Изобретение относится к транспорту, а именно к устройствам для крепления колес на многоосном транспортном средстве.
Наиболее близким к изобретению по техническому является устройство для крепления запасных колес на транспортном средстве, содержащее поворотно закрепленный на кузове вокруг горизонтальной оси держатель с основанием и торцовыми стенками, шарнирно связанными с упомянутым основанием, и механизм фиксации держателя. Основание держателя выполнено из двух частей, снабженных шарнирами, обеспечивающих поворот указанных частей держателя tl.
Недостатком известной конструкции является сложное конструктивное выполнение устройства, в частности его держателя, а также значительная трудоемкость снятия и установки крлес.
Цель изобретения - повышение удобства пользования и упрощение конструкции.
Цель достигается тем, что держатель выполнен в виде равноплечего коромысла, а его основание .в виде пластины, изогнутой по краям с радиусами, соответствующие ра диусам транспортируемых колес.
На фиг.1 изображено устройство для крепления двух запасных колес на кузове транспортного средства в транспортном положении и в положении съема одного из колес (пунктирными линиями); на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.
10
Устройство содержит неподвижный кронштейн, выполненный в виде плиты 1, закрепленной на транспортном средстве. Плита 1 снабжена горизонтальной осью 2, на которой
15 смонтирован поворотный держатель 3, выполненный в виде равноплечего коромысла, а его основание 4 снабжено торцовыми стенками 5 и выполнено в виде пластины, изогнутой по
20 краям с радиусами соответствующими радиусам транспортируемых колес 6 и 7, расположенных в держателе последовательно и вертикально. Поскольку держатель выполнен
25 в виде равноплечего рычага, т.е. ось 2 размещена на продольной оси симметрии держателя, возможен поочередный наклон последнего в ту или иную сторону при расфиксации
30 держателя. Стенки 5 держателя шарнирно соединены с основанием, причем шарнир крепления стенок расположен на изогнутой части основания. Верхняя кромка каждой торцовой стенки снабжена шарнирно-рычажиым замком 8, исключающим ее самопроизвольное откидывание. Держатель снабжен механизмом фиксации, выполненным в виде подпружинен ного пружиной 9 стопора 10, а на плите 1 выполнено ответное отверстие 11, соосное оси стопора 10. При необходимости замены запасного колеса производят расфиксацию держателя путем вывода стопора 10 из отверстия 11, при этом необходимо потянуть на себя стопор и приложить усилие на держателе 3, направленное вниз со стороны колеса, кото рое необходимо снять, например со стороны колеса 6 (фиг.1). Поскольку держатель уравновешен за счет симметричного расположения оси 2 между запасными колесами, то под действием незначительного усилия держа тель 3 повернется и, достигнув определенного наклонного положения (в зависимости от клиренса транспортно го средства), снова автоматически зафиксируется механизмом фиксации. Для вывода, например колеса 6 из держателя, расположенного наклонно, необходимо потянуть вверх рьиаг 12 Зс1мка 8, при этом стенка 5 откидыва ся до соприкосновения с дорогой, а колесо выкатывается из держателя по указанной стенке 5 (фиг.1 пункти ные линии). После замены колеса дру гое, вышедшее из строя колесо, закатывают по стенке 5 на освободивше еся место в полость держателя,
g г.} чем самопроизвольному выкатыванию колеса из держателя препятствует размещение шарнира боковой стенки на изогнутом участке основания 4 держателя. Расфиксировав держатель, прикладыва1Ьт на него небольшое усилие, направленное вверх, возвращая его в горизонтальное положение, в котором фиксируют снова. При необходимости снять другое колесо, например колесо 7, поступают аналогичным образом, наклоняя держатель в другую сторону. Указанная конструкция проста в изготовлении, надежна и эффективна, особенно при эксплуатации многоосных транспортных средств. Формула изобретения Устройство для крепления запасных колёс на транспортном средстве, содержащее поворотно закрепленный на кузове вокруг горизонтальной оси держатель с основанием и торцовыми стенками, шарнирно связанными с упомя-. нутьм основанием, и механизм фиксации держателя, отличающеео я тем, что, с целью повышения удоб ства пользования и упрощения конструкции, держатель выполнен в виде равноплечего коромысла, а его основание - в виде пластины, изогнутой по краям с радиусами, соответствующими радиусам транспортируемых колес. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 1211915, кл. В 62 D , 1960 (прототип).

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Устройство для крепления запасных колес на транспортном средстве | 1982 | 
 | SU1057359A2 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСААВТОМОБИЛЯ | 1970 |  | SU265740A1 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА | 1973 | 
 | SU404681A1 | 
| Устройство для крепления запасного колеса транспортного средства | 1982 | 
 | SU1079525A1 | 
| КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ САМОСВАЛЬНОГО ТИПА | 2003 | 
 | RU2245804C2 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА | 1970 |  | SU421558A1 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА, КРЕПЛЕНИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА НА БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЯХ | 1993 | 
 | RU2048352C1 | 
| Устройство для ультразвуковых измерений | 1985 | 
 | SU1281994A1 | 
| Устройство для крпления запасного колеса транспортного средства | 1975 | 
 | SU556076A1 | 
| Грузовое транспортное средство | 1983 | 
 | SU1111912A1 | 
 
		
		 
		
         
         
             
            
               
            
Авторы
Даты
1982-08-15—Публикация
1980-12-29—Подача