Изобретение относится к транспортным средствам повышенной грузоподъемности типа автопоезда, использующимся, в частности, для перевозки дорожно-строительных и карьерных материалов по дорогам, включающим труднопроходимые участки бездорожья и крутые подъемы, например, при строительстве автомобильных лесовозных дорог. Известно сочлененное транспортное средство, содержащее тягач, грузовой полуприцеп и шарнирно связанный с тягачом дополнитель ный полуприцеп, оборудованный прнводной посредством силового далиндра кареткой для опирания на нее через опорно-сцепное устройство грузового полуприцепа 1. Недостатком известного транспортного средства является то, что при движении его на подъем перемещение каретки с опорносцепным устройством вперед при полной загрузке автопоезда вызьгеает опасную перегрузку задней оси тягача, передняя ось тягача при этом остается недостаточно загруженной. Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства путем увеличения тягового усилия на труднопроходимых местах. .Поставленная цель достигается тем, что рама дополнительного полуприцепа выполнена с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости посредством упомянутого силового цилиндрт привода каретки. На фиг. 1 показано транспортное средство, вид сбоку: на фиг. 2 - дополнительный полуприцеп, вид сверху; на фнг. 3 - сечение А-А Hi фиг. 1; на фиг. 4 - вариант соединения силового ци)шндра с зашшм мостом тягача; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 4. Транспортное средство включает тягач 1, дополнительный полуприцеп 2 и грузовой полуприцеп 3. Полуприцеп 2, содержащий рему 4. опирается на колесную ось 5 и посредством шарнира 6 соединен с шасси 7 татача 1, на котором установлены упоры 8, ограничивающие поворот полуприцепа 2 в горизонтальной плоскости. Грузовой полуприцеп 3 передней частью посредством опорно-сцепного устройства 9 соединен с рамой 4 полуприцепа 2 так, чтобы 390 иатрузка на нее ооеспечивала необходимую развеску по осям. Опорно-сцепное устройство 9, предпочтительно цшркирно-шарового типа, включает шкворень 10, закрепленный в раме полуприцепа 3, и каретку 11, установленную в продольных направляющих 12 передней части рамы 4. Каретка 11 через штангу 13 и проушины 14 связана с силовым цилиндром 15, шарнирно соединенным с задним мостом 16 тягача 1 вмецентренно относительно шарнира 6. На раме 4 имеются упоры 17 и 18, фиксирующие крайние положения каретки 11 (I и 11). Шасси тягача 1 снабжено двумя колесными осями: передней 19 и задней 20. В эле ментах конструкции полуприцепа 3 шарнирноустановлен талреп 21, имеющий возможность соединяться с рамой 4 полуприцепа 2. На фиг. 4 и 5 показан вариант расположения силового цилиндра 15. Корпус 22 цилиндра с цапфами 23 устаиовлен в направляющих 12 задней части рамы 4 полуприцепа 2 Посредством цапф 23, размещенных в продольных пазах 24 рамы 4, и тяг 25 силовой цилиндр 15 соединяется с задним мостом тягача 1. Тяги 25 могут быть упругими, гибкими или жесткими, регулируемыми по длине. Устройство работает следующим образом. Силовой цилиндр 15 перемещает по напра ляющим 12 рамы 4 каретку 11 из положекия I в положение II (или любое про межуточное положение). Это приводит к увел чению нагрузки, передаваемой полуприцепом 3 на шасси тягача 1, а ось 5 полуприцепа 2 частич71о разгружается. Одновременно, вследствие внецентреиного относительно шарнира 6 действия силы, в сил вом цилиндре 15 (фиг. 1) или в тягах 25 (фиг. 4) происходит опускание рамы 4 полуприцепа 2 и выравнивание осевых нафузок тягача 1. При этом задняя ось 20 тягача ос вобождается от излишней нагрузки, а передняя ось 19 нагружается дополнительно. Для облегчения маневров поезда с порожним полуприцепом 3 полуприцеп 2 отжимается цилиндром 15 до вывешивания колес, что привадит к увеличению общей сцепной массы тягача I и, частично разгрузке передней оси 19. При буксовании тягача 1 на труднопроходимых участках пути предусматривается возможность самостоятельного ступенчатого перемещения (caмoвыtacкивaния) транспортного средства. При этом система тягач 1 - полуприцеп 2, имеющая большую сцепную iwaccy, .чем полуприцеп 3, тормозится. Опорно-сцепное устройство 9 пере.мешается вместе с полуприцепом 3 посредством гидр01шлиидра 15. Затем тормозится полуприцеп 3, тягач 1 трогается вперед и при зтом дополнительно подталкивается гидроци.гшндром 5. В отцепленном состоянии система полуприцепов 2 и 3 удерживается в положении, удобном для последующего сое.динения с тягачом 1 с помощью талрепа 21, соединяющего полуприцеп 3 с рамой 4 полуприцепа 2. После соединения системы полуприцепов 2 и 3 с тягачом 1 талреп 21 отсоединяется от одного из полуприцепов и закрепляется на другом. Таким образом, такая схема транспортного средства, благодаря механизму перемещения опорно-сцепного устройства 9 грузового полуприцепа 3 вдоль рамы 4 дополнительного полуприцепа 2 и воздействию силового цилиндра 15 на полуприцеп 2, позволяет передавать на тягач 1 увеличенную нагрузку от грузового полуприцепа 3, т.е. компенсировать потерю тягачом 1 сцепной массы и увеличивать ее дополнительно при даижении на подъем, сохраняя при этом оптимальное распределение осевых нагрузок поезда. Следовательно, оперативно обеспечивается эффективное повышение тягово-сцепных качеств транспортного средства при движении на трудных участках пути. Использованием механизма перемещения опорно-сцепного устройства 9 для самовытаскивания транспортного средства еще более повышает его проходимость по сравне}шю с иэвесшыми машинами. Экономический эффект от эксплуатации одной машины на строительстве автомобильных лесовозных дорог по предварительным расчетам составит 5,9 тыс.руб. в год. Формула изобретения Сочлененное транспортное средство, содержащее тягач, грузовой полуприцеп и пирнирно связанный с тягачом дополнительный полуприцеп, оборудованный приводной посредством силового цилиндра кареткой для опирания на нее через опорно-сцепное устройство грузового полуприцепа, опорно-сцепное устройство грузового полуприцепа, отличающееся тем, что, с целью повышения его проходимости путем увеличения тягового усилия на труднопроходимых местах, рама дополнительного полуприцепа вьшолнена с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости посредством упомянутого силового далиндра привода каретки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 2776846, кл. 280-407, 1957 (поототип).
«Ч
ft
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самосвальный полуприцеп | 1981 |
|
SU977261A1 |
ТРАНСПОРТНО-СПЛОТОЧНЫЙ АГРЕГАТ | 1973 |
|
SU408847A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2099212C1 |
Сочлененное транспортное средство | 1979 |
|
SU816850A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА | 1999 |
|
RU2160690C1 |
Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1984 |
|
SU1237473A1 |
Транспортное средство | 1990 |
|
SU1710421A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВАРИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1992 |
|
RU2081765C1 |
Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения | 2022 |
|
RU2786543C1 |
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ | 1991 |
|
RU2028220C1 |
Авторы
Даты
1982-01-30—Публикация
1980-03-20—Подача