Изобретение относится к области механосборочных работ, в частности к способам неподвижного соединения деталей типа вал-втулка.
Известен способ, при котором на валы наносят рифли в виде продольных выступов треугольного поперечного сечения с наружным диаметром на 0,05 0,2 мм больше диаметра отверстия втулки. При запрессовке острые грани рифлей врезаются в материал втулки и образуется неподвижное соединение. Твердость материала втулки должна быть на 10.15 единиц HRCэ меньше твердости материала вала [1] что не всегда выполнимо. Кроме того, необходимо выполнять специальную операцию по накатыванию рифлей на валу.
Известен способ получения неподвижного соединения деталей типа вал-втулка путем запрессовки, включающий размещение на сопрягаемой поверхности одной из соединяемых деталей элементов стержневой формы, ориентирование их вдоль оси соединяемых деталей, фиксацию в этом положении и последующую сборку деталей запрессовкой [2]
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение прочности и технологичности полученного соединения.
Поставленная задача решается тем, что в известном способе получения неподвижного соединения деталей типа вал-втулка путем запрессовки, включающем размещение на сопрягаемой поверхности одной из соединяемых деталей элементов стержневой формы, ориентирование их вдоль оси соединяемых деталей, фиксацию в этом положении и последующую сборку деталей запрессовкой, в процессе запрессовки обеспечивают внедрение элементов стержневой формы в тело обеих соединяемых деталей.
Кроме того, чтобы обеспечить точное относительное центрирование вала и втулки элементы стержневой формы ориентируют оппозитно, т.е. располагая попарно один против другого.
Ориентирование и фиксация элементов стержневой формы могут быть осуществлены путем закрепления их в отверстиях пли прорезях шайбы, которую устанавливают на торцевой поверхности одной из соединяемых деталей, обращенной при запрессовке к другой детали.
В качестве элементов стержневой формы можно использовать проволоку с различной формой поперечного сечения, имеющую твердость на 5.15 единиц HRCэ больше, чем у материалов соединяемых деталей. Сами детали могут соединяться как с зазором, так и с натягом. В первом случае поперечный размер элементов стержневой формы должен быть больше величины зазора между валом и втулкой.
На фиг. 1 и 2 показаны, соответственно, втулка и вал, на соединяемой поверхности которых установлены элементы стержневой формы;
на фиг. 3 и 4 варианты процесса запрессовки с приложением усилия запрессовки к валу или втулки;
на фиг. 5 и 6 зона контакта деталей с внедренными в их тело стержневыми элементами, поперечное сечение которых имеет различную форму, например, круглую и ромбическую.
Способ осуществляют следующим образом.
При соединении втулки 1 и вала 2 на соединяемой поверхности одной из соединяемых деталей размещают и фиксируют элементы стержневой формы 3. Один из способов фиксации заключается в закреплении элементов стержневой формы 3 в отверстиях или прорезях шайб 4 и 5, которые устанавливают на торцевой поверхности вала или втулки, обращенной при запрессовке к сопрягаемой детали. В процессе запрессовки, осуществляемой при приложении к одной из деталей усилия Р3, элементы стержневой формы размещаются как в теле вала, так и втулки.
Количество элементов, их форма, поперечный размер, материал и твердость зависит от вида посадки вала во втулку (с зазором или натягом), размеров и материалов соединяемых деталей, необходимой точности их центрирования и передаваемой соединением нагрузки. Вследствие влияния множества факторов, параметры, относящиеся к элементам стержневой формы, следует подбирать экспериментальным образом.
Таким образом, при осуществлении способа выполняют следующие действия:
1. Элементы стержневой формы 3 закрепляют в прорезях или отверстиях шайб 4 или 5.
2. Шайбы с элементами устанавливают на торцевую поверхность вала или втулки, обращенную при запрессовке к другой детали (фиг. 1 и 2). При этом элементы ориентируются и фиксируются относительно соединяемой поверхности одной из деталей.
3. Осуществляют запрессовку с определенным усилием Рз (фиг. 3 и 4). При этом элементы размещаются в зоне контакта деталей путем вдавливания как в тело вала, так и втулки.
4. После получения соединения, выступающие концы элементов освобождают из прорезей шайбы и отрезают, если это необходимо.
Пример выполнения способа. Проводилась реализация способа для сборки втулки из стали 30 с наружным диаметром D 30 мм и сплошного вала из бронзы Бр. А9Ж4 с посадочным размером d 20 мм. Длина соединения l 20 мм. Посадка вала и втулки осуществлялась с зазором S 0,1±0,02 мм и натягом N 0,04±0,01 мм. Элементы стержневой формы изготавливались из проволоки (сталь 70), значительно более твердой (HB ≈ 300), чем материалы соединяемых деталей, имеющей круглое поперечное сечение с d1=1 мм. Элементы из проволоки ориентировались и фиксировались относительно соединяемой поверхности вала с помощью шайбы 5 (фиг. 2). Количество элементов 4, располагались они оппозитно (фиг. 6). Запрессовка велась согласно схеме, показанной на фиг. 4. После сборки соединения испытывались на осевой сдвиг и скручивание с фиксацией начального усилия относительного сдвига деталей. Результаты представлены в таблице.
Таким образом, как осевая, так и особенно круговая прочность соединения с натягом, собранного со стержневыми элементами, размещенными в зоне контакта деталей по предлагаемому способу, существенно возрастают. Кроме того, несмотря на отсутствие контакта между поверхностями вала и втулки (сборка с зазором), их силовое замыкание через промежуточные элементы согласно предлагаемому способу дает возможность получить круговую прочность, соответствующую прочности соединения с натягом N 40 мкм. Данное соединение может также работать и на осевой сдвиг. Кроме получения достаточно прочного соединения, применение предлагаемого способа дает следующие преимущества перед известными: уменьшаются требования к качеству сопрягаемых поверхностей, нет необходимости в дополнительных технологических операциях по изготовлению пазов для размещения элементов, самих элементов или накатывания рифлей.
Реализация предлагаемого способа проста, возможна на любом предприятии как при изготовлении изделий, так и при проведении ремонтных работ.
Источники информации
1. Романов М.Я. И др. Сборник задач по деталям машин: Учебное пособие. -М. Машиностроение, 1984. -240 с.
2. Орлов П.И. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие в 3-х книгах. Кн.1. Изд. 2-е, перераб. И доп.-М. Машиностроение, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С НАТЯГОМ | 2007 |
|
RU2357111C1 |
СПОСОБ НЕРАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2007 |
|
RU2368482C2 |
Способ сборки с натягом соединения деталей типа вал-втулка и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1189636A1 |
СПОСОБ СБОРКИ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ - ВТУЛКА | 1992 |
|
RU2023565C1 |
Способ неподвижного соединения охватываемой и охватывающей деталей | 1985 |
|
SU1342656A1 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ ДЕТАЛЕЙ ВАЛ-ВТУЛКА | 2010 |
|
RU2428295C1 |
Способ соединения деталей с натягом термическим методом | 1979 |
|
SU867592A1 |
Способ тепловой сборки с натягом охватываемой и охватывающей деталей | 1982 |
|
SU1159751A1 |
Способ неподвижного соединения деталей | 1985 |
|
SU1371836A1 |
Способ тепловой сборки с натягом охватываемой и охватывающей деталей | 1984 |
|
SU1291348A1 |
Использование: при механосборочных работах для получения неподвижных соединений деталей типа вал-втулка. Сущность изобретения: на сопрягаемой поверхности одной из соединяемых деталей размещают стержневые элементы, которые ориентируют вдоль оси соединяемых деталей и фиксируют в этом положении. Затем производят сборку деталей запрессовкой, в процессе которой обеспечивают внедрение стержневых элементов в тело обеих соединяемых деталей. Для повышения точности центрирования вала и втулки используют четное количество стержневых элементов, причем элементы каждой пары размещают диаметрально противоположно относительно оси соединяемых деталей. Ориентацию и фиксацию осуществляют, например, путем закрепления стержневых элементов в отверстиях или прорезях шайбы, которую устанавливают на торцевой поверхности одной из соединяемых деталей. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Орлов П.И | |||
Основы конструирования | |||
/Справочно-методическое по- собие | |||
Кн | |||
I | |||
- М.: Машиностроение, 1977, с.492 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Болтовое соединение | 1945 |
|
SU66526A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-10-20—Публикация
1996-01-05—Подача