Способ автоматического управления процессом врезного шлифования Советский патент 1982 года по МПК B24B51/00 

Описание патента на изобретение SU952555A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано впрецизионном станкостроении, например/ на внутришлифовальных и координатно-шлифовальных станках.

Известен способ управления рабочим циклом поперечной подачи, включающий этап чернового шлифования, скорость подачи на котором регулируется в зависимости от параметров системы СПИД, а на этапе чистового шлифования - по экспоненциальному закону 1-3

Недостатком способа является существенная нестабильность процесса обработки по скорости съема металла и мощности резания на этапе чернового шлифования в условиях вариации режущей способности шлифовального круга и .жесткости системы СПИД, что приводит к недоиспользованию станка и режущей способности круга.

Целью изобретения является повышение производительности процесса и точности обработки деталей.

Поставленная цель достигается тем, что на этапе чернового шлифования скорость поперечной подачи устанавливают по заданному уровню предельно допустимой по стойкости круга мощности шлифования, а на этапе чистового

шлифования начальное и конечное значение экспоненты регулируют по жесткости системы СПИД и шероховатости, обработанной поверхности, а постоянную времени экспоненты задают по предельно допустимой температуре в зоне шлифования.

На фиг.1 изображены графики изменения мощности шлифования и скорости

10 перемещения поперечного суппорта станка за полный цикл обработки детали, на фиг.2 - блок-схема устройства.

Рабочий цикл осуществляется следующим образом.

15

Во время быстрого подвода tgn идет перемещение суппорта со скоростью быстрого подвода Vg При касании шлифовальным кругом обрабатываемой детали мощность шлифования увеличи20вается, а скорость подачи автоматически снижается со скорости Vgt, до уровня скорости чернового шлифования, определяемой режущей способностью шлифовального круга. На участке черновогошлифования (-t) идет

25 обработка изделия при поддержании

111N

постоянной мощности шлифования const. На этом участке скорость суппорта YC (t) устанавливается в

Ю соответствии с законом управления. учитывающим ошибку регулирования от изменения жесткости, упругой систе мы СПИД, режущей способности круга и других возмущений. В момент времени t начинается чистового шлифования и скорость перемещения суппорта Vc начинает иэменятвсл по экспоненциальной зависимости Vc Vcoe pt4)i где VjQ- начальная скорость, Т --постоянная времени экспоне ты, характеризующая темп сниже-: ния интенсивности съема металла. Процесс обработки изделия заканчивается при скорости VCK На этапе чистового шлифования мощность Рщд изменяется в соответствии с темпом снижения скорости V, сое- . тояния системы СПИД и режущих свойс круга. Время t соответствует окончанию цикла обработки и отскоку шлифовального круга от детали. Устройство управления состоит из регулятора 1 мощности с пропорционально-интегральной дифференциал ной зависимостью выходного напряжения от входного,.для чего обратная связь выполнена на резисторах 2,3 и конденсаторах 4,5. Задатчик б интенсивности имеет экспоненциальную зависимость выходного напряжения от входного - обратная связь выполнена на резисторе 7 и конденсаторе 8. На входе регулятора 1 мощности, алгебраически cyммиps oтcя сигналы с датчика 9 мощности и задатчика 10 мощности шлифования, для чего во входной цепи регулятора мощ-ности установлены резисторы 11 и 12. Зада чик 6 интенсивности по одному входу через резистор 13 соединен с задатч ком 14 уровня скорости, а по второму входу посредством резистора 15 соединен с зад атчиком 16 начального и конечного значений уровней скорос ти на участке чистового шлифования. Задатчики 10 и 14 получают питание от стабилизатора 17. Сигналы с регулятора 1 мощности и задатчика 6 интенсивности подаютс на регулятор 18 ЭДС двигателя поперечного суппорта посредством, контак тов реле Pi и Р2, в качестве которы используются, в частности, бесконта ные элементы. Регулятор 18 ЭДС имее пропорционально-интегрально-диффере циальную зависимость выходного напр жения от входного, для чего обратна связь выполнена на резисторах 19,20 и конденсаторах 21, 22. На вход рег лятора 18 ЭДС приводного двигателя сигнал с регулятора 1 мощности пода ся через резистор 23, а с задатчика интенсивности - через резистор 24. Выход регулятора 18 ЭДС двиглтеля поперечного суппорта соединен с вхо дом управляемого усилителя 25 мощно ти. Приводной электрический двигатель поперечного суппорта представлен звеньями 26 и 27, причем входной величиной звена 26 является напряжение на зажимах якоря, а выходной ток двигателя. Выходной величиной двигателя поперечного суппорта является частота вращения to . Датчик 28 напряжения формирует сигнал, пропорциональный напряжению на якоре двигателя поперечного суппорта. Датчик 29 тока формирует сигнал, пропорциональный нагрузочному току двигателя поперечного суппорта. Во входных цепях датчиков 28 и 29 соответственно установлены резисторы 30 и 31, а в цепях обратныхсвязей резисторы 32 и 33. Выходные напряжения датчиков 28 и 29 алгебраически суммируются на входе датчика 34 ЭДС двигателя поперечного суппорта, для чего выходы датчиков-28 и 29 соединены с входом датчика 34 посредством ; резисторов 35. В обратной связи датчика 34 ЭДС установлен резистор 36, а выход датчика ЭДС связан с входом регулятора ЭДС резистором 37. Приводной двигатель через редуктор и механиз.м 38 поперечной подачи перемещает поперечный суппорт 39 в процессе обработки изделия 40. Шлифовальный круг 41 приводится во вращение двигателем шлифовального круга 42, потребляемая мощность которого измеряется датчиком 9 мощности. Устройство работает следующим образом. С началом цикла срабатывает реле Р1, обеспечивая подключение регулятора 1 мощности к регулятору 18 ЭДС приводного двигателя поперечного суппорта. Регулятор 18 ЭДС настраивается либо на оптимум по модулю, либо на симметричный оптимум в зависимости от требований к быстродействию. При настройке на оптимум по модулю перерегулирование частоты вращения двигателя поперечного суппорта не превышает 4,3%, а выходная величина в первый раз достигает установившегося значения через время в 4,7 раза превышающее малую постоянную времени При настройке на симме.тричный оптимум перерегулирование частоты вращения двигателя поперечного суппорта не превышает 43%, а время первого достижения выходной величиной установившегося значения превышает в 3,1 раза малую постоянную времени. До момента касания шлифовального круга 41 с изделием 40 сигнал с датчика 9 мощности имеет небольшое значение, за счет чего выходной сигнал регулятора мощности имеет наибольшее значение, а подвод суппорта осуществляется на большой скорости Vg . С началом процесса шлифования изделия возрастает сигнал на выходы датчика 9 мощности, уменьшается сигнал, на выходе регулятора 1 мощности, что приводит к понижению скорости подвода суппорта до значения Vg, При черновом шлифовании изделия поддерживается заданная мощность шлифования, устанавливаемая задатчиком 10 мощности шлифования. При черновой обработке изделия реле Р2 отключено, а выходное напряжение задатчика 6 интенсивности имеет наибольшее значение соответствующее положению задатчика 14 скорости. Начальное и конечное Vf значения скоростей устанавливаются задатчиком 16. В процессе черновой обработки изделия выход задат чика 6 интенсивности отключен реле Р2 от регулятора 18 ЭДС. Следователь но, на этапах быстрого подвода суппор та и чернового шлифования система управления процессом врезного шлифования замкнута по мощности шлифовани и поддерживает на заданном значении мощность шлифования. С началом этапа чистового шли.фования отключается реле Р1 и :. .вклю ется реле Р2. При этом с по мощью реле Р1 выход регулятора 1 мощности, отключается от входа регулятора 18 ЭДС двигателя. Выходное напряжение эадатчика 6 интенсивности с включением реле Р2 уменьшаетей по экспоненциальной.зависимости определяемой элементами 7 и 8, и подается на вход регулятора 18 ЭДС двигателя. На этапе чистового шлифования скорость двигателя поперечного суппорта снижается по экспоненциаль ной зависимости. В качестве внутренней обратной связи на эаапах быстрого подвода, черновой и чистовой обработках изделия используется обрат ная связьпо противо ЭДС двигателя перечного суппорта, Работа схемы описана применитель о к контактным элементам Pi и Р2 олько для пояснения принципа рабоы. В качестве контактов используютя аналоговые ключи, управляемые от- есконтактных переключающих уст. ойств при перемещении поперечного уппорта. Использование предлагаемого спо- . оба позволяет одновременно повысить точность и производительность обаботки тел вращения, например подипниковых колец на врезных шлифовальных автоматах. Формула изобретения Способ автоматического управления процессом врезного шлифования, включающий этап чернового шлифования, скорость подачи на котором регулируется в зависимости от параметров состояния системы СПИД, а на этапе чистового шлифования - по экспоненциальному закону, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности процесса и точности обработки деталей, на этапе чернового шлифования скорость подачи устанавливают по заданному уровню предельно допустимой по стойкости PУ мощности шлифования, а на этапе чистового шлифования начальное и конечное значение экспоненты регулируют по жесткости системы СПИД и шероховатости обработанной поверхности, а постоянную времени экспонеИты задают по предельно допустимой температуре в зоне шлифования. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1. Йихелькевич В.И. Автоматйчес-i кое управление шлифованием, Маши. HobTpoeHlfe , 1975, с.80-141. fiuACtimt

Похожие патенты SU952555A1

название год авторы номер документа
Устройство для автоматического управления поперечной подачей шлифовального станка 1980
  • Горельников Эдуард Александрович
  • Капитинская Ирина Николаевна
  • Макаровский Леонид Яковлевич
  • Михелькевич Валентин Николаевич
SU905026A1
Устройство для автоматического управления поперечной подачей шлифовального станка 1982
  • Горельников Эдуард Александрович
  • Макаровский Леонид Яковлевич
  • Михелькевич Валентин Николаевич
SU1017480A2
Способ управления процессом врезного круглого шлифования и устройство для его осуществления 1986
  • Егорова Галина Федоровна
  • Курган Владимир Павлович
  • Михелькевич Валентин Николаевич
  • Чабанов Юрий Александрович
SU1382636A1
Устройство для управления шлифовальным станком 1985
  • Пряничников Вадим Валерьянович
  • Третьяк Владимир Евгеньевич
  • Щетинин Владимир Георгиевич
  • Горельников Эдуард Александрович
  • Яковлев Владимир Яковлевич
SU1344581A1
Способ управления процессом врезного внутреннего шлифования 1977
  • Глазков Сергей Григорьевич
  • Курган Владимир Павлович
  • Куперман Владлен Георгиевич
  • Михелькевич Валентин Николаевич
  • Чабанов Юрий Александрович
  • Костюков Константин Михайлович
  • Земсков Владислав Савельевич
SU645826A1
Электромеханическое устройстводля АВТОМАТичЕСКОгО упРАВлЕНияпОпЕРЕчНОй пОдАчЕй СфЕРОшлифОВАль-НОгО CTAHKA 1979
  • Михелькевич Валентин Николаевич
  • Горельников Эдуард Александрович
  • Куперман Владлен Георгиевич
  • Макаровский Леонид Яковлевич
  • Костюков Константин Михайлович
  • Земсков Владислав Савельевич
SU812547A1
Устройство для автоматического управления рабочим циклом врезного шлифования 1982
  • Михелькевич Валентин Николаевич
  • Чабанов Юрий Александрович
  • Егоров Андрей Львович
  • Стерляхин Вениамин Георгиевич
  • Оловянников Анатолий Николаевич
SU1105294A1
Способ управления рабочим циклом поперечной подачи при шлифовании и устройство для его осуществления 1985
  • Михелькевич Валентин Николаевич
  • Решетов Анатолий Григорьевич
SU1316800A1
Устройство управления рабочим циклом при врезном шлифовании 1986
  • Федосеев Олег Борисович
  • Решетов Анатолий Григорьевич
  • Плицын Виталий Тихонович
  • Михелькевич Валентин Николаевич
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
SU1400865A1
Самонастраивающаяся система управления поперечной подачей 1980
  • Бородин Александр Георгиевич
SU931434A1

Иллюстрации к изобретению SU 952 555 A1

Реферат патента 1982 года Способ автоматического управления процессом врезного шлифования

Формула изобретения SU 952 555 A1

SU 952 555 A1

Авторы

Горельников Эдуард Александрович

Земсков Владислав Савельевич

Костюков Константин Михайлович

Макаровский Леонид Яковлевич

Михелькевич Валентин Николаевич

Оловянников Анатолий Николаевич

Чабанов Юрий Александрович

Юсим Александр Яковлевич

Даты

1982-08-23Публикация

1981-01-15Подача