1
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам погрузки и выгрузки лихтеров на плаву.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для погрузки и выгрузки лихтеров на лихтеровозах, содержащее закрепленное на лихтеровозе грузовое устройство, связанный с ним через промежуточные элементы понтон, взаимодействующий с лихтером и имеющий боковые и торцовую стенки с амортизирующими элементами 1.
Однако это устройство выполняет лищь операции стабилизации лихтера относительно корпуса судна, центровки и фиксации лихтера и только частично операции перемещения лихтера на штатное место его установки, а для его перемещения к месту установки в трюме используется дополнительное оборудование, например судовой кран. Кроме того, узел устройства, обеспечивающий эксплуатацию системы при волнении моря, выполнен в виде сложной трособлочной следящей системы.
Цель изобретения - повыщение эффективности путем сокращения времени грузовых операций и упрощение устройства.
Для достижения поставленной цели устройство снабжено связанными с понтоном направляющими в виде вертикальных коробов с встроенными амортизаторами, соединенными с грузовым устройством, а понтон
5 снабжен дополнительной торцовой стенкой с амортизирующими элементами, при этом боковые стенки понтона жестко соединены между собой в верхней части рамой и снабжены балластными отсеками и катками, положенными в коробах между амортизаторами, причем торцовые стенки снабжены приводами и установлены с возможностью вертикального перемещения.
Кроме того, амортизирующие элементы стенок понтона выполнены в виде подпружиненных в вертикальном направлении роликов, причем продольные оси роликов, установленных на боковых стенках, расположены вертикально, а продольные оси роликов, установленных на торцовых стенках -
2 горизонтально.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 1 передняя створка снята; на фиг. 4 - узел I на фиг. 3; на фиг. 5 - сечение Б - Б на фиг. 1. Устройство для погрузки и В1 грузки ли.хтеров в трюм лихтеровоза на плаву содержит понтон с балластными отсека.ми 2 состоящий из боковых стенок в виде двух прямоугольных параллелепипедов, жестко связанных в верхней части рамой 3, катки 4 понтона, направляющие 5 понтона, выполненные в виде вертикальных коробок с амортизаторами 6, тележку 7 поперечного перемещения, тележку 8 продольного перемещения, направляющие 9 тележки поперечного перемещения, направляющие 10 тележки продольного перемещения, силовые приводы 11 торцовых стенок 12, направляющие 13 стенок 12, ролики 14 с прижимами 15 боковых стенок, амортизирующие элементы стенок 12 в виде роликов 16 с пружиНЯП1ИМИ узлами 17. На фиг. 1-5 обозначены лихтера 18 с привальным брусом 19, корпус лихтеровоза 20, кормовая аппарель 21 лихтеровоза. Устройство работает следующим образом. Перед началом грузовых операций открывается кормовая аппарель 21 судна, лихтеровоз притапливается путем принятия необходимого количества водяного балласта и трюм судна заполняется водой. Тяговая тележка 8 продольного перемещения понтона 1 перемещается по своим направ. яюп1им 10 и занимает крайнее положение в кормовой части судна на судовых консолях, а тяговая тележка 7 поперечного перемепдения понтона 1 при это.м находится в одном из своих рабочих положений (либо у правого, либо у левого борта лихтеровоза (напри.мер, для варианта установки лихтеров в два ряда). Стенки 12 понтона 1 находятся в опущенном положении. Затем с Г1омоп.ью привода 1 по своим направляющим 13 поднимается в верхнее положение кор.мовая стенка 12 и лихтер 18 с помощью буксира (не показан) заводится во внутреннее пространство, образуемое боковыми стенками понтона 1 и носовой его стенкой 12. Фиксация лихтера 18 в этом пространстве осуществляется роликами 14 с пружинами 15 понтона 1, ролика.ми 16 с узлами 17, воздействуюп.1ими на брус 19 лихтера 18, и упором буксира. Затем опускается кормовая стенка 12 д,о положения контакта своего амортизирующего элемента с бортом лихтера 18, после чего буксир отводится и кормовая стенка опускается в крайнее нижнее положение. Таким образом, лихтер 18 фиксируется во внутреннем пространстве своеобразного колодца, образуемого боковыми стенками понтона и стенками 12. После этого все устройство с помощью тяговой тележки 8 продольного перемеп1.ения понтона 1 по ее направляющим 10 перемещается в носовую часть трюма лихтеровоза к штатному месту установки первого лихтера. Затем поднимается носовая стенка 12 и производится креплепие освободивщейся носовой части лихтера 18 к судовым средствам фиксации последнего. По заверщении этой операции устройство снова отводится с помощью тяговой тележки 8 продольного перемещения понтона 1 в крайнее положение в кормовой части судна, после чего производится опускание носовой и поднятие кормовой стенок 12. Затем таки.м же образом производится заводка на щтатные места остальных лихтеров этого ряда. Для заводки второго ряда лихтеров устройство снова перемещается в крайнее положение в кормовой части судна и затем с помощью тяговой тележки 7 поперечного пере.мещения понтона 1 перемещается к другому борту. Процесс заводки лихтеров другого ряда аналогичен. После заверщения заводки и установки на щтатные места всех лихтеров устройство закрепляется в то.м положении, в котором оно оказалось после заводки последнего лихтера, затем закрывается кормовая аппарель 21 судна и производится откач1са судового балласта и воды из трюма. По мере откачки из трю.ма судна воды уровень ее нонижается и лихтеры 18 садятся на свои штатные места, понтон 1 по направляющим 5 на катках 4 опускается на дно трю.ма, при этом лихтер 18, находящийся внутри колодца, образованного боковы.ми стенками понтона i и стенками 12, действием своего веса сжимает пружины 15 роликов 14 понтона 1 и под действием эле.ментов 17 роликов 16 стенок 12 опускается на свое посадочное место в трюме и закрепляется судовыми средствами. В таком положении лихтер 18 остается на все вре.мя его транспортировки лихтеровозом до выгрузки. Выгрузка лихтеров 18 производится в обратной последовательности пос.ле предварительного открытия кормовой аппарели 21, притапливания судна путем принятия водяного балласта и заполнения трюма водой. В случае, если грузовые операции производятся на волне, понтон 1 перемещается по вертикали на катках 4 по направляющим 5, которые жестко закреплены на тяговой тележке 7 поперечного перемещения понтона 1. Для ограничения перемещения понтона 1 по вертикали служат встроенные в направляющие 5 понтона 1 амортизаторы 6. Таким образом, в случае, если грузовые операции производятся при волнении моря, стабилизация лихтера 18 производится не относительно корпуса лихтеровоза 20, амплитуда колебаний которого значительно отличается от амплитуды колебаний лихтера 18 вследствие большой разницы их водоизмеп ений, а относительно плавающего понтона 1, водоизмещение которого подбирается равным или близким водоизмещению
лихтера 18 за счет балластировки понтона известным способом.
Предлагаемое устройство позволяет значительно повысить эффективность грузовых операций за счет того, что весь погрузоразгрузочный цикл для лихтера осуществляется одним устройством. При этом упрощается выполнение отдельных операций, что в целом сокращает время грузовых операций, а также отпадает необходимость в использовании дополнительного оборудования.
Применение плавающего понтона с водоизмещением, равным или близким водоизмещению лихтера, дает возможность уменьшить нагрузку на конструкции грузового устройства за счет использования плавучести понтона, что в конечном счете уменьщает вес и металлоемкость всей конструкции грузового устройства.
Формула изобретения
1. Устройство для погрузки и выгрузки лихтеров на лихтеровозах, содержащее закрепленное на лихтеровозе грузовое устройство, связанный с ним через промежуточные элементы понтон, взаимодействующий с лихтером и имеющий боковые и торцовую стенки с амортизирующими элементами, отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности путем сокращения времени грузовых операций и упрощения устройства, оно снабжено связанными с понтоном направляющими в виде вертикальных коробов с встроенными амортизаторами, соединенными с грузовым устройством, а понтон снабжен дополнительной торцовой стенкой с амортизирующими элементами, при .этом боковые стенки понтона жестко соединены между собой в верхней части рамой и снабжены балластными отсеками и катками, расположенными в коробах между амортизаторами, причем торцовые стенки снабжены приводами и установлены с возможностью вертикального перемещения.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что амортизирующие элементы стенок понтона выполнены в Виде подпружиненных в вертикальном направлении роликов, причем продольные оси роликов, установленных на боковых стенках, расположены вертикально
а продольные оси роликов, установленных на торцовых стенках - горизонтально.
Источники информации, принятые во внимание при экспертиз( 1. Авторское свидетельство СССР Хо 659449, кл. В 63 В 35/28, 1977 (прото тип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Грузовое устройство лихтеровоза | 1983 |
|
SU1152877A1 |
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1977 |
|
SU659449A1 |
Устройство для погрузки лихтеров в лихтеровоз | 1985 |
|
SU1289745A1 |
Устройство для стабилизации лихтеров у кормовой оконечности лихтеревоза | 1977 |
|
SU672099A1 |
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1981 |
|
SU965889A1 |
Лихтер | 1978 |
|
SU772917A1 |
Лихтер | 1985 |
|
SU1255509A1 |
Судно для перевозки лихтеров | 1978 |
|
SU747770A1 |
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1977 |
|
SU674951A1 |
Судно-лихтеровоз | 1977 |
|
SU725946A1 |
,
V 4
Фиг.1
Ю- 7W
1- ST1 1 Щ
ft)иг. 2
Вида
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1980-10-02—Подача