Способ шевингования конических колес с криволинейной формой зубьев по их длине Советский патент 1952 года по МПК B23F19/06 

Описание патента на изобретение SU93657A1

Изобретением является способ окончательной обработки конических зубчатых колес с криволинейной формой зубьев шевингованием.

В известных спосо бах шевингования конических зубчатых колес с криволинейной формой зубьев применяется многолезвийная торцовокруговая головка, подобная нарезной; при этом шевингование каждой впадины производится индивидуально и последовательно.

В отличие о,т этого описываемый способ предусматривает шевингование нарезанного колеса с иомош,ью лобового колеса-шевера с прямобочным профилем зубьев.

Процесс обработки заключается в совместной обкатке заготовки 1И шевера. С целью создания большего продольно-профильного скольжения, обкатка производится при несовпадении вершин начальных асонусов инструмента и заготовки.

На фиг. 1 представлена схема взаимного расположения инструмента и заготовки; на фиг. 2 представлеиа схема приспособления для шеВ1ингования.

На фиг. I приведен участок круглой рейки с эвольвентными прямобочными зубьями, который Является участком производящего плоского колеса для конических зубчатых колес. Здесь образующая начального конуса колеса совпадает с центром вращения производящего колеса О Эвольвенты, т. е. продольные контуры зубьев производящего колеса, Образуются разверткой прямобочной рейки /-/ с основного цилиндра {Ro, как указано на фигуре. При качении без скольжения начальных конусов конических колес по этим зубьям производящего колеса у первых будутпрофилироваться зубья, которые будут правильно зацепляться между собой. Но для этого необходимо наличие относительного продольного скольжения зубьев производящего колеса и конического колеса, которое должно быть использовано для резания, т. е. для снятия излищнего металла.

№ 93657

На той же фигуре приведен совмещенный участок нового плоского колеса с эвольёентными зубьями, центр вращения Ои, которого смеш„ен на величину ARo. Совмещение здесь нроведено .таким образом: при развертывании нрямобочной рейки 1-/ с основных цилиндров Ro Rou обоих плоских колес образуются одни и те же эвольвентные зубья с пря мо бочным профилем, как указано на фигуре.

При рассмотрении условий соприкосновения зубьев обоих плоских колес на участке б-г, на котором должно происходить профилирование зубьев конических колес, зал.ечено, что в начальной .точке соприкосновення б зубья обеих плоских колес имеют общую нормаль аб. При вращении основных нилнидров Ro, Rou каждого плоского колеса с одинаковой скоростью Vo прямобочная рейка /-/ перемещается в одном и том 1же направлении с постоянной скоростью. Это значит, что условия соприкосновения зубьев обоих 1колес правильны и подчиняются законам Э1вольвентного зацепления. Но характерно здесь то,, что направление и величина окружных скоростей каждого плоского колеса различны. Например, для случая соприкосновения зубьев в точке в векторы окружных скоростей V, Vo располагаются так,, как указано на фиг. 1. Различное направление окружных скоростей образует дополнительное продольное скольжение зубвев, скорость и направление которого определяется вектором Ус. Это относительное продольное скольжение зубьев направлено всегда касательно к зубьям обоих плоских колес и поэтому може.т быть использовано для осуществления процесса резания.

Скорость относительного продольного скольжения зубьев можно выразить следующей формулой: (tg- -tg-{u,. где у-угол давления в данной точке зуба теоретического производящего колеса, который определяется следующим о.бразом:

ju-угол давления в той же точке зуба нового плоского колеса, кото.,-,Кои

рый определяется по формуле: Соз7

Условия зубонрофилирования конических колес новым плоским колесом, которое выполняет функции инструмента, отличаются от рассмотренного тем, что начальный конус колеса соприкасается с начальной плоскостью зубобреющего колеса но линии О-д, т. е. по образующей. При зацеплении зубьев колеса-инструмента с предварительно нарезанными .зубьями конического колеса и при вращении колеса-инструмента и конического колеса вокруг своей оси будет происходить относительное продольное скольжение между зубьями. Чтобы правильно профилировать на всей длине зубьев конического колеса, необходимо последнее дополнительно прокатать по начальной плоскости зуборезного колеса, ч.тобы на всем участке, образованном центральным углом ф, нроизощло соприкосновение образующих начального конуса колеса. При этом качении конического колеса произойдет перемещение линии мгновенного контакта от одного торца зуба к другому. Только при этом условии произойдет правильное профилирование зубьев конического колеса.

Чтобы зубобреющее колесо могло резать, на его зубьях выполняются канавки т, образующие режущие выступы, как указана на фиг. 1. При относительном продольном скольжении зубьев эти режущие выступы срезают небольшую стружку, которая попадает в канавки. При выходе режущего зуба из зубьев колеса эта стружка выпадает или вымывается струей маслаПрофилироваться будут лучше и зубья конических колес, продольные контуры которых образованы эвольвентами с одинаковой высотой и толщиной зубьев на всей их длине.

г .. - Lob 1 -к,

Процесс профилировки должен протекать следующпм образом.

Предварительно нарезанными зубьями коническое колесо сцепляется с зубобреющим колесом. При вращенин зубобреюшего колеса начинает вращаться коническое колесо вокруг своей оси. При этом вращении происходит относительное продольное скольжение зубьев инструмента и детали- При приложении усилия, прижимающего деталь к инструменту в направлении подачи S, относительное продольное скольжение заставит зубья инструмента срезать небольшие стружкн с зубьев детали. Чтобы правильно профилировать зубья конического колеса на всей их длине, необходимо последнее катать в пределах центрального угла , указанного на фиг. 1. Это осуществляется качанием оси конического колеса в пределах угла в течение всего процесса зубопрофилированияЭтот метод зубонрофилирования возможно осуществить на простых фрезерных станках. Вариант такого осуществления приводится на фиг. 2.

Описываемый метод зубопрофилирования конических колес с криволинейными зубьями обеспечивает высокую точность и производительность.

П р е д м е т з о б р е т с н и я

1. Способ щевингования конических колес с криволинейной формой зубьев по их длине, отличающийся тем, что, с целью создания увеличенного продольно-профильного скольжения для осуществления резания при обкатке, верщина начального конуса заготовки не совпадает с осью вращения щевера вследствие его вынолнения по размерам, отличным от размеров теоретического производящего колеса.

2. Прием выполнения способа по п. 1, о тл ич а ю 1ни и с я тем, что, с целью лучщей отделки профиля по чистоте на всей длине зубьев, ось заготовки получает качательное движение около верщнны начального конуса в пределах заданного угла.

№ 93657

Ofjfroff/ieftue noffavfr

( kliyf fpfay e f

V1. I : ,Uj;: ;

„ i / ll ;

,. / ilj

, - .,.. ь,,

Похожие патенты SU93657A1

название год авторы номер документа
Устройство для горячей накатки зубчатых колес 1955
  • Якиманский В.В.
SU116884A1
Шевинговальный инструмент с криволинейной по длине формой зубьев 1950
  • Шляпин Н.А.
  • Якиманский В.В.
SU92231A1
Способ нарезания конических зубчатых колес с криволинейным продольным очертанием зубцов без обкатки путем профильного копирования на зубофрезерных станках 1949
  • Якиманский В.В.
SU90414A1
СПОСОБ ШЕВИНГОВАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1998
  • Валиков Е.Н.
  • Ямников А.С.
  • Белов Д.Б.
RU2130367C1
Способ образования стружечных канавок на конических зубчатых шеверах 1973
  • Бернацкий Игорь Петрович
  • Гуляев Константин Иванович
  • Заморуев Георгий Борисович
  • Филиппов Сергей Порфирьевич
SU513797A1
Способ нарезания криволинейных зубьев конических колес 1955
  • Якиманский В.В.
SU106603A1
Станок для изготовления зубчатых колес посредством вальцевания горячих заготовок 1936
  • Ануфриев Б.В.
  • Якиманский В.В.
SU48112A1
Станок для нарезания стружечных канавок на шеверах 1979
  • Гуляев Константин Иванович
  • Филиппов Сергей Порфирьевич
  • Сорокин Владимир Владимирович
  • Тютрин Александр Владимирович
SU878463A1
Червячная фреза для нарезания конических зубчатых колес с криволинейным продольным очертанием зубцов 1949
  • Басов М.И.
  • Шабанова Г.В.
  • Якиманский В.В.
SU90484A1
Станок для нарезания конических зубчатых колес с эвольвентными продольными очертаниями зубцов посредством шестернеподобного инструмента методом обкатки 1948
  • Зинин М.В.
SU82667A1

Иллюстрации к изобретению SU 93 657 A1

Реферат патента 1952 года Способ шевингования конических колес с криволинейной формой зубьев по их длине

Формула изобретения SU 93 657 A1

Оси /favoHU /fOHuvec/ffi/fo/ffca

Cmojf станко

ffoffava

иг.

SU 93 657 A1

Авторы

Якиманский В.В.

Даты

1952-01-01Публикация

1950-08-07Подача