СПОСОБ ЗАПРЕССОВКИ ВАЛА В ПАКЕТ ЛИСТОВ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2001 года по МПК H02K15/02 H02K15/00 

Описание патента на изобретение RU2172052C1

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу запрессовки вала в пакет листов ротора электрической машины.

Известен способ запрессовки вала в пакет листов ротора электрической машины, включающий рифление поверхности вала в зоне расположения на нем ротора и холодную посадку (см., например, А.Н. Гаврилов, Н.Н. Ушаков, Н.М. Цветков, Технология авиационного электрооборудования, Гос. Научно-технической издательство Оборонгиз, Москва, 1963, с. 326, рис. 23.5).

Задачей настоящего изобретения является повышение качества запрессовки и надежности работы и сроков эксплуатации электрической машины.

Задача решается за счет того, что в способе запрессовки вала в пакет листов ротора электрической машины, включающем рифление поверхности вала в зоне расположения на нем ротора и холодную посадку, согласно изобретению рифли образуют на участке вала длиной, составляющей 0,8- 0,9 длины ротора, причем каждую рифлю выполняют в виде системы, содержащей не менее чем одну выемку и один выступ, по крайней мере с одной объединенной в одну плоскость, или криволинейную, или комбинированную поверхность, гранью, и по крайней мере двумя примыкающими к ней гранями, одна из которых принадлежит выемке, а другая - выступу, причем расстояние между принадлежащими только выемкам обращенными друг к другу гранями смежных рифлей составляет 0,1-0,8 диаметра вала, а расстояние между объединенными обращенными друг к другу гранями выступа- выемки смежных рифлей - 0,95-0,3 диаметра вала.

При этом рифли могут выполнять на поверхности вала попарно в верхней и нижней частях вала с симметричным расположением выемок и выступов в каждой части вала относительно оси сечения вала, перпендикулярной их граням, являющимся продолжением друг друга.

Рифли на поверхности вала могут образовывать методом холодной штамповки.

Посадочное отверстие пакета ротора под вал предварительно могут протягивать, а холодную посадку осуществляют с натягом.

Запрессовку вала в пакет ротора могут производить на гидропрессе с обеспечением стабильного линейного размера запрессовки, причем вал за пределами участка, имеющего рифления, выполняют со ступенчато уменьшающимся к его концу поперечным сечением, а при запрессовке усилие прикладывается к торцевой поверхности ступени вала и торцевой поверхности ротора.

Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью существенных признаков, состоит в повышении качества запрессовки, надежности работы и увеличении сроков эксплуатации электрической машины за счет исключения проворачивания ротора на валу в процессе работы электрической машины.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен вал, вид спереди;
на фиг. 2 - то же, поперечное сечение;
на фиг. 3 - вал с напрессованным на него пакетом листов ротора, вид сбоку.

Способ запрессовки вала 1 в пакет 2 листов ротора электрической машины включает образование рифлей 3 на поверхности 4 вала 1 в зоне расположения на нем ротора и холодную посадку. Рифли 3 образуют на участке вала 1 длиной, составляющей 0,8-0,9 длины ротора, причем каждую рифлю 3 выполняют в виде системы, содержащей не менее чем одну выемку 5 и один выступ 6, по крайней мере с одной объединенной в одну плоскость, или криволинейную, или комбинированную поверхность, гранью 7, и по крайней мере двумя примыкающими к ней гранями 8, 9, одна из которых 8 принадлежит выемке 5, а другая 9 - выступу 6. Расстояние между принадлежащими только выемкам 5 обращенными друг к другу гранями 8 смежных рифлей 3 составляет 0,1-0,8 диаметра вала 1, а расстояние между объединенными обращенными друг к другу гранями 7 выступа 6-выемки 5 смежных рифлей 3 - 0,95-0,3 диаметра вала 1.

При этом рифли 3 выполняют на поверхности вала 1 попарно в верхней и нижней частях вала 1 с симметричным расположением выемок 5 и выступов 6 в каждой части вала 1 относительно оси сечения вала 1, перпендикулярной их граням 7, являющимся продолжением друг друга.

Рифли 3 на поверхности вала 1 образуют методом холодной штамповки. Посадочное отверстие 10 пакета 2 ротора предварительно протягивают, а холодную посадку осуществляют с натягом. Запрессовку вала 1 в пакет 2 ротора производят на гидропрессе с обеспечением стабильного линейного размера запрессовки. Вал 1 за пределами участка, имеющего рифли 3, выполняют со ступенчато уменьшающимся к его концу поперечным сечением, а при запрессовке усилие прикладывается к торцевой поверхности ступени 11 вала 1 и торцевой поверхности ротора 12.

Похожие патенты RU2172052C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2008
  • Оссенкопп Штефан
  • Беккер Йоахим
  • Клатте Хольгер
  • Маурер Эрик
  • Нгуйен Нгок-Тах
  • Штёрмер Штефан
  • Хольцварт Бруно
  • Кёниг Тило
RU2454773C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАКЕТОВ ЛИСТОВ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ШИХТОВКИ И ЗАПРЕССОВКИ ПАКЕТА ЛИСТОВ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2000
RU2171532C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАЛА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2010
  • Топоров Алексей Витальевич
RU2431555C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1998
  • Селиванов Н.П.
  • Александров Е.П.
  • Киселев В.В.
  • Дремова В.И.
  • Челдышев А.М.
RU2127016C1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Квачакидзе Нодар Васильевич
RU2007817C1
СПОСОБ НЕПОДВИЖНОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 1996
  • Воячек Игорь Иванович
RU2093334C1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ 2002
  • Ерунов В.П.
RU2231896C2
РОТОР ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Санталов Анатолий Михайлович
  • Хоцянова Ольга Николаевна
  • Хоцянов Иван Дмитриевич
RU2537966C2
ИНДУКТОРНЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР 2014
  • Каледин Алесандр Александрович
  • Пахомов Дмитрий Михайлович
  • Попов Сергей Викторович
  • Семёнов Олег Степанович
RU2579754C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1998
  • Селиванов Н.П.
  • Александров Е.П.
  • Киселев В.В.
  • Дремова В.И.
  • Челдышев А.М.
RU2130681C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 172 052 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ЗАПРЕССОВКИ ВАЛА В ПАКЕТ ЛИСТОВ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способу запрессовки вала в пакет листов ротора электрической машины. Способ запрессовки вала в пакет листов ротора электрической машины включает рифление поверхности вала в зоне расположения на нем ротора и холодную посадку. Новым является то, что рифли образуют на участке вала длиной, составляющей 0,8 - 0,9 длины ротора, причем каждую рифлю выполняют в виде системы, содержащей не менее чем одну выемку и один выступ, по крайней мере с одной объединенной в одну плоскость, или криволинейную, или комбинированную поверхность, гранью, и по крайней мере двумя примыкающими к ней гранями, одна из которых принадлежит выемке, а другая - выступу, причем расстояние между принадлежащими только выемкам обращенными друг к другу гранями смежных рифлей составляет 0,1-0,8 диаметра вала, а расстояние между объединенными обращенными друг к другу гранями выступа-выемки смежных рифлей - 0,95-0,3 диаметра вала. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении качества запрессовки, надежности работы и увеличении сроков эксплуатации электрической машины за счет исключения проворачивания ротора на валу в процессе работы электрической машины. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 172 052 C1

1. Способ запрессовки вала в пакет листов ротора электрической машины, включающий рифление поверхности вала в зоне расположения на нем ротора и холодную посадку, отличающийся тем, что рифли образуют на участке вала длиной, составляющей 0,8-0,9 длины ротора, причем каждую рифлю выполняют в виде системы, содержащей не менее чем одну выемку и один выступ, по крайней мере, с одной, объединенной в одну плоскость, или криволинейную, или комбинированную поверхность, гранью, и, по крайней мере, с двумя примыкающими к ней гранями, одна из которых принадлежит выемке, а другая - выступу, причем расстояние между принадлежащими только выемкам обращенными друг к другу гранями смежных рифлей составляет 0,1-0,8 диаметра вала, а расстояние между объединенными обращенными друг к другу гранями выступа и выемки смежных рифлей -0,95-0,3 диаметра вала. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что рифли выполняют на поверхности вала попарно в верхней и нижней частях вала с симметричным расположением выемок и выступов в каждой части вала относительно оси сечения вала, перпендикулярной их граням, являющимся продолжением друг друга. 3. Способ по любому из пп.1-2, отличающийся тем, что рифли выполняют на поверхности вала образуют методом холодной штамповки. 4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что посадочное отверстие пакета ротора под вал предварительно протягивают, а холодную посадку осуществляют с натягом. 5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что запрессовку вала в пакет ротора производят на гидропрессе с обеспечением стабильного линейного размера запрессовки, причем вал за пределами участка, имеющего рифли, выполняют со ступенчато уменьшающимся к его концу поперечным сечением, а при запрессовке усилие прикладывают к торцевой поверхности ступени вала и торцевой поверхности ротора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172052C1

Устройство для сборки пакета ротора электрической машины 1972
  • Бухтеев Павел Иванович
  • Захаров Станислав Васильевич
  • Розенблюм Дмитрий Соломонович
SU555514A1
Автомат для изготовления пакетов магнитопровода и сборки их с валом 1973
  • Ремчуков Анатолий Федорович
  • Игнаткин Иван Иванович
SU562900A1
Автоматическая линия сборки роторов электрических машин 1990
  • Егоров Александр Николаевич
  • Васин Сергей Иванович
  • Курносиков Владимир Семенович
SU1830594A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1999
  • Кириллов В.А.
  • Семенов В.Д.
RU2155430C1
Способ изготовления сердечников статоров электрических машин 1977
  • Газалов Борис Николаевич
  • Ревенко Владимир Афанасьевич
  • Медведев Вячеслав Петрович
SU632034A1
DE 3008454 A1, 11.09.1980
DE 3100155 A1, 10.12.1981
US 3477125 A, 11.11.1969
US 3909642 A, 30.09.1975
АНТОНОВ М.В., ГЕРАСИМОВА Л.С
Технология производства электрических машин
-М.: Энергоиздат, 1982, с
Судно 1918
  • Жуковский Н.Н.
SU352A1

RU 2 172 052 C1

Даты

2001-08-10Публикация

2000-12-15Подача