Изобретение относится к рыбопромысловому оборудованию, а именно к устройствам для крепления и отдачи траловых досок при подъеме и спуске трала, и позволяет обеспечить безопасность работ на палубе в районе подвески траловых досок.
Известны устройства для крепления и отдачи траловой доски при подъеме и спуске трала, содержащие подвесной блок, стопорное устройство и механизм для включения и выключения стопорного устройства (см. авт.св. CCCР N 87359, кл. 45 h, 28/01, 1952; авт.св. СССР N 97769, кл. 45 h, 28/01, 1951).
Однако известные устройства не обеспечивают безопасность работ в районе подвески траловой доски, потому что на подвесном блоке находится натянутый лебедкой канат, они неудобны, так как подвешенная на канате траловая доска стучит о корпус судна при качке. Известные устройства для крепления и отдачи траловых досок на практике не нашли применения. На промысловых судах траловую доску подвешивают на ваере перекинутом через подвесной блок, или подвешивают на стопорную цепь. Операции крепления и отдачи траловых досок имеют продолжительность около 30 с, но являются наиболее опасными работами на палубе (см.Шарапов В.И. Охрана труда рыбаков океанического лова. - М.: Легкая и пищевая промышленность. 1984, с.98-99, табл. 23, 24, 25).
Известно автоматическое устройство для подвешивания и отсоединения траловой доски при подъеме и спуске трала с применением подвесного блока, стопорного устройства, механизм для включения и выключения стопорного устройства (см.авт.св. N 120780, кл. 45 h 73/04, 1970). Это устройство принято за прототип.
Однако известное устройство-прототип не обеспечивает безопасность работ в районе подвески траловой доски, потому что между траловой доской и лебедкой натянут канат.
Целью изобретения является обеспечение безопасности работ в районе подвески траловой доски. Кроме того, достигается удобство за счет устранения ударов доски по корпусу судна при качке и за счет того, что место крепления доски можно использовать как штатное место на переходах судна.
Для этого автомат для крепления и отдачи траловой доски при подъеме и спуске трала закрепляет траловую доску жестко, без люфта, что позволяет полностью разгрузить ваер. Жесткое закрепление траловой доски обеспечивается тем, что при выборке ваера траловая доска попадает в створ из двух боковых щек, ограничивающих боковое перемещение доски, а нижний конец доски на опорных роликах соскальзывает в канавку опоры, которая ограничивает перемещение и раскачивание нижнего конца доски. При этом штанга упора, закрепленная на верхней половине доски, взаимодействует со стопорным устройством. Штанга сжимает пружину упора и сдвигает каретку до тех пор, пока не сойдутся губки рычагов захвата, удерживающих штангу, после чего срабатывает фиксатор и отключается привод ваерной лебедки. Инерционное движение траловой доски воспринимается пружиной упора, которая останавливает это движение и возвращает штангу упора в обратном направлении, прижимая ее к внутренней стороне губок рычагов захвата. Таким образом, верхняя часть траловой доски жестко закрепляется в стопорном устройстве. Это позволяет дать слабину ваеру и тем самым обеспечить безопасность ручных операций подключения и отключения переходного конца и ваера.
На фиг.1 изображена схема автомата для крепления и отдачи траловой доски в момент, когда траловая доска ориентирована в пространстве, а штанга упора начинает взаимодействовать со стопорным устройством, изображенным в исходном состоянии; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Траловая доска 1 снабжена опорными роликами 2 и штангой упора 3, выполненной, например, в виде горизонтального стержня. Устройство ориентации доски содержит образующие створ боковые щеки 4 и 5 и опору 6, выполненные, например, в виде выпуклых плоскостей. Верхняя часть опоры 6 снабжена канавкой 7. Стопорное устройство включает каретку, содержащую площадку упора 8, боковые дорожки 9 и 10 с откосами 11 и 12 и ограничителями 13 и 14. Площадка упора взаимодействует с пружиной упора 15, а боковые дорожки с откосами взаимодействуют с роликами 16 и 17, укрепленными с возможностью вращения на рычагах 18 и 19. Рычаги установлены на оси 20 и снабжены на рабочих концах губками 21 и 22, а на противоположных концах рычагов установлены пружина сжатия 23, шток 24, фиксатор 25 с рычагом управления 26, взаимодействующим с выключателем 27 привода лебедки.
Автомат для крепления и отдачи траловой доски работает следующим образом.
При выборке ваера 28 через подвесной блок 29 траловая доска 1 поднимается по опоре 6, входит в створ боковых щек 4 и 5 и на опорных роликах 2 соскальзывает в канавку 7. Таким образом происходит ориентации траловой доски в пространстве. Штанга упора 3 воздействует на площадку упора 8 каретки, сдвигает каретку в направлении оси 20 и сжимает пружину упора 15. При этом откосы 11 и 12 каретки скользят по роликам 16 и 17, закрепленным на рычагах 18 и 19, воздействуют на рычаги и поворачивают их на оси 20. Губки 21 и 22 рычагов сближаются, пружина сжатия 23 сокращается, шток 24 выдвигается к фиксатору 25 до того момента, пока не сработает фиксатор. В этот момент ролики 16 и 17 еще остаются на откосах каретки.
При срабатывании фиксатора 25 рычаг управления 26 взаимодействует с выключателем 27 и отключает привод лебедки. В момент отключения привода лебедки губки захвата 21 и 22 сближаются настолько, что препятствуют выходу из захвата штанги упора 3, но при этом между кромками губок остается небольшой зазор.
После отключения привода траловая доска 1 продолжает двигаться по инерции. При этом штанга упора 3 сдвигает каретку настолько, что ролики 16 и 17 переходят с откосов 11 и 12 на боковые дорожки 9 и 10, что приводит к полной выборке зазора между кромками губок 21 и 22. Дальнейшее скольжение роликов по боковым дорожкам приводит лишь к дополнительному сжатию пружины упора 15, которая гасит инерцию движения доски. После остановки движения доски привод лебедки на короткое время включают в обратном направлении для того, чтобы дать слабину ваеру. Снятие нагрузки с ваера приводит к тому, что пружина упора 15 через площадку упора 8 прижимает штангу упора 3 к внутренней стороне губок 21 и 22.
Таким образом, перемещению траловой доски по горизонтали и вертикали препятствуют стопорное устройство и опора 6 с канавкой 7, а в поперечном направлении - боковые щеки 4 и 5. Этим обеспечивается безопасность работ в районе подвески траловой доски и исключаются удары доски по корпусу при качке судна.
При отдаче траловой доски воздействуют на рычаг управления 26 и этим освобождают шток 24 из фиксатора 25. Пружина 23 разжимается, раздвигает концы рычагов 18 и 19, губки 21 и 22 расходятся и пружиной упора 15 штанга упора 3 выталкивается из стопорного устройства, а движение каретки останавливается после того, как ролики 16 и 17 упрутся в ограничители 13 и 14. Далее действием усилия со стороны кабелей траловая доска выводится из створа боковых щек 4 и 5 и канавки 7 на опоре 6 и спускается в воду.
Использование автомата для крепления и отдачи траловых досок позволяет операции с траловыми досками, считающиеся на промысловых судах наиболее опасными, перевести в разряд безопасных. При этом время действия опасного фактора (натянутого каната) сокращается примерно на 1 мин за цикл спуска-подъема трала.
Степень опасности труда палубной команды оценивают коэффициентом безопасности операций, представляющим собой отношение времени безопасных работ к общему времени технологического процесса. Применение указанного автомата, например на судах типа БМРТ-А, повышает коэффициент безопасности с 0,71 до 0,74, а на судах типа РТС-С - с 0,8 до 0,84.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИЕМА И ОТДАЧИ ТРАЛОВОЙ ДОСКИ | 1973 |
|
SU384484A1 |
Устройство для автоматического крепления траловых досок к траловым дугам при подъеме трала и отдачи их при спуске трала | 1950 |
|
SU92672A1 |
Автоматический стопор траловой доски | 1961 |
|
SU151151A1 |
Автоматический стопор траловой доски | 1958 |
|
SU119402A1 |
Устройство для крепления траловой доски при подъеме трала и отдаче ее при спуске трала | 1950 |
|
SU100441A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА ТРАЛА НА СУДАХ КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ ТИПА КАТАМАРАН | 1966 |
|
SU215647A1 |
Устройство для спуска и подъема трала | 1982 |
|
SU1074467A1 |
Устройство для выборки и спуска трала при кормовом тралении | 1956 |
|
SU110498A1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВЕШИВАНИЯ И ОТСОЕДИНЕНИЯ ТРАЛОВОЙ ДОСКИ | 1959 |
|
SU120780A1 |
УСТРОЙСТВО для СПУСКА и ПОДЪЕМА ТРАЛА | 1966 |
|
SU185147A1 |
Использование: в промышленном рыболовстве для обеспечения безопасности работ с рыбопромысловым оборудованием. Сущность изобретения: при подъеме и спуске трала автомат закрепляет траловую доску жестко, без люфта, что позволяет разгрузить ваер. Траловая доска снабжена опорными роликами и штангой упора, а устройство ориентации доски содержит боковые щеки. Стопорное устройство содержит каретку, которая взаимодействует с пружиной упора и с роликами, установленными на рычагах. 2 ил.
АВТОМАТ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ И ОТДАЧИ ТРАЛОВОЙ ДОСКИ, включающий устройство ориентации доски, стопорное устройство и выключатель привода лебедки, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасности операций подключения и отключения ваера и переходного конца, траловая доска снабжена опорными роликами и штангой упора, устройство ориентации доски содержит боковые щеки, образующие створ и опору с канавкой, а стопорное устройство содержит каретку, взаимодействующую с пружиной упора и с роликами, установленными на рычагах, закрепленных на оси и снабженных на рабочих концах губками, а на противоположных концах - пружиной сжатия и фиксатором с рычагом управления, взаимодействующим с выключателем привода лебедки.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВЕШИВАНИЯ И ОТСОЕДИНЕНИЯ ТРАЛОВОЙ ДОСКИ | 0 |
|
SU120780A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1991-11-20—Подача