(54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1057604A2 |
Самоотключающаяся предохранительная муфта роторного снегоочистителя | 1984 |
|
SU1176006A1 |
Предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1071833A1 |
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям | 1980 |
|
SU1043377A1 |
Устройство для переключения ремизоподъемной каретки ткацкого станка на обратный ход | 1986 |
|
SU1461781A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫГРУЗКИ ФАРША ИЗ КУТТЕРА | 1972 |
|
SU426699A1 |
Кулачковая муфта | 1984 |
|
SU1404702A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1984 |
|
SU1244412A1 |
Реверсивный храповой механизм | 1977 |
|
SU771389A1 |
Предохранительная центробежная муфта | 1975 |
|
SU823697A1 |
Изобретение относится к дорожным машинам, а именно к роторным снегоочистителям. Известна предохранительная муфта роторного снегоочистителя, содержащая долумуфты, соединенные между собой срезным элементом и встроенные в трансмиссию привода между силовой установкой и рабочим органом 1. Однако известная предохранительная муфта не позволяет получить надежного предохранения трансмиссии от перегрузки при превышении крутящего момента выще допустимого из-за трудности сохранения постоянных размеров и конфигурации срезных элементов и изменения пластических деформаций материала элементов при предельных усилиях, кроме того, необходимо заменять .срезные элементы после срабатывания предохранительной муфты. Известна также предохранительная муфта, содержащая связанную с приводным валом ведущую полу муфту и свободно сидящую на валу ведомую полумуфту, щарнирно закрепленный на одной из указанных полумуфт рычаг с выполненным на другой полумуфте скосом 2. Недостатком известной предохранительной муфты является сложность включения ее в рабочее состояние из-за необходимости преодолеть усилие пружины, воздействующей на зацепление втулки со скощенной поверхностью. Целью изобретения является повыщение эффективности предохранительной , муфты путем упрощения ее включения. Для достижения этой цели предохранительная муфта снабжена щатуном, щарнирно закрепленным на рычаге и подпружиненным относительно последнего, а на оси щарнира, соединяющего щатун и рычаги, закреплена рукоять включения устройства. На фиг. 1 изображен роторный снегоочиститель, снабженный предохранительной муфтой, вид сверху; на фиг. 2 - вид на предохранительную муфту со стороны поперечного карданного вала с частичным вырывом; на фиг. 3 - разрез по оси предохранительной муфты; на фиг. 4 - вид на предохранительную муфту со стороны цепного привода питателя; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг. 7 - вид с частичным вырывом на предохранительную муфту в рабочем
положении; на фиг. 8 - то же, в момент начала поворота шатуна относительно рычага; на фиг. 9 - то же, в выключенном положении.
Предохранительная муфта 1 встроена в трансмиссию роторного снегоочистителя 2, имеющего силовую установку 3 и рабочий орган 4, и содержит ведомую полумуфту 5, жестко связанную, например, с валом 6 ведущей звездочки привода щнеков, ведущую полумуфту 7 со скощенными упорами 8, свободно сидящую на том же валу и щарнирно связанную, например, с поперечным карданным валом 9, рычаги 10, смонтированные на цапфах 11 и 12 и прижимаемые к упорам 13 пружинами 14, щатуны 15, жестко связанные с осью 16 и щарнирно - с рычагами 10 и имеющие на концах ролики 17, и пружины 18, концы которых закреплены на щатунах 15 и рычагах 10. Шатуны 15 имеют выступы 19. Цапфы И и 12 и упоры 13 жестко связаны с ведомой полумуфтой 5, причем одна из цапф, например 12, выполнеиа эксцентричной. Концы осей 16 продлены наружу за пределы замкнутого пространства, образованного полумуфтами 5 и 7, сквозь отверстия 20 в диске полумуфты 5, уплотненные, например, подпружиненными шайбами 21 и имеющие на свободных концах рукояти 22 и 23, связанные между собой стержнем 24. Диск ведущей полумуфты 7 имеет смотровые окна 25, закрытые крыщками 26.
Работа предохранительной муфты осуществляется следующим образом.
Ведущая полумуфта 7, вращаясь в направлении, показанном стрелкой на фиг. 2, передает крутящий момент ведомой, полумуфте 5 скощенными поверхностями упоров 8. Вектор давления N в контакте упора 8 с роликом 17 создает момент, отжимающий шатун 15 относительно оси 16 по часовой стрелке (фиг. 2) в одно из крайних его положений до упора в рычаг 10, а всю рычажнощатунную систему в целом стремящийся повернуть относительно цапфы, например 11, против часовой стрелки. Последнему препятствует натяжение пружины 14.
Когда внешний момент преодолевает сопротивление пружины 14, рычажно-щатунная система поворачивается против часовой стрелки относительно цапфы 11, ролик 17 перекатывается по скосу упора 8 и переходит на -..его скругленный участок (фиг. 8). При этом вектор давления N поворачивается, проходит нейтральное положение, направленное по оси шатуна 15 и затем создает все возрастающий момент,
стремящийся повернуть щатун 15 относительно рычага 10 против часовой стрелки.
Нагруженная сжимающим усилием система шатун 15 - малое плечо рычага 10 теряет устойчивость и складывается, рычаг 10 под действием пружин 14 возвращается в исходное положение, а усилие пружины 18 доводит щатун 15 в другое крайнее положение, ограниченное упором выступа 19 в цапфу 11.
В выключенном состоянии ролика 17 щатуны 15, рукояти 22 и 23 и стержень 24 занимают положения соответственно а, б, в, г, д (фиг. 2, 4 и 9). При этом обеспечивается гарантированный радиальный зазор между упорами 8 и роликами 17.
Для обратного включения предохранительной муфты поворачивают вручную рукоять 22 либо 23 против часовой стрелки (фиг. 4), преодолевая только незначительный момент от пружины 18.
При сборке предохранительной муфты регулировка одновременного прилегания роликов 17 к скощенным упорам 8 обеспечивается поворотом эксцентричной цапфы 12. Контроль прилегания осуществляется через смотровые окна 25.
Технико-экономическая эффективность предохранительной муфты достигается за счет снижения времени простоев машины, связанных с включением полумуфт в рабочее положение.
Формула изобретения
Предохранительная муфта, преимущественно роторного снегоочистителя, содержащая связанную с приводным валом ведущую полумуфту и свободно сидящую на валу ведомую полумуфту, щарнурно закрепленный на одной из полумуфт рычаг с выполненным на другой полумуфте скосом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем упрощения включения, она снабжена шатуном, шарнирно закрепленным на рычаге и подпружиненным относительно последнего, а на оси щарнира, соединяющего шатун и рычаги, закреплена рукоять включения муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
№ 430833, кл. В 02 С 1/02, 07.08.72 (прототип) .
/
Т
«-Л
п
%
/3
Фиг. 5
Фиг. 6
Фиг. 7
16
11
19
Щ
8
Фаг.8
/5
//
18
w
w
//
w
/
/4
Физ.д
Авторы
Даты
1982-02-23—Публикация
1980-03-21—Подача