1
Изобретение относится к судостроению, в частности, к устройствам для фиксации ли.хтеров в кормовом проеме литеровоза.
Известно устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза, содержащее понтон с амортизирующими элементами и приводом для его спуска-подъема, направляющие понтона и ограничительные узлы {.
Однако такое устройство ненадежно в работе, не обеспечивает центровки и безопасности подъема лихтеров при неблагоприятных метеоусловиях и связано с необходимостью выполнения сложных операций при подъеме лихтеров.
Цель изобретения - обеспечение центровки и упрощения операций по подъему лихтеров, повышение надежности и безопасности эксплуатации устройства при неблагоприятных метеоусловиях.
Для этого понтон выполнен П-образной формы и снабжен вертикальной стенкой с катками, системой рычагов, трособлочной системой со встроенными амортизаторами и стопорами, вертикальная стенка жестко установлена на днище понтона со стороны транцевой переборки судна и параллельно ей, катки вертикальной стенки выполнены сопрягаемыми с направляющими понтона, смонтированными вертикально на транцевой переборке судна, а ограничительные узлы выполнены в виде двух поддемпфированных боковых створок с захватами со следящим приводом, шарнирно соединенных с
боковыми сторонами днища понтона и имеющих возможность откидывания, причем боковые створки связаны с приводом спуска-подъема понтона посредством системы рычагов, соединенных с вертикальной стенкой понтона, и трособлочной системы со встроенными амортизаторами, а амортизирующие элементы смонтированы на вертикальной стенке и боковых створках, при этом амортизирующие элементы боковых
створок выполнены в виде тел вращения, оси которых располол ены в горизонтальной плоскости.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства в рабочем положении, разрез по ДП судна; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - общий вид устройства в положении по-походному, вид с кормы.
Устройство расположено в кормовой оконечности судна 1 и содержит понтон, состоящий из днища 2 П-образной формы, вертикальной стенки 3, жестко соединенной с днищем, боковых откидных створок 4, щарнирно соединенных с днищем 2 понтона.
Внутри вертикальной стенки понтона установлена система рычагов, вынолненных в виде шарнирных нараллелограммов 5, которые с одной стороны соединяются с боковыми створками 4, а с другой стороны - с трособлочной системой 6, в которую включены амортизаторы 7. Трособлочная система 6 соединена с приводом 8. В днище 2 понтона установлены пружинные приводы 9, шарнирно соединенные с боковыми створками 4.
Понтон содержит водонепроницаемые отсеки, обеспечивающие необходимую плавучесть и осадку при заглублении понтона и ослаблении канатов трособлочной системы 6.
На носовой переборке вертикальной стенки 3 понтона установлены катки 10, взаимодействующие с направляющими И, жестко закрепленными на транцевой переборке 12.
На вертикальной стенке 3 установлены захваты 13 запирания боковых створок 4. Захваты исключают открывание боковых створок 4 при случайном ослаблении натяжения канатов в трособлочной системе 6. Захваты 13 канатами 14 соединены со следящим приводом 15.
Днище 2 понтона и вертикальная стенка 3 понтона снабжены пневматическими амортизаторами 16, предназначенными для гашения энергии навала лихтера на понтон.
На внутренних плоскостях боковых створок 4 установлены амортизирующие элементы 17, выполненные в виде тел вращения, оси которых расположены в горизон.тальной плоскости и поддемпфированы. Понтон снабжен стопорами 18 крепления по-походному.
Устройство работает следующим образом.
Отдаются стопора 18 крепления понтона по-походному. Привод 8 понтона включается на подъем, канаты трособлочной системы 6 натягиваются и боковые створки 4 закрываются (захваты 13 закрываются автоматически), затем понтон опускается на воду. При подходе понтона к воде следящий привод 15 открывает захваты 13.
Понтон погружается в воду до ослабления канатов трособлочной системы 6. Боковые створки 4 под воздействием пружинных приводов 9 открываются.
Понтон плавает свободно на волне, перемещаясь в вертикальной плоскости при взаимодействии катков 10 с направляющими И. Канаты 14 следящего привода 15 находятся в режиме слежения за перемещением понтона на волне. Осадка понтона обеспечивает безопасную заводку лихтера в пространство над днищем 2 понтона при волнении моря.
Буксир заводит лихтер в проем боковых створок 4 до упора в пневматические амортизаторы 16 вертикальной стенки 3. Привод 8 включается на подъем, канаты трособлочной системы 6 натягиваются и закрывают боковые створки, центрируя и ф11ксируя лихтер относительно судна.
При дальнейшем выбирании канатов трособлочной системы и достижении в амортизаторах 7 усилий, при которых штоки переместятся до своего среднего положения, привод останавливается. Слежение понтона с лихтером за волной осуш,ествляется посредством амортизаторов 7. Судовой кран опускает захватную раму и стыкует ее с лихтером. Затем судовой кран и привод 8 включаются на подъем лихтера и понтона. Скорость выбирания канатов трособлочной системы 6 превышает скорость подъема лихтера приводом судового крана, что создает силовой контакт между лихтером и понтоном, при этом несоответствие скоростей приводов подъема лихтера и понтона компенсируется амортизаторами. При достижении понтоном верхнего положепия привод 8 отключается и понтон останавливается, а судовой кран продолжает поднимать лихтер. Затем понтон стопорится, канаты трособлочной системы 6 ослабляются, боковые створки 4 раскрываются.
В закрытом положении боковых створок 4 амортизирующие элементы 17 удерживают лихтер в зафиксированном положении и позволяют судовому крану производить подъем лихтера с понтона без открывания боковых створок 4.
Спуск понтона с лихтером осуществляется в обратном порядке.
Предложенное устройство позволяет обеспечить центровку и упростить операции по подъему лихтеров, повысить надежность и безопасность эксплуатации устройства при неблагоприятных метеоусловиях.
Формула изобретения
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза, содержащее понтон с амортизирующими элементами и приводом для его спуска-подъема, направляющие понтона и ограничительные узлы, отличающееся тем, что, с целью обеспечения центровки и упрощения операций по подъему лихтеров, повышения .надежности и безопасности эксплуатации устройства при неблагоприятных метеоусловиях, понтон выполнен П-образной формы и снабжен вертикальной стенкой с катками, системой рычагов, трособлочной системой со встроенными амортизаторами и стопорами, вертикальная стенка жестко установлена на днище понтона со стороны транцевой переборки судна и параллельно ей, катки вертикальной стенки выполнены сопрягаемыми с направляющими понтона, смонтированными вертикально на транцевой переборке судна, а ограничительные узлы выполнены в виде двух поддемпфированных боковых створок с захватами со следящим приводом, шарнирно соединенных с боковыми сторонами
днища понтона и имеющих возможность откидывания, причем боковые створки связаны с приводом спуска-подъекга понтона посредством системы рычагов, соединенных с вертикальной стенкой понтона, и трособлочной системы со встроенными амортизаторами, а амортизирующие элементы смонтированы на вертикальной стенке и боковых
М
створках, при этом амортизирующие элементы боковых створок выполнены в виде тел вращения, оси которых располол ены в горизонтальной плоскости. 5 -Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3572274, кл. 114-43.5, 23.03.71.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1977 |
|
SU682412A1 |
Устройство для стабилизации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1980 |
|
SU965888A1 |
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1981 |
|
SU965889A1 |
Устройство для стабилизации лихтеров у кормовой оконечности лихтеревоза | 1977 |
|
SU672099A1 |
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1977 |
|
SU674951A1 |
Устройство для погрузки и выгрузки лихтеров на лихтеровозах | 1980 |
|
SU954324A1 |
Устройство для стабилизации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза | 1978 |
|
SU742251A1 |
Устройство ограничения горизонтальных перемещений лихтера в кормовом проеме лихтеровоза | 1983 |
|
SU1127803A1 |
Судовое устройство для посадки людей в спасательные средства | 1986 |
|
SU1418185A1 |
Судовое устройство для посадки людей в спасательные средства | 1986 |
|
SU1368225A2 |
/.и: .-тер
Авторы
Даты
1979-04-30—Публикация
1977-04-06—Подача