I
Изобретение относится к области железнодорожного транспортного машиностроения, а именно к гасителям колебаний ходовых частей вагонов и локомотивов. .
Известен фрикционный гаситель преимущественно для ходовой части железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус, размещенные внутри него два фрикционных элемента шаровой формы, из которых внутренний выполнен из двух пустотелых частей, установленных с возможностью пространственного вращения относительно наружного элемента, и упругую вставку, соединенную со штокомр J.
Такой гаситель не обеспечивает демпфирования вдоль оси штока.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей гасителя путем одновременного демпфирования угловых пространственных колебаний и колебаний, направленных вдоль оси штока.:
Цепь достигается тем, что к пустотелым частям со стоаоны их внутренних поверхностей жестко прикреплены накладки с цилиндрическими поверхностями трения, упругая вставка выполнена в виде двух полуколец, контактирующих по внешним цилиндрическим поверхностям с накладками, двух расположенных соосно со штоком дисков, выполненных с коническими боковыми по10верхностями и контактирующих по этим поверхностям с полукольцами, на конце штока расположен бурт, взаимодействующий с верхним диском, а на штоке - регулировочная пружина, поджи15мающая к накладкам нижний диск.
Кроме того, поверхности полуколец, контактирующие с накладками цилиндрической формы, hraryT быть армированы слоем фрикционного материала.
20
На фиг. 1 изображен предлагаемый гаситель, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А фиг.1. Гаситель состоит из корпуса 1, размещенных внутри него фрикционных элементов 2 и 3 шаровой формы и упругой вставки. Внутренний элемент 3 выполнен из двух пустотелых частей. К каждой такой части со стороны вну ренних поверхностей неподвижно прис динены накладки цилиндрической формы. Упругая вставка выполнена в виде двух армированных по цилиндрическим поверхностям слоем фрикционного материала полуколец 5 контактирующих по этим поверхностям с накладками kf а по торцевым конически Поверхностям с расположенными на шт ке 6 двумя коническими шайбами 7. Последние взаимодействуют соответственно с буртом на конце штока 6 и с операк«дейся на регулировочную пружину 8 шайбой 9- Пружина 8 поджа та гайкой 10, расположенной на штоке 6 . Гаситель работает следующим обра зом. Вначале он настраивается на заданную силу трения. Для этого гайка 10 перемещается по резьбе штока вследствие чего изменяется затяжка пружины 8. Изменение затяжки .послед ней приводит к изменению силы, под действием которой через шайбу 9 и бурт на конце штока 6 шайбы 7 сжимаются. Изменение этой силы влечет за собой изменение силы взаимодействия между шайбами 7 и полуколь цами 5j а также между элементами 2 и 3- 8 итоге перемещение гайки 10 ;по штоку 6 приводит к изменению кон тактных давлений на поверхностях сопряжения полуколец 5 с накладками 4, а также элементов 2 и 3, а следовательно, к увеличению или уме шению сил сопротивления, которые возникают при перемещении штока 6 как вдоль его оси, так и вокруг цен ра элементов 2 и 3При движении транспортного средства отдельные узлы его ходовой час ти, например рама тележки и колесны пары с буксами, совершают относител но друг друга пространственные коле бания. Угловые составляющие этих колебаний демпфируются силами трени возникающими при перемещении относи тельно друг друга элементов 2 и 3, линейные, направленные вдоль оси штока 6 - силами трения, которые возникают между накладками k и полукольцами 5Технико-экономическая эффективность предлагаемого гасителя заключается в том, что благодаря его пригодности для одновременного демпфирования угловых и линейных колебаний уменьшается масса систем демпфирования ходовых частей железнодорожных транспортных средств. Формула изобретения 1.Фрикционный гаситель колебаний, преимущественно для ходовой части железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус, размещенные внутри него два фрикционных элемента шаровой формы, из которых внутренний выполнен из двух пустотелых частей, установленных с возможностью пространственного вращения относительно наружного элемента, и упругую вставку, соединенную со штоком, отличающийся тем, что, с .целью расширения функциональных возможностей путем одновременного демпфирования направленных вдоль оси штока колебаний, к пустотелым частям со стороны их -внутренних поверхностей жестко прикреплены накладки с цилиндрическими поверхностями трения, упругая вставка выполнена в виде двух полуколец, контактирующих по внешним цилиндрическим поверхностям с накладками, двух расположенных соосно со штоком дисков, выполненных с коническими боковыми поверхностями и контактирующих по этим поверхностям с полукольцами, на конце штока расположен бурт, взаимодействующий с верхним диском, а на штоке - регулировочная пружина, поджимающая к накладкам нижний диск. 2.Гаситель по п.1, отличающийся тем, что поверхности полуколец , контактирующие с накладками цилиндрической формы, армированы слоем фрикционного материала. Источники информации, принятие во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 197666, кл. В 60 g 13/0, a8.0if.66 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционный гаситель колебаний | 1988 |
|
SU1514989A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2328395C2 |
Буксовое подвешивание тележки железнодорожного подвижного состава | 1983 |
|
SU1100171A2 |
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой | 1986 |
|
SU1342752A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ | 2002 |
|
RU2224150C1 |
Фрикционный гаситель колебаний | 1984 |
|
SU1232544A1 |
Гидрофрикционный гаситель колебаний | 1986 |
|
SU1416773A1 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2573100C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ИЗДЕЛИЙ НАПЛАВКОЙ | 1998 |
|
RU2124975C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449910C2 |
Авторы
Даты
1982-06-07—Публикация
1980-10-03—Подача