Двухкоординатный линейный электрический привод Советский патент 1982 года по МПК H02K41/35 

Описание патента на изобретение SU936264A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электрического привода малогабаритных автоматических машин термической резки, координатных столов металлообрабатывающего оборудования, в промышленных роботах и манипуляторах, а также периферийных устройствах электронных вычислительных машин-графопостроителях и коор- . динатографах.

Известен двухкоординатный линейный электрический двигатель, содержащий общий зубчатый индуктор, выполненный в виде плиты, и жестко связанные между собой якори, обеспечивающие перемещение рабочего органа по двум координатам 1.

Недостатком указанного привода является наличие общей плиты и сложность выполнения опор, обеспечивающих перемещение якорей с рабочим органом по двум координатам.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является двухкоординатный линейный электрический привод, состоящий из двух магнитонесвязанных линейных двигатялей, неподвижные зубчатые индукторы которых расположены перпендикулярно друг другу, а подвижные якори связаны с рабочим органом кинематическим узлом 2.

Недостатке этого привода является наличие кинематического узла, объединяющего якори обеих координат, что существенно усложняет механическую часть двигателя.

Цель изобретения - упрощение конструкции привода.

Поставленная цель достигается тем, что в двухкоординатном линейном электрическом приводе с двумя магнитонесвязанньми линейными двигателями кинематический узел выполнен в виде двух штанг, жестко соединенных между собой концами под прямым углом, а каждый якорь снабжен опорамиj допускающими перемещение расположенной между ними штанги в плоскости, перпендикулярной плоскости движения якоря.

Кроме того, в привод могут быть введены два дополнительных магнитонесвязанных линейных двигателя, аналогичных основным, зубчатые индукторы которых образуют совместно с основными замкнутую прямоугольную раму, а штанги кинематического узла, жестко связанные между собой концами под прямыми углами, образуют крестовину, расположенную в плоскости, параллельной плоскости индуктора.

На фиг.1 изображен магнитопровод линейного двигателя, общий вид; на фиг.2 - линейный двигатель, поперечный разрез; на фиг.3 - двухкоординатный привод с четырьмя линейными двигателями, образующими прямоугольную раму, вид в плане; на фиг.4 подвижная крестовина кинематического узла; на фиг.5 - двухкоординатный привод с двумя линейными двигателями, вид в плане; на фиг.6 - подвижная часть двухкоординатного привода с двумя линейными двигателями.

Линейный двигатель, образующий каждую координату двухкоординатного привода, содержит ферромагнитную полосу 1 переменного сечения, несущую полюсные выступы 2, формирующие основное поле машины (фиг. 1 и 2). Якорь линейного двигателя состоит из двух Т-образных магнитопроводов 3 с пазами 4. Между магнитопроводами 3 и плитой 5, на которой они укреплены, образован паз 6 для. размещения обмотки возбуждения.

Якорная обмотка 7, уложенная в пазы 4 обоих магнитопроводов 3, коммутируется полупроводниковым коммутатором или электрюмеханичёским коллектором (не показаны). Обмотки возбуждения 8, уложенные в пазы 6,создают основной магнитный поток машины Фр, замыкающийся через магнитопроводы 3 полюсообразующие выступы 2 и пластины 1 и 5.

Линейный двигатель каждой координаты двухкоординатного привода,представленного на фиг.З, состоит из двух модулей, упрощенно изображенных прямоугольником. Модули, реализующие движение вдоль координаты X, обозначены цифрой 9, а вдоль координаты Y цифрой 10. Аналогичные обозначения приняты и для фиг.5. Подвижнаякрестовина 11 (фиг.З и 4) механически связана с модулями 9 и 10 направляющими, выполненными, например, в виде опор качения 12 и 13.

Уменьшение площади двухкоординатного привода достигается в варианте, приведенном на фиг.5. Здесь неподвижный элемент выполнен в виде угольника из двух ферромагнитных полос 1, располагающихся под прямым углом друг к другу.

На опорах качения 12 и 13 подвижных модулей 9 и 10 перемещается подвижный элемент 14, выполненный также в виде угольника, вершина которого располагается в координатной плоскости, а стороны скользят в опорах качения 12 и 13. Угольник 14-образован двумя штангами, жестко связанными концами под прямым углом. Для устранения перекосов элемента 14 в вертикальной плоскости здесь необходимо использовать опоры качения 15, предотвращающие поворот подвижного элемента.

Двухкоординатный привод работает следующим образом.

При подаче питания на обмотки 0 якоря 7 и возбуждения 8 модулей 9 электромагнитное усилие, создаваемое при взаимодействии зубцов якоря с полюсными выступами 2, начинает перемещать модули 9, например вправо, 5 со скоростью Vx (фиг. 3 и 5). Модули

9,объединенные механически вертикальной частью крестовины 11, начинают двигаться в этом направлении/ так как горизонтальная часть

Q крестовины 11 свободно перемещается в своих опорах 13, укрепленных на модулях 10. При начавшемся движении модулей 9 электромеханический или полупроводниковый коммутаторы переключает секции якорных обмоток 7 так, чтобы направления электромагнитного усилия и скорости V)( не изменялись. Аналогично работает предлагаемый привод при подаче питания на обмотки 7 якоря и возбуждения 8 модулей

10,так как очевидно вертикальная часть крестовины 11 также свободно

перемещается в своих опорах 12, укрепленных на модулях 9. Подача питания на пары модулей 9 и 10 одновременно приводит к перемещению, наприт мер, центра крестовины 11 (А) из точки А. с координатами х , в точку Aij, с координатами Xi,(ino любой наперед заданной траектории,

0 определяемой соотношением скоростей Vy и задаваемым управляющим органом. Реверс и регулирование скорости производятся методами, обычными для электродвигателей постоянного

5 тока.

Формула изобретения

1. Двухкоординатный линейный электрический привод, состоящий из двух магнитонесвязанных линейных двигателей, неподвижные зубчатые индукторы которых расположены перпендикулярно друг другу, а подвижные якори связаны с рабочим органом кинематическим узлом, отличающийся тем, что, с целью упрощения, кинематический узел выполнен в виде двух штанг, жестко соединенных между собой концами под прямым углом, а каждый якорь снабжен упорами, допускающими перемещение расположенной между ними штанги в плоскости, перпендикулярной плоскости

движения якоря. 2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что в него введены два дополнительных магнитонесвязанных линейных двигателя, аналогичных основным, зубчатые индукторы которых образуют совместно с основными замкнутую прямоугольную раму, а штанги кинематического узла, жестко связанные между собой концами под прямыми углами, образуют крестовину, расположенную в плоскости, параллельной плоскости индукторов. 9 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Луценко В.Е., Соломахин Д.В. и Григорьев В.Е. Принцип построения и конструкции многокоординатных шаговых электродвигателей. Труды Моск. энерг. ин-та, 1979, вып. 440, с.2030. 2.Иваботенко Б.А. и др. Двухкоординатный линейный шаговый электропривод. Отчет по НИР 226/78,Моск. энерг. ин-т, 1979, с. 5-8. J 8 5 Фиг.2

Похожие патенты SU936264A1

название год авторы номер документа
Двухкоординатный линейный электрический привод 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Гольдрайх Генрих Максович
  • Тальянкер Михаил Яковлевич
SU983927A2
Двухкоординатный электрический двигатель 1982
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Святский Адольф Михайлович
SU1083302A1
Двухкоординатный линейный электродвигатель 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
SU942218A1
Двухкоординатный линейный шаговый двигатель 1976
  • Баль Владимир Борисович
  • Гониашвили Элисбар Семенович
SU604094A1
Многокоординатный шаговый электродвигатель 1982
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Сапожников Борис Иванович
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Велиев Олег Исмаилович
SU1080240A1
Двухкоординатный электродвигатель 1988
  • Свинцов Александр Ананьевич
  • Гобелков Владимир Федорович
  • Кутенев Владимир Николаевич
  • Ким Альберт Борисович
SU1624620A1
Двухкоординатный шаговый электродвигатель 1975
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Рубцов Виктор Петрович
  • Аксенов Владимир Иванович
  • Гониашвили Элизбар Семонович
  • Булаев Александр Антонович
  • Суббота Олег Федорович
  • Максименко Юрий Алексеевич
SU577616A1
Линейный шаговый электродвигатель 1978
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Баль Владимир Борисович
  • Белявский Евгений Иванович
SU752656A1
Двухкоординатный электродвигатель 1985
  • Свинцов Александр Ананьевич
  • Гобелков Владимир Федорович
  • Рассохин Феликс Алексеевич
  • Свинцов Николай Ильич
SU1359863A1
КООРДИНАТНЫЙ СТОЛ, ПОРТАЛ КООРДИНАТНОГО СТОЛА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИНДУКТОРА МНОГОФАЗНОГО ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Чаталбашев А.П.
RU2133184C1

Иллюстрации к изобретению SU 936 264 A1

Реферат патента 1982 года Двухкоординатный линейный электрический привод

Формула изобретения SU 936 264 A1

SU 936 264 A1

Авторы

Беликов Виктор Трифонович

Ситниченко Валентин Михайлович

Тальянкер Михаил Яковлевич

Писаревская Светлана Матвеевна

Вербицкий Иосиф Рафаилович

Даты

1982-06-15Публикация

1980-08-22Подача