I. Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим приводам, содержапщм зубчатые передачи, и может быть использовано в зубчатых механизмах различного назначения. Известны способы компенсации воз мущающей силы, обусловленной накопленной ошибкой шага зацепления, заключающиеся в создании дополнитель ного источника возбуждения, действу щего в противофазе с указанной силой и возникающего за счет грузов устанавливаемых на торцах зубчатых колес 1. Недостатком известных способов является то, что они существенно зависят от нагрузочных и скоростных режимов работы зубчатого меха.низма. Наиболееблизким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ компенсации погрешностей зацепления зубчатых колес путем установки зксцентрикрвых втулок, заключающийся в совмещении рабочей оси колеса с геометрической осью зубчатого венца 2.. Цель изобретения - снижение динамических нагрузок, вызываемых накопленной погрешностью окружного шага. Цель обеспечивается тем, что эксцентриковые втулки устанавливают между зубчатым венцом и опорой колеса таким образом, чтобы место нТа зубчатом венце с максимальной накопленной погрешностью шага соответствовало в радиальном направленни месту втулки с минимальной толщиной а эксцентриситет втулки определяют по зависимости: 6Z . жгде Z - число зубьев колеса. - максимальная погрешность шага. На фиг. 1 показан пример реализации способа компенсации погрешностей
зацепления зубчатых колес, одно из которых выполнено за одно целое с валом, на котором оно вращается; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. на фиг. 3 - пример реализации способа для зацепления зубчатых колес, одно из которых выполнено с центральным отверстием под вал.
При выполнении зубчатого колеса 1 за одно целое с валом эксцентриковую втулку 2 устанавливают между валом и подшипником (не показан) с последующим закреплением на валу с помощью шпонки 3 (фиг. 1 )v
Для зубчатого колеса, выполненного с центральным отверстием под вал (фиг. З), эксцентриковую втулку 2 устанавливают в центральном отверстии и закрепляют на ступице колеса 1.
I
Для зубчатого колеса с внутренним зацеплением эксцентриковую втулку устанавливают между корпусом зубчатого механизма и зубчатым венцом и закрепляют на зубчатом венце (не показано).
Способ реализуют следующим образо
Если зубчатое колесо 1 (фиг. 1) выполнено за одно целое с вало, эксцентриковую втулку 2 устанавливают между валбм и подшипником и закрепляют на валу, например, с помощью шпонки 3, предварительно развернув втулку 2 так, чтобы место на зубчатом венце с максимальной накопленной погрешностью щага соответствовало бы в радиальном направлении месту втулки с минимальной толщиной.
Если зубчатое колесо Г (фиг. З) выполнено с центральным отверстием под вал, эксцентриковую втулку 2 устанавливают в центральном отверстии, разворачивают аналогично описанному выше и закрепляют на ступице колеса i. С целью беззазорного соединения зубчатого колеса с эксцентриковой
втулкой наружная поверхность последней может быть вьшолнена конической. Таким образом, способ компенсации погрешности зацепления позволяет совместить ось вращения зубчатого колеса с его геометрической осью и тем самым исключить накопленную погрешность тага, что, в свою очередь, приводит к значительному снижению динамических нагрузок, вызываемых указанной погрешностью на всех скоростных и нагрузочных режимах работы зацеш ения зубчатых колес. Кроме того, способ позволяет ослабить требования к точности изготовления зубчатых колес.
Формула изобретения
Способ компенсации погрешностей зацепления зубчатых колес путем установки эксцентриковых втулок, заключающийся в совмеи ении рабочей оси колеса с геометрической осью зубчатого венца, о тличающ и и с я тем, что, с целью снижения динамических нагрузок, вызьшаемых накопленной погрешностью окружного шага, эксцентриковые втулки устанавливают между зубчатым венцом и опорой колеса таким образбм, чтобы место на зубчатом венце с максимальной накопленной погрешностью шага соответствовало в радиальном направлении месту втулки с минимальной толщиной, а эксцентриситет втулки определяют по зависимости
е--, kTi.
где Z -ЧИСЛО зубьев колеса,
S - максимальная погрешность ша
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР К 578573, кл. G 01 М 1/20, 1975.
2.Авторское свидетельство СССР К« 49602, кл. F 16 Н 1/А8, 1974 (прототип).
К- f(
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ снижения динамической нагрузки зубчатой передачи | 1980 |
|
SU1013656A1 |
Способ компенсации погрешностей зацепления в зубчатом механизме | 1988 |
|
SU1620733A1 |
Устройство для обработки некруглых поверхностей | 1984 |
|
SU1252060A2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ | 2002 |
|
RU2236341C1 |
Устройство орбитального перемещения при электроэрозионной обработке | 1982 |
|
SU1068246A1 |
РЕДУКТОР С ЦИКЛОИДАЛЬНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 1995 |
|
RU2123627C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ/РАЗБОРКИ ВОЛНОВОЙ ГЕРМЕТИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АБРАМОВА В.А. | 2013 |
|
RU2566584C2 |
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2313016C2 |
Корригирующее устройство | 1986 |
|
SU1404215A1 |
Клеть для продольной прокатки профилей переменного сечения | 1979 |
|
SU933166A1 |
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1980-04-18—Подача