СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2000 года по МПК F02F3/00 

Описание патента на изобретение RU2156371C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области двигателестроения, и может найти применение при проектировании и производстве поршней двигателей внутреннего сгорания.

Известны поршни двигателей внутреннего сгорания с нерезистовыми вставками под поршневые кольца, изготавливаемые методом литья под высоким давлением с применением соответствующего технологического оборудования, с последующей механической обработкой (см., например патент FR N 2363706, МПК F 02 F 3/10, опубл. 1978).

Однако технологические процессы, применяемые при изготовлении данного технического решения, малоэффективны и не дают возможности получить готовое изделие - поршень, удовлетворяющий большинству его характеристик, необходимых для работы в двигателе внутреннего сгорания.

Наиболее близким техническим решением заявленному, принятым в качестве прототипа, является способ изготовления поршня двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что первоначально методом литья с кристаллизацией под высоким давлением получают заготовку поршня, в процессе которого на стол гидравлического пресса устанавливают контейнер с матрицей, к верхнему ползуну пресса крепят плиту с пуансоном и съемником, а через нижнее основание матрицы, с возможностью осевого перемещения, пропускают шток гидравлического выталкивателя, затем в матрицу устанавливают заранее подготовленную вставку, заливают мерную дозу расплавленного алюминиевого поршневого сплава и прикладывают давление к зеркалу расплава, выдерживают его весь период кристаллизации алюминиевого сплава и после остывания расплава заготовку удаляют из матрицы и проводят ее термическую и окончательную механическую обработку до получения готового поршня (см. патент СССР N 1176849, М.кл F 02 F 3/00, опубл. 1985 г).

Данное техническое решение также малоэффективно, поскольку хотя и позволяет получить заготовку поршня достаточно высокого качества, не учитывает специфики параметров конкретных типов двигателей внутреннего сгорания, на которых данное изделие применяется, и, следовательно, конечные его прочностные и геометрические параметры после последующих термической и механической обработок далеки от совершенства для конкретного двигателя, что в конечном итоге негативно сказывается на его работе.

Целью настоящего изобретения, т.е. тем техническим результатом, который можно получить, используя данное техническое решение, является создание такого высокоэффективного технологического процесса изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, который бы увязывал между собой не только технологические операции и их последовательность между собой, но и характеристики конкретного типа двигателей, для которых данный поршень изготавливается.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что в способе изготовления поршня двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в том, что первоначально методом литья с кристаллизацией под высоким давлением получают заготовку поршня, в процессе которого на стол гидравлического пресса устанавливают контейнер с матрицей, к верхнему ползуну пресса крепят плиту с пуансоном и съемником, а через нижнее основание матрицы, с возможностью осевого перемещения, пропускают шток гидравлического выталкивателя, затем в матрицу устанавливают заранее подготовленную вставку, заливают мерную дозу расплавленного алюминиевого поршневого сплава и прикладывают давление к зеркалу расплава, выдерживают его весь период кристаллизации алюминиевого сплава и после остывания расплава заготовку удаляют из матрицы и проводят ее термическую и окончательную механическую обработку до получения готового поршня, приложение давления к зеркалу расплава осуществляют путем первоначального осевого перемещения съемника с пуансоном и только после касания съемником матрицы осуществляют приложение давления за счет осевого перемещения выталкивателя в направлении расплавленного алюминиевого сплава, причем величина прикладываемого к расплаву давления находится в пропорциональной зависимости от литровой мощности того типа двигателя внутреннего сгорания, для которого изготовляется поршень.

Кроме того, технический результат может быть достигнут тем, что давление в расплавленном алюминиевом поршневом сплаве при его кристаллизации поддерживается в соответствии с соотношением
P=K•Nл,
где P - давление в расплаве (МПа);
Nл - литровая мощность двигателя (кВт/л);
K - переводной коэффициент пропорциональности, зависящий от типа двигателя (л•МПа/кВт):
для бензиновых двигателей K=2,4...3,5,
для быстроходных дизелей K=3,6...4,4,
для дизелей большегрузных автомобилей K=4,5...9,5.

Помимо этого технический результат достигается тем, что период поддержания давления в расплавленном алюминиевом сплаве определяют в зависимости от максимального сечения заготовки, а именно - 1...4 с на каждый миллиметр максимального сечения заготовки поршня.

Изобретение поясняется чертежом, на котором схематично показан процесс получения заготовки поршня методом литья с кристаллизацией при высоком давлении.

Способ изготовления поршня двигателя сгорания реализуется следующим образом.

Первоначально методом литья с кристаллизацией под высоким давлением получают заготовку поршня, в процессе которого на стол 1 гидравлического пресса устанавливают контейнер 2 с матрицей 3.

К верхнему ползуну 4 пресса крепят плиту 5 с пуансоном 6 и съемником 7. Через нижнее основание матрицы 3, проставку 8 и стол 1, с возможностью осевого перемещения, пропускают шток гидравлического выталкивателя 9. Разогревают матрицу 3 и пуансон 6, наносят на них защитную смазку и устанавливают в матрицу специальную нерезистовую вставку 10.

В матрицу 3 заливают мерную дозу расплавленного алюминиевого поршневого сплава. Опускают плиту 5 с пуансоном 6 и прикладывают давление к зеркалу расплава. После касания съемником 7 матрицы 3 прикладывают давление на выталкиватель 9 в направлении расплавленного алюминиевого сплава 11. Давление пуансоном 6 и выталкивателем 9 держат весь период кристаллизации алюминиевого сплава (1. ..4 с) на каждый миллиметр максимального сечения заготовки поршня).

Размер от пуансона 6 до нерезистового кольца 10 может изменяться, если нарушается точность заливки (мерной дозы) сплава. Поэтому, чтобы обеспечить одинаковую посадку съемника в матрицу даже в случае перелива, выталкиватель 9 имеет возможность перемещаться вниз до тех пор, пока съемник 7 не коснется матрицы 3. При этом "лишний" металл заполняет объем, освобождаемый выталкивателем 9. В процессе предыдущего технологического процесса съемник 7 прижат в направлении верхней плиты приводом 12.

Перестают давить, поднимают пуансон 6 вверх, выталкивателем 9 удаляют заготовку. Если заготовка осталась на пуансоне 6, то при помощи привода 12 снимают заготовку с пуансона 6.

В процессе литья давление в расплавленном алюминиевом поршневом сплаве при его кристаллизации поддерживается в соответствии с соотношением
P=K•Nл,
где P - давление в расплаве (МПа);
Nл - литровая мощность двигателя (кВт/л);
K - переводной коэффициент пропорциональности, зависящий от типа двигателя (л•МПа/кВт):
для бензиновых двигателей K=2,4...3,5,
для быстроходных дизелей K=3,6...4,4,
для дизелей большегрузных автомобилей K=4,5...9,5.

После извлечения заготовки из пресс-формы ее выдерживают на открытом воздухе не менее 24 ч, затем проводят термообработку по режиму: нагрев заготовки в печи до 220oC, выдерживают при данной температуре 10 ч и охлаждают вместе с печью.

После этого проводят механическую обработку. Обдирают по наружному диаметру и подрезают торцы на токарных станках. Обрабатывают базовые поверхности. Предварительно сверлят и растачивают отверстия под поршневой палец. Обрабатывают днище поршня, нарезают канавки под маслосъемные кольца и формируют овально-бочкообразный профиль поршня. Проводят подгонку поршней по массе.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное следует отметить, что сущностью предложенного способа изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания является именно взаимосвязь последовательности технологических операций изготовления поршня с параметрами тех типов двигателей внутреннего сгорания, для которых данные конкретные поршни изготавливаются. Так, взаимосвязь режимов давления в расплаве с литровой мощностью двигателя позволяет получать заготовки, отличающиеся высоким качеством и с высокими физико-механическими характеристиками и именно с теми прочностными параметрами заготовки (точность изготовления, структура материала и т.п.). которые в совокупности с процессами механической обработки при получении овально-бочкообразной и придают изделию-поршню необходимые качественные параметры.

Похожие патенты RU2156371C1

название год авторы номер документа
Способ изготовления поршня с нирезистовой вставкой методом изотермической штамповки и литьем под давлением 2023
  • Лебедев Роман Дмитриевич
RU2806416C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Шейн А.М.
  • Власов В.Ю.
RU2250152C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИМИ ВСТАВКАМИ 2009
  • Баранов Леонид Иванович
  • Белоусов Игорь Яковлевич
  • Сапрыкин Анатолий Александрович
  • Сивак Борис Александрович
  • Шляхина Надежда Арсентьевна
RU2402413C1
Способ производства поршней двигателей внутреннего сгорания из алюминиевых сплавов с нирезистовой вставкой 2020
  • Денисов Максим Сергеевич
RU2773555C2
ПРЕСС-ФОРМА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТЛИВОК 1998
  • Романченко А.Ф.
  • Мишин А.Ф.
  • Волгунин А.А.
  • Темянко Л.С.
RU2136441C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Шейн Александр Михайлович
  • Власов Виктор Юрьевич
  • Ефремов Валерий Александрович
RU2324574C2
Способ изготовления поршня с упрочняющим нирезистовым кольцом методом твёрдожидкого формования 2017
  • Белоусов Игорь Яковлевич
  • Первушин Владимир Васильевич
  • Койдан Иван Михайлович
  • Дмитриев Сергей Юрьевич
  • Бирюков Дмитрий Викторович
  • Лукашов Денис Иванович
RU2709079C2
СПОСОБ ЛИТЬЯ С КРИСТАЛЛИЗАЦИЕЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ 2000
  • Брежнев Л.В.
  • Вагин И.В.
  • Гаевский С.А.
  • Крюков В.С.
RU2176174C1
ПРЕСС-ФОРМА ДЛЯ ЛИТЬЯ С КРИСТАЛЛИЗАЦИЕЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ 2000
  • Брежнев Л.В.
  • Гаевский С.А.
  • Гуськов В.П.
RU2188742C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЕВОЙ ЗАГОТОВКИ ИЗ ЗАЭВТЕКТИЧЕСКОГО СИЛУМИНА 2015
  • Конкевич Валентин Юрьевич
  • Лебедева Татьяна Ивановна
  • Шадаев Денис Александрович
  • Предко Павел Юрьевич
  • Бочвар Сергей Георгиевич
  • Тарануха Галина Владимировна
  • Кунявская Татьяна Михайловна
  • Кузнецов Андрей Олегович
  • Нилов Евгений Евгеньевич
RU2613498C2

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Способ заключается в том, что в процессе литья устанавливают контейнер с матрицей, в матрицу устанавливают заранее подготовленную вставку, заливают мерную дозу расплавленного алюминиевого сплава, прикладывают давление и выдерживают его весь период кристаллизации сплава, причем приложение давления к зеркалу расплава осуществляют путем первоначального осевого перемещения съемника с пуансоном и только после касания съемником матрицы осуществляют приложение давления за счет осевого перемещения выталкивателя, причем величина прикладываемого к расплаву давления находится в зависимости от литровой мощности двигателя. Изобретение позволяет создать высокоэффективный технологический процесс изготовления поршней ДВС, который увязывает между собой не только технологические операции и их последовательность между собой, но и с характеристиками конкретного типа двигателей, для которых данный поршень изготавливается. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 156 371 C1

1. Способ изготовления поршня двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что первоначально методом литья с кристаллизацией под высоким давлением получают заготовку поршня, в процессе которого на стол гидравлического пресса устанавливают контейнер с матрицей, к верхнему ползуну пресса крепят плиту с пуансоном и съемником, а через нижнее основание матрицы, с возможностью осевого перемещения, пропускают шток гидравлического выталкивателя, затем в матрицу устанавливают заранее подготовленную вставку, заливают мерную дозу расплавленного алюминиевого поршневого сплава и прикладывают давление к зеркалу расплава, выдерживают его весь период кристаллизации алюминиевого сплава и после остывания расплава заготовку удаляют из матрицы и проводят ее термическую и окончательную механическую обработку до получения готового поршня, отличающийся тем, что приложение давления к зеркалу расплава осуществляют путем первоначального осевого перемещения съемника с пуансоном и только после касания съемником матрицы осуществляют приложение давления за счет осевого перемещения выталкивателя в направлении расплавленного алюминиевого сплава, причем величина прикладываемого к расплаву давления находится в пропорциональной зависимости от литровой мощности того двигателя внутреннего сгорания, для которого изготавливается поршень. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что давление в расплавленном алюминиевом поршневом сплаве при его кристаллизации поддерживается в соответствии с соотношением
P = K•Nл,
где P - давление в расплаве, МПа;
Nл - литровая мощность двигателя, кВт/л;
K - переводной коэффициент пропорциональности, зависящий от типа двигателя л•МПа/кВт, для бензиновых двигателей K = 2,4...3,5, для быстроходных дизелей K = 3,6...4,4, для дизелей большегрузных автомобилей K = 4,5...9,5.
3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что период поддержания давления в расплавленном алюминиевом сплаве определяют в зависимости от максимального сечения заготовки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2156371C1

SU 1176849 А, 30.08.1985
DE 3801847 А1, 11.08.1988
US 4852630 А, 01.08.1989
ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ КАНАТНО-ПЕРЕПРАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС 2011
  • Короткий Анатолий Аркадьевич
  • Трембицкий Александр Вячеславович
  • Попиашвили Борис Давидович
  • Дубровин Виталий Владимирович
  • Кустарев Геннадий Владимирович
  • Короткий Дмитрий Анатольевич
  • Панфилов Алексей Викторович
RU2478503C1
DE 3719121 А1, 06.07.1987
СПОСОБ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ДОБЫЧИ ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ 1997
  • Дубин И.Б.
  • Ростэ З.А.
  • Маммаев А.А.
RU2133330C1
Вагоноопрокидыватель 1979
  • Волков Владимир Ефимович
  • Мажбиц Аркадий Григорьевич
  • Ладыженский Аркадий Исаакович
  • Горелов Александр Никанорович
  • Шпачинский Георгий Васильевич
SU870319A1
Струйный датчик путевого контроля 1988
  • Седач Виктор Валентинович
SU1627757A1
Реактор перегруппировки циклогексаноноксима в капролактам 1982
  • Липкин Андрей Германович
  • Ручинский Виталий Рафаэль-Абович
  • Линев Владимир Александрович
  • Голубев Николай Анатольевич
  • Башкевич Викентий Владимирович
  • Левченков Александр Никанорович
  • Лабоцкий Николай Сергеевич
  • Бабай Михаил Николаевич
  • Князев Аркадий Николаевич
  • Минкевич Владимир Ильич
SU1053871A1
DE 19535590 А1, 04.04.1996
RU 94029213 А1, 27.03.1996.

RU 2 156 371 C1

Авторы

Цырульник Ю.А.

Коротеев С.В.

Даты

2000-09-20Публикация

1999-12-28Подача