализирующих движение состава через шлюз слева направо.
После проследования состава через левую дверь задающее устройство, установленное на локомотиве, кратковременно воздействует на датчик 17 закрывания левой двери (открывания правой двери) или датчик 19 открывания правой двери (закрывания левой двери) в зависимости от расположения локомотива в голове или хвосте состава. При этом на датчиках 17 или 19, например на датчике 19, что соответствует расположению локомотива в голове состава, формируется выходной сигнал, который одновременно поступает в блоки управления левой и правой дверей шлюза. В блоке управления I левой двери сигнал с датчика 19 поступает через первый логический элемент ИЛИ 2 на единичный вход первого триггера 8, где он запоминается. Выходной сигнал триггера 8 поступает на вход первого пневмоусилителя 14 и через третий элемент ИЛИ 4 - на вход второго пневмоусилителя 15. Усиленные по мощности сигналы с выходов пневмоусилителей 14 и 15 поступают соответственно в штоковую полость пневмопривода 30 и пневмосирену 29, в результате чего происходит закрывание левой двери, которое сопровождается предупредительным звуковым сигналом.
В блоке управления 1 правой двери сигнал с датчика 19 поступает через пятый элемент ИЛИ 6 на единичный вход второго триггера 9, где он запоминается и поступает на вход четвертого элемента ЗАПРЕТ 34.
В момент закрывания левой двери на вход третьего пневмоусилителя 16 сигнале выхода четвертого элемента ЗАПРЕТ 34 не поступает, так как на его запрещающем входе находится сигнал, поступивший с выхода второго элемента НЕ 39. Отсутствие сигнала на выходе датчика 25 закрытого положения левой двери, а следовательно, и на выходе элемента И 31 в блоке управления правой двери приводит к снятию сигнала с запрещающего входа второго элемента ЗАПРЕТ 32. Поэтому сигнал с датчика 19 поступает через пятый и шестой элементы ИЛИ 6 и 7 и второй элемент ЗАПРЕТ 32 на единичный вход пятого триггера 36, где запоминается и поступает на вход генератора 32. Периодически повторяющийся сигнал генератора 38 проходит через третий элемент ИЛИ 4 и пневмоусилитель 15, вызавая прерывистый звуковой сигнал на пневмосирене 29, сообщающий об открытом положении левой двери.
При достижении левой дверью крайнего закрытого положения выходной сигнал с датчика 25 поступает в блоке управления 1 левой двери на нулевой вход первого триггера 8, возвращая его в нулевое (исходное) состояние, в результате чего штоковая полость пневмоцилиндра (пневмопривода) 30 сообщается с атмосферой. Одновременно сигнал с датчика 25 поступает на вход первого элемента НЕ 12, снимая запрещающий сигнал с пятого элемента ЗАПРЕТ 35. В блоке зправления 1 правой двери сигнал с датчика 25 левой двери через элемент И 31 поступает на запрещающий вход второго элемента ЗАПРЕТ 32 и через второй элемент НЕ 39 снимает запрещающие сигналы с элементов ЗАПРЕТ 33, 34. Поступив на нулевой вход пятого триггера 36, сигнал с датчика 25 возвращает триггер в нулевое (исходное) состояние, что приводит к снятию сигнала управления с генератора 38 и отключению пневмосирены 29.
Ранее запомнившийся сигнал от датчика 19 в блоке управления 1 правой двери на втором триггере 9 теперь проходит (левая дверь закрыта, на выходе датчика 25 имеется сигнал) через четвертый элемент ЗАПРЕТ 34 на вход пневмоусилителя 16 и через третий элемент ИЛИ 4 на вход второго пневмоусилителя 15. Усиленные по мощности сигналы с выходов пневмоусилителей 15 и 16 поступают соответственно в
бесштоковую полость привода 30 и на пневмосирену 29, в результате чего происходит открывание правой двери, которое сопровождается предзпредительным звуковым сигналом.
При достижении дверью крайнего открытого положения выходной сигнал с датчика 26 через второй элемент ИЛИ 3 воздействует на нулевой вход второго триггера 9, возвращая его в нулевое состояние
(исходное), в результате чего бесщтоковая полость привода 30 через пневмоусилитель 16 сообщается с атмосферой и выключается пневмосирена 29. Выходной сигнал с детчика 26 воздействует также на нулевой вход четвертого триггера II, возвращает его в нулевое состояние, снимая при этом воспрещающий сигнал с первого элемента ЗАПРЕТ 13.
После проследования подвижного состава через открытую правую дверь задающее устройство локомотива воз действует на датчик 18 закрывания двери. Выходной сигнал датчика 18 поступает в блоке управления 1 на один из входов первого элемента ИЛИ 2, выходной сигнал которого поступает на единичный вход первого триггера 8, где сигнал запоминается и поступает на вход первого усилителя 14, а через третий элемент ИЛИ 4 - на вход второго пневмоусилителя 15. Усиленные по мощности сигналы с выходов пневмоусилителей 14 и 15 поступают соответственно в штоковую полость пневмопривода 30 и на пневмосирену 29, в результате чего происходит закрывание правой двери шлюза, которое сопровождается предупредительным звуковым сигналом.
Одновременно сигнал с датчика 18 закрывания двери поступает на единичный
вход третьего триггера 10 блока управления правой двери, где он запоминается, и с выхода триггера 10 поступает в блок управления 1 левой двери через четвертый элемент ИЛИ 5 на нулевой вход шестого триггера 37, возвращая его в нулевое (исходное) состояние, а также на единичный вход четвертого триггера 11, где сигнал запоминается и поступает на запрещающий вход первого элемента ЗАПРЕТ 13. При этом исчезают сигналы управления с приводов световых указателей 27, указывающих направление движения состава через щлюз слева направо.
При достижении правой дверью крайнего закрытого положения выходной сигнал с датчика 25 закрытого положения двери поступает во все блоки управления 1 дверьми щлюза.
В блоке управления 1 левой двери сигнал с датчика 25 поступает на один из входов элемента И 31, выходной сигнал которого снимает сигнал с запрещающих входов третьего и четвертого элементов ЗАПРЕТ 33 и 34, изменяет состояние триггера 36 и поступает на запрещающий вход второго элемента ЗАПРЕТ 32, что позволяет вновь производить открывание левой двери шлюза.
В блоке управления 1 правой двери сигнал с датчика 25 поступает на вход элементов НЕ 12 и на нулевой вход первого триггера 8, возвращая его в нулевое (исходное) состояние, в результате чего штоковая полость пневмопривода 30 сообщается с атмосферой через первый пневмоусилитель 14 и выключается пневмосирена 29.
На запрещающем входе пятого элемента ЗАПРЕТ 35 также исчезает сигнал запрета, а ранее запомнившийся сигнал в триггере 10 проходит через пятый элемент ЗАПРЕТ 35 на нулевой вход этого же триггера 10, что приводит к возвращению его в нулевое (исходное) состояние.
Процесс проследования через шлюз транспортного средства закончен.
При проследовании транспортного средства через шлюз справа налево задающее устройство, установленное на локомотиве, воздействует теперь на датчик 20 открывания правой двери дверей, датчик 17 закрывания правой двери (открывания левой двери) или датчик 19 открывания левой двери (закрывание правой двери), в зависимости от расположения локомотива в голове или хвосте состава, а также на датчик 18 закрывания левой двери. При этом работа устройства управления шлюзом остается аналогичной, как и при движении транспорта через шлюз слева направо.
Если открыта одна из дверей шлюза, например левая дверь, на выходе ее датчика 25 отсутствует выходной сигнал, что приводит к исчезновению сигнала в блоке управления правой двери на выходе элемента И 31, запрещающем входе второго
элемента ЗАПРЕТ 32 и входе элемента НЕ 39.
Отсутствие сигнала на входе элемента НЕ 39 приводит к появлению на его выходе сигнала, который поступает на запрещающие входы третьего и четвертого элементов ЗАПРЕТ 33 и 34, в результате чего невозможно открывание правой .ери.
В случае подачи сигнала, например, с датчика 20 открывания правой двери на вход пятого элемента ИЛИ 6 блока управления 1 его выходной сигнал по цепи, состоящей из следующих элементов: элемент ИЛИ 7, второй элемент ЗАПРЕТ 32, единичный вход пятого триггепа 36, .генератор 38, третий элемент ИЛИ 4, включает пперывистый сигнал на пневмосирене 29. Если противоположная Слевяя) дверь закрылась, сигнал с ее датчика 25 поступает в блоке управления поавой лвери через элемент И 31 на вход второго элемента НЕ 39, на запрещающий вход второго элемента ЗАПРЕТ 32 и на нулевой вход пятого триггера 36, возвращая его в нулевое (исходное) состояние, что приводит к отключению пневмосирены 29.
Для прохода людей через шлюз и проведения ремонтных (наладочных) работ необходимо кратковременно воздействовать на одну из кнопок 23 и 24 местного открывания и кнопок 21 или 22 местного закрывания левой или правой дверей шлюяа, в результате чего происходит открыва.ние или закрывание двери, которое сопровождается предупредительным звуковым сигналом.
Внедрение предлагаемого изобретения позволяет повысить безопасность о- катки, улучшить условия труда машинистов локомотивов, увеличить ПРОПУСКНУЮ способность, уменьшить капитальные затрятьт. Экономический эффект от внедрения олиого устройства управления шлюзом составляет 13,4 тыс. руб.
Формула изобретения
Устройство управления вентиляп иониым шлюзом, содержащее для каждой двери блок управления, вк.лючаюихнй птесть логических элементов ИЛИ. четыре триггера, логический элемент НЕ, логический э.ттемент ЗАПРЕТ и три пневмоусилителя. два датчика закрывания двери, два датчика открывания двери, две кнопки местного закрывания двери, две кнопки местного открывания двери, датчик закрытого положения двери, датчик открытого положения двери, два световых указателя, пневматическую сирену и пневмопривод, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и точности управления, блок управления каждой двери снабжен четырьмя логическими элементами ЗАПРЕТ, двумя триггерами, генератором и логическим элементом НЕ и логическим элементом И,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления вентиляционным шлюзом | 1988 |
|
SU1534192A1 |
Устройство автоматического управления шлюзом-регулятором | 1985 |
|
SU1295004A1 |
Устройство автоматического управления вентиляционными дверьми | 1984 |
|
SU1195015A1 |
Устройство для управления открыванием дверей транспортного средства | 1982 |
|
SU1170103A1 |
Устройство управления шахтными вентиляционными дверями | 1978 |
|
SU960446A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ НА ПОДВЕСКАХ | 1990 |
|
SU1820637A1 |
Пневматическое устройство дистанционного управления стрелочным переводом | 1972 |
|
SU446446A1 |
Устройство автоматического управления вентиляционными дверьми | 1980 |
|
SU901563A1 |
Устройство для дистанционного управления | 1983 |
|
SU1095217A1 |
Устройство управления шахтными вентиляционными дверями | 1980 |
|
SU956807A1 |
Авторы
Даты
1981-11-07—Публикация
1974-10-28—Подача