СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЦИЗИОННЫХ ПАР ТРЕНИЯ Российский патент 2001 года по МПК B23P6/00 B24C1/00 

Описание патента на изобретение RU2172664C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте прецизионных деталей топливной аппаратуры дизельных двигателей.

Известен способ восстановления изношенных прецизионных деталей, включающий абразивную обработку алмазными брусками на эластичной связке с последующим пористым хромированием (SU 1771858 А1, 30.10.1992, В 23 P 6/00 [1] ).

Недостатком указанного способа является его относительно высокая стоимость.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления прецизионных пар трения, включающий формирование на изношенной поверхности детали методом поверхностно-пластического деформирования углублений с получением наплывов металла и последующее частичное сглаживание вершин, полученных на поверхности неровностей, до требуемого размера (Хворукин Л.А. и др. Восстановление прецизионных пар трения выглаживанием. Вестник машиностроения, 1979, N 12, с. 30-32 [2]).

Недостатками указанного способа являются его малая производительность, т. к. обработку ведут одним рабочим инструментом - конусообразным индентором и относительно высокая стоимость, т.к. необходимо высокоточное оборудование.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является сокращение времени, необходимого для восстановления размеров изношенных прецизионных деталей трения.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном способе восстановления прецизионных пар трения, включающем формирование на изношенной поверхности детали методом поверхностно-пластического деформирования углублений с получением наплывов металла и последующее частичное сглаживание вершин, полученных на поверхности неровностей, до требуемого размера, согласно изобретению поверхностно-пластическое деформирование осуществляют воздушно-абразивной струей.

На фиг. 1 показана схема технологической установки для осуществления способа.

На фиг. 2 показан график изменения величины микронаплыва "n" в зависимости от массового суммарного расхода абразива в граммах, приходящегося на 1 мм2 площади обрабатываемой поверхности (г/мм2) при различных скоростях абразива Vабр. (размер зерна абразива 240-250 мкм).

Эксперимент проводился на иглах форсунок дизельных двигателей с твердостью HRC = 64. Для нормальной работы форсунки зазор между иглой и корпусом должен быть 1,5-2 мкм на сторону. Незначительное увеличение этого зазора приводит к резкому ухудшению характеристик их работы и при зазоре 5 мкм на сторону форсунка полностью теряет свою работоспособность. Таким образом, зазор на сторону не должен превышать 3-4 мкм.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

При подаче сжатого воздуха из патрубка 1 в сопло 2 абразивные зерна 5 размером 240-250 мкм из емкости 3 под действием собственного веса и эжекции поступают в сопло 2, смешиваются с воздухом и разгоняются в сопле 2 до необходимой скорости. Ударяясь о поверхность 4, зерна абразива создают на ней микроуглубления и микронаплывы металла. Высота микронаплывов определяется размером и скоростью абразива, а также его массовым суммарным расходом в граммах, приходящимся на 1 мм2 площади обрабатываемой поверхности (г/мм2). Иглу для равномерной обработки всей ее рабочей поверхности вращают с частотой 0.5 об/с с помощью специального привода (в заявке не описан). Расстояние х между рабочим соплом 2 и поверхностью 4 иглы выбирают в пределах 25-30 мм. Размер, скорость и расход абразива выбирают в зависимости от требуемой величины наплыва металла. Из фиг. 2 видно, что каждой скорости абразива соответствует определенный диапазон его расхода, при котором уже не идет увеличение размера, но еще не происходит съем металла. Применение этого диапазона наиболее эффективно для получения наибольшего наплыва металла. Наплыв n=1.75 мкм получают абразивом с размером зерна 240-250 мкм, при этом массовый суммарный расход абразива Q= 0.075 г/мм2 и скорость абразива Vабр.= 50 м/с. Результаты эксперимента приведены на фиг. 2. В предлагаемом способе работу поверхностно-пластического деформирования осуществляют одновременно множество абразивных зерен, в то время как в прототипе рабочий инструмент один. За счет этого существенно сокращается время, необходимое для восстановления размеров. После САО поверхность подвергается притирке с целью сглаживания вершин неровностей до получения требуемого диаметра восстановленной поверхности.

Таким образом, предложенный способ позволяет:
- увеличить скорость восстановления размеров изношенных прецизионных деталей за счет одновременного применения множества рабочих элементов - абразивных зерен;
- исключить применение высокоточного оборудования;
- использовать его в труднодоступных для обработки участках деталей.

Похожие патенты RU2172664C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ФРИКЦИОННОГО ЛАТУНИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2003
  • Исупов М.Г.
RU2258096C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СТРУЙНО-АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ 1999
  • Исупов М.Г.
RU2215642C2
СПОСОБ СТРУЙНО-АБРАЗИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ МИКРОКАРМАНОВ 2002
  • Исупов Максим Георгиевич
RU2283213C2
СПОСОБ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ РЕГУЛЯРНОГО МИКРОРЕЛЬЕФА 2002
  • Исупов М.Г.
RU2252131C2
СТРУЙНО-АБРАЗИВНЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ СМАЗОЧНЫХ МИКРОКАРМАНОВ 2002
  • Исупов Максим Георгиевич
RU2283212C2
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ 2000
  • Исупов М.Г.
RU2174904C1
СПОСОБ АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ 1990
  • Качан А.Я.
  • Степанов Н.В.
  • Винокурова И.А.
SU1792056A1
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ И РЕГЕНЕРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССАХ СТРУЙНО-АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ 2000
  • Полянский С.Н.
  • Тетюхин В.В.
  • Левин И.В.
RU2181659C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВТУЛОК ИЗ ПЛАСТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2003
  • Авдеев Н.В.
  • Масюто О.М.
RU2257990C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ УЧАСТКОВ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗАПИРАЮЩИХ КОНУСОВ ИГЛЫ И КОРПУСА РАСПЫЛИТЕЛЯ ФОРСУНКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Зонов Виктор Дмитриевич
  • Яковлев Евгений Александрович
  • Зинькова Виктория Анатольевна
  • Костоглодов Дмитрий Сергеевич
RU2582418C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 172 664 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЦИЗИОННЫХ ПАР ТРЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте прецизионных деталей топливной аппаратуры дизельных двигателей. На изношенной поверхности детали методом поверхностно-пластического деформирования формируют углубления и наплывы металла. Поверхностно-пластическое деформирование осуществляют воздушно-абразивной струей. Затем вершины неровностей частично сглаживают до требуемого размера. В результате обеспечивается сокращение времени, необходимого для восстановления размеров изношенных прецизионных деталей трения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 172 664 C1

Способ восстановления прецизионных пар трения, включающий формирование на изношенной поверхности детали методом поверхностно-пластического деформирования углублений с получением наплывов металла и последующее частичное сглаживание вершин, полученных на поверхности неровностей, до требуемого размера, отличающийся тем, что поверхностно-пластическое деформирование осуществляют воздушно-абразивной струей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172664C1

ХВОРУКИН Л.А
и др
Восстановление прецизионных пар трения выглаживанием
Вестник машиностроения, 1979, № 12, с.30 - 32
Способ восстановления изношенных прецизионных деталей 1990
  • Артемов Гавриил Константинович
  • Гарина Тамара Николаевна
SU1771858A1
0
  • Б. Ю. Шпол Нский
SU193848A1
Способ ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала 1982
  • Матерков Виктор Григорьевич
  • Гиль Лев Иванович
SU1123827A1
Способ восстановления деталей 1987
  • Натапов Леонид Михайлович
  • Шацман Леонид Михайлович
SU1504051A1
US 5249360, 05.10.1993
US 3828415, 13.08.1974.

RU 2 172 664 C1

Авторы

Исупов М.Г.

Крекнин Л.Т.

Даты

2001-08-27Публикация

1999-12-14Подача