(54) СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU948738A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU880847A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1980 |
|
SU935363A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1985 |
|
SU1276554A1 |
Гидравлическая система управления навесными сельскохозяйственными орудиями | 1973 |
|
SU441880A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1022854A2 |
Двузвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765088A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАВЕСНОГО УСТРОЙСТВА ТРАКТОРА | 2002 |
|
RU2233572C2 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2005 |
|
RU2289150C1 |
Сцепное устройство полунавесных транспортных средств | 1990 |
|
SU1740230A1 |
1
Изобретение относится к автомобильному, тракторному и сельско.хозяйственному машиностроению и может быть использовано для улучшения тягово-сцепных свойств тягача, агрегатированного, например, с полуприцепом.
Известно сочлененное транспортное средство, содержашее тягач, оборудованный гидросистемой, включающей насос, сливной бак и регулятор давления, прицеп и увеличитель сцепного веса тягача, состоящий из шарнирно связанного с тягачом и прицепом гидроцилиндра, одна полость которого через обратный клапан сообщена с напорной магистралью гидросистемы тягача, а другая через сливную магистраль - с указанным баком гидросистемы 1.
Недостатком устройства является его низкая эффективность при движении по неровной дороге.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик.
Эта цель достигается тем, что в устройстве обе полости гидроцилиндра увеличителя сцепного веса тягача сообщены межд собой двумя перепускными магистралями, в одну из которых со стороны первой полости-гидроцилиндра вмонтирован обратный клапан, а в другую - подпружиненный золотник, управляемый от нагнетательной магистрали гидросистемы тягача.
При этом диаметры гидроцилиндра и магистралей гидросистемы тягача и диаметры торцов золотника связаны соотношениями
,13-0,18- ,4-0,55; ,04-1.,
10
где d( - диаметр гидроцилиндра;
d диаметр напорной и сливной магистралей;
dj - диаметр каждой из перепускных
15 магистралей;
D(- диаметр торца золотника, обращенного к напорной .магистрали;
D -диаметр торца золотника, обращенного к перепускной магистрали.
20
На фиг. 1 представлено сочлененное транспортное средство, общий вид; на фиг. 2 - гидросистема увеличителя сцепного веса тягача. Сочлененное транспортное средство содержит тягач 1 и полуприцеп 2 с жестко закрепленными на них соответственно стойками 3 и 4. Увеличитель сцепного веса тягача включает гидроцилиндр 5, соединенный шарнирами б и 7 со стойками 3 и 4. Стойка 4 жестко соединена с полуприцепом 2 над седельно-сцепным узлом 8. Одна полость 9 гидроцилиндра 5 соединена напорной магистралью 10 со сливным баком 11. В напорной магистрали 10 установлен обратный клапан 12, насос 13, ручной регулятор 14 давления в гидросистеме тягача. Другая нолость 15 гидроцилиндра 5 соединена со сливным баком 11 сливной магистралью 16. Внутренний диаметр напорной магистрали 10 и сливной магистрали 16 составляет 0,13-0,18 от внутреннего диаметра гидроцилиндра 5, т. е. эти ;1инии имеют довольно высокое гидравлическое сопротивлепие. Полость 9 и полость 15 гидроцилиндра 5 соединены перепускными магистралями 17 и 18, внутренний диаметр которых составляет 0,,55 от внутреннего диаметра гидроцилиндра 5, т. е. эти трубопроводы имеют небольшое гидравлическое сопротивление. В перепускной магистрали 17 установлен обратный клапан 19 с позможностью перекрытия потока жидкости из полости 9 в полость 15. В перепускной .магистрали 18 установлен управляемый золотник 20, размешенный в корпусе 21 и имеющий возвратную пружину 22. Золотник 20 на одном своем торце снабжен посадочным .местом (например, конусного типа), которое контактирует с гнездом в корпусе 21, соединенным через перепускную магистраль 18 с полостью 9 гидроцилиндра 5. Второй торец золотника 20 ограничивает в корпусе 2 за.мкнутую полость, сообщенную с напорной магистралью 10 через трубопровод 23. Наружный диаметр золотника 20 составляет 1,04-1,1 от внутреннего диаметра посадочного места, а усилие возвратной пружины 22 равно 10-40 Н/кг, умноженным на массу золотника 20 в килограммах. В напорной магистрали имеется манометр 24. Устройство работает следующим образом. Для увеличения сцепного веса тягача водитель из кабины включает насос 13 и вручную регулятором 14 давления устанавливает по .манометр} 24 определенное давление в напорной магистрали 10, которое затем поддерживается постоянным. Давление жидкости в магистрали 10 передается по трубопроводу 23 на золотник 20. При этом золотник 20 сдвигается вправо до упора посадочного места в гнездо в корпусе 21, сжимая возвратную пружину 22, при этом происходит гидравлическое запирапие золотника. ОлТ.новременно через обратный клапан 12 жидкость поступает в полость 9, при этом поршень гидроцилиидра 5 стремится сдвинуться влево, уменьшая расстояние между шарнирами 6 и 7 и развивая усилие, которое увеличивает сцепной вес тягача. Водитель вручную посредство.м регулятора 14 может изменять давление в гидросистеме, измепяя таким образом сцепной вес тягача. При движении тягача с полуприцепом с увеличенным сцепным весом, в зависимости от профиля дороги, расстояние между шарнирами 6 и 7 увеличивается или уменьшается постепенно или быстро (резко). При увеличении расстояния между шарнирами 6 и 7 поршень гидроцилиндра 5 двигается вправо, при этом объем полости 9 умепьп ается, а объем полости 15 увеличивается. При уменьшении объема полости 9 дав,ление в ней и в .магистрали 18 становится несколько вьп.пе давления в напорной магистрали 10 и трубопроводе 23, при это.м обратный клапан 12 закрывается, а золотник 20 сдвигается влево и часть жидкости из полости 9 перетекает в полость 15. В этом случае движение жидкости по магистрали 10 и трубопроводу 23 отсутствует, т. е. насос 13 должен создавать только давлегпне жидкости, а вся производительность насоса идет па перепуск через регулятор 14, вследствие чего производительность насоса .может быть минимально возможной. При умеь;ьшении расстояния между шарнирами 6 и 7 поршень гидроцилиндра 5 двигается влево, ири этом объем полости 9 увеличивается, а объем полости 15 уменьшается. При .медленном движении поршня влево, жидкость в полость 9 поступает из напорной магистрали 10, а из полости 15 поступает в сливную магистраль 16. При это.ад в полости 9 жидкость находится под давление.м гидросистемы, что сохраняет увеличе1{ный сцепной вес тягача постоянным, а небольшой производительности насоса 13 достаточно для } аполнения полости 9. При быстром (резком) движении поршня гидроци;п- пдра влево, объем полости 9 увел};чивается быстрее, чем может поступать жидкость из напорной магистрали 10 (так как 11роизводите 1ьность насоса 13 мала). В этом случае давление в полости 9 падает, что снимает увеличенный сцепной вес тягача, а давление в полости 15 несколько увеличивается. Так как сливная .магистраль 16 имеет большое гидравлическое сопротивление, то основная .масса жидкости из полости 15 по перепускной магистрали 17 перетекает в полость 9 и частично сливается по магистрали 16. Как только поршень гидроцилиндра 5 начнет двигаться медленнее влево, остановится и.ли начнет двигаться вправо, давление в полости 9 и, следовательно, увеличенный сцепной вес
тягача восстанавливаются за счет поступления жидкости по напорной магистрали 10, при этом достаточно небольиюй производительности насоса 13.
Таким образом поддерживается стабильным увеличенный сцепной вес тягача.
При движении, тягача в дорожных условиях, когда не требуется увеличения сцепного веса тягача, водитель выключает насос 13, при этом давление жидкости напорной магистрали 10 и, следовательно, в трубопроводе 23 и полости 9, падает, вследствие чего возвратная пружина 22 сдвигает влево золотник 20, сообщая полости 9 и 15. В. этом случае при движении поршня гидроцилиндра 5 вправо жидкость из полости 9 в полость 15 и наоборот свободно перетекает по перепускной магистрали 18.
Предлагаемое устройство позволяет обеспечить стабилизацию увеличенного сцепного веса тягача при малых энергетических потерях, т.е. при высокой экономичности работы.
Формула изобретения
5 диаметры торцов золотника связаны соотношениями
,13-О.Ш; -д; 0,4-0,55-, 1,04-1,10,
0 где dj -диаметр гидроцилиндра;
магистралей;
DI -диаметр торца золотника, обра5щенного к напорной магистрали; D2 -диаметр торца золотника, обращенного к перепускной магистраЛИ.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
30 I. Авторское свидетельство СССР № 734052, кл. В 62 D 53/04, 1977 (прототип).
Ф(1.1
г
т
0
/5
ю
Уг
/7
/
//
г
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1981-09-29—Подача