Изобретение относится к тяговосцепным устройствам автотранспортных средств.
Известно сцепное устройство, содержащее корпус с крышкой, ловитель, для дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком и рычаг для перемещения шкворня, нагруженный пружинами , расположенными по разные стороны от рычага между ним и крышкой корпуса 1 .
Недостатком этого устройства является неудовлетворительная компактность и сравнительно сложная конструкция из-за необходимости размещения в крышке корпуса над верхним торцом шкворня пружины, обеспечивающей постоянное поджатие элементов шкворня к рычагу при верхнем поднятом положении шкворня и тем самым надежную фиксацию этого положения и придающей дополнительное усилие для перемещения шкворня вниз при сцепке тягача с прицепом.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является сцепное устройство, содержащее корпус с крышкой, ловитель дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком и рычаг перемещения шкворня, оборудованный расположенными по разные его стороны пружинами, свободные концы которых закреплены на крышке корпуса 2.
10
Однако и для этого устройства характерны неудовлетворительная компактность и сравнительно сложная конструкция из-за вышеупомянутой не15обходимости в пружине и ее расположения над торцом шкворня в крышке корпуса.
Цель изобретения - повышение компактности устройства и обеспечение
20 надежной фиксации шкворня вверхнем положении.
Для достижения цели устройство снабжено пластиной с выступом, размещеннои над шкворнем между указанны ми пружинами рычага с зазором относи тельно крышки корпуса, при этом в последней между продольной осью шкво ня и осями крепления пружин выполнена канавка под выступ упомянутой пластины. На фиг.1 изображено предлагаемое сцепное устройство, общий вид; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1, на фйг.З предлагаемое сцепное устройство при среднем положении рычага; на фиг. - то же, при крайнем верхнем положении рычага. Сцепное устройство автопоезда содержит корпус 1 с крышкой 2, ловите 3 с раструбом 4, шкворень 5 с коническим хвостовиком 6 и рычаг 7 для перемещения шкворня. Рычаг нагружен пружинами 8 и 9 расположенными по разные стороны рычага между ним и крышкой 2 корпуса. Крышка снабжена пластиной 10 с выступом И. Пластина установлена между пружинами 8 и 9 и крьиикой 2с. Пластина 10 выступает над торцом 12 шкворня с зазором относительно крышки. Выступ 11 пластины 10 расположен в канавке 13 выполненной в крышке 2 осью I шкворня и осями 15 крепления упомянутых пружин. Устройство Имеет собачку 16, которая шарнирно прикреплена к шкворню 5. Фиксатор 17 взаимодействует с пазом 18 ловителя 3 и с упором 19, выполненным на ступице 20 рычага 7Рычаг 7 установлен на оси 21, имеющей рукоятку 22. В крышке установлен стопор 23. Устройство работает следующим образом. При повороте рукоятки 22 в крайне верхнее положение (см.фиг.) рычаг 7 поворачивается по часовой стрелке и упирается своим выступом в собачку которая, поворачиваясь, утапливает стопор (фиг.З) и поднимает шкворень 5 в верхнее положение, при этом упор 19 поворачивается вместе с рычагом 7 по часовой стрелке, освобождает фиксатор 17, который входит в паз 18 ловителя 3,и фиксирует его в корпусе 1. При подъеме шкворня 5 в крайнее верхнее полок ение пружины 8 и 9 сжимаются, а рычаг 7 своей выемкой на торце упирается в полукруглую часть собачки 16 (фиг.if) . В этом положении пластина 10 засчет момента. создаваемого усилием сжатых пружин 8 и 9 и плечу пластины 10 между ее выступом 11 и осями 15 пружин, поворачивается относительно своего выступа 11 в канавке 13 корпуса 2, поджимает через торец 12 шкворня 5 полукруглую часть собачки 16 к рычагу 7 и обеспечивает надежную фиксацию верхнего положения шкворня. При введении петли прицепа в ловитель 3 петля нажимает на конус хвостовика 6 шкворня 5, перемещает шкво рень вверх и выводит из взаимодействия рычаг и собачку 16. При этом рычаг 7 ударяет по шкворню и (при совмещении оси шкворня с осью отверстия петли прицепа) перемещает шкворень 5 в с тверстие этой петли, фиксируя ее в тяговой вилке. В начальный момент движения шкворня 5 вниз дополнительное усилие на него передается и со стороны пластины 10. При нижнем положении шкворня 5 стопор 23 выходит из своего гнезда и, перекрывая верхний торец 12 шкворня, обеспечивает дополнительное стопорение закрытого шкворня. Предлагаемое устройство имеет сравнительно простую конструкцию и достаточно компактно для расположения в |ОГраниченном подкузовном пространстве автомобиля. Формула изобретения Сцепное устройство содержащее корпус с крышкой, ловитель дышла прицепа, шкворень с коническим хвостовиком и рычаг перемещения шкворня, оборудованный расположенными по разные его стороны пружинами, свободные концы которых закреплены на крышке корпуса, отличающееся тем, что, с целью повышения компактности устройства и обеспечения надежности фиксации шкворня в верхнем положении, оно снабжено пластиной с выступом, размещенной над шкворнем между указанными пружинами рычага с зазором относительно крышки корпуса, при этом в последней между продольной осью шкворня и осями крепления пружин выполнена канавка под выступ упомянутой пластины. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ N , кл. 63 С 3/05, 1968.. . 2.Патент ЧССР № 139306, кл. 63 С 3/05, 1970 (прототип).
фиг. 1
/3 /
W
5 /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сцепное устройство | 1979 |
|
SU905129A1 |
Тягово-сцепное устройство | 1979 |
|
SU901082A1 |
Автоматическое сцепное устройство | 1977 |
|
SU821232A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2198796C2 |
Тягово-сцепное устройство транспортного средства | 1985 |
|
SU1342750A1 |
Сцепное устройство автопоезда | 1972 |
|
SU619368A1 |
Шкворневой узел полуприцепа конструкции Щербинина-Янкова | 1983 |
|
SU1111905A1 |
Тягово-сцепное устройство транспортного средства | 1978 |
|
SU670471A2 |
Тягово-сцепное устройство | 1985 |
|
SU1256995A1 |
Тягово-сцепное устройство транспортного средства | 1982 |
|
SU1065248A1 |
Авторы
Даты
1982-02-15—Публикация
1979-12-28—Подача