СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СПИРТА В АВТОМОБИЛЬНОМ БЕНЗИНЕ Российский патент 2005 года по МПК G01N33/22 

Описание патента на изобретение RU2258929C1

Изобретение относится к исследованию углеводородных топлив, в частности к способам обнаружения спиртов в автомобильном бензине, и может быть использовано при проведении квалификационных испытаний и идентификации топлив.

Перед авторами стояла задача - разработать простой и быстрый способ определения наличия спиртов в автомобильных бензинах, позволяющий оперативно провести определение с помощью доступных и недорогих реактивов.

Одним из перспективных направлений, рассматриваемым во многих странах, в том числе и в России, является использование оксигенатов (спиртов и эфиров), которые характеризуются высоким октановым числом смешения, низкой летучестью, пониженной фотохимической активностью.

Научная литература 70-х и особенно 90-х годов широко отражала успехи, достигнутые в модификации бензинов путем добавок метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Однако в 1998 году за рубежом появились публикации о вредности и необходимости запрета его использования в составе реформулированных бензинов. В качестве альтернативы МТБЭ предлагается использование этанола [Онойченко С.Н. Разработка и исследование композиций неэтилированных бензинов, содержащих этанол. Автореферат дисс. ... канд.техн. наук. - М.: ВНИИНП, 2000. С.3].

Как показывает зарубежный опыт, производство и применение автобензинов, содержащих октаноповышающие добавки на основе этанола, является перспективным не только в плане сохранения нефтяных ресурсов, но и улучшения экологических свойств моторных топлив. Использование этанола в качестве компонента в составе бензинов позволяет значительно снизить содержание нежелательных ароматических углеводородов и содержание СО в отработавших газах автомобилей [Онойченко С.Н., Емельянов В.Е. Автомобильные бензины, содержащие этанол. Сб. НИИАТ, №30, 2003. С.102.].

Но в то же время опыт использования этанола в составе бензинов, в частности, выявил ряд проблем. К ним относятся: фазовая нестабильность бензиноэтанольных топлив, коррозионная активность к металлическим материалам двигателя (цинк, свинец, магний), агрессивность по отношению к резинотехническим изделиям топливной системы двигателя автомобиля [Онойченко С.Н. Разработка и исследование композиций неэтилированных бензинов, содержащих этанол. Автореферат дисс. ... канд.техн. наук. - М.: ВНИИНП, 2000. С.3].

Метиловый же спирт также имеет высокую детонационную стойкость, удовлетворительную испаряемость, образует мало нагара и менее токсичные продукты сгорания по сравнению с бензином. Высокая теплота испарения метилового спирта позволяет снизить температуру горючей смеси в такте пуска, повысить коэффициент наполнения и увеличить мощность двигателя.

Испытания бензинометанольных смесей продолжаются и пока показали "нецелесообразность" их использования на автотранспорте из-за расслаивания смесей при хранении, повышенной коррозионной активности и ухудшения пусковых свойств в холодное время года [Автомобильные топлива: Химмотология. Эксплуатационные свойства. Ассортимент.: А.С.Сафонов, А.И.Ушаков, И.В.Чечкенев. - СПб.: НПИКЦ, 2002. С.212.].

Таким образом, при производстве и применении смесевых автобензинов возникает необходимость оперативного контроля содержания в них оксигенатов, в частности, спиртов.

Существующие на сегодняшний день способы определения содержания спиртов (газовая и жидкостная хроматография, ИК- и УФ-спектрометрия) являются трудоемкими, требующими дорогоаппаратурного оформления и высокой квалификации сотрудников.

Наиболее близким из известных способов к заявленному по достигаемому эффекту является способ количественного определения алифатических и ароматических спиртов в углеводородах, включающий отбор пробы, обработку ее 1-7 моль/л раствором азотной кислоты в присутствии нитрата алюминия и последующее титрование полученного раствора едким натром в присутствии фенолфталеина (А.С. №645077, G 01 N 31/16, 1977 - прототип).

Недостатками этого способа являются его длительность, большое количество выполняемых операций, а также необходимость в большом количестве лабораторного оборудования (бюретки, воронки, колбы и т.д.), большая трудоемкость и использование агрессивных и труднодоступных реактивов.

Кроме того, титрование является сложным методом количественного анализа, требующим специальных навыков персонала по обращению с оборудованием, что делает данный метод практически невозможным при применении вне лаборатории и в качестве метода, позволяющего оперативно принять решение по возможности применения топлива на технике.

Технический результат - расширение способов контроля оксигенатов, содержащихся в автомобильных бензинах, с одновременным оперативным определением их наличия.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе определения наличия спирта в автомобильном бензине, включающем отбор пробы, согласно изобретению 5 см3 пробы смешивают с водой в объемном соотношении 2:1, добавляют в смесь 3 см3 0,2н. раствора бихромата калия и серной кислоты плотностью не менее 1,8 г/см3, взятых в соотношении между собой 2:1, после чего полученную смесь перемешивают и по появлению зеленой или голубой окраски нижнего слоя судят о наличии спирта в автомобильном бензине.

Способ реализуется следующим образом.

Пример 1. Отбирают пробу автомобильного бензина АИ-92Э с массовой концентрацией 5% этилового спирта.

Реализация способа предусматривает следующие этапы:

а) отбор пробы анализируемого бензина по ГОСТ 2517;

б) проведение определения.

0,2н. раствор бихромата калия готовят растворением 9,7 г соли в 100 см3 дистиллированной воды. Для исключения влияния посторонних примесей и оценки пригодности используемых растворов бихромата калия, серной кислоты и воды проводят контрольный опыт. В пробирку наливают 2,5 см3 воды, 2 см3 0,2н. раствора бихромата калия с 1 см3 серной кислоты плотностью не менее 1,8 см3. Оранжевая окраска смеси после перемешивания свидетельствует о пригодности применяемых реактивов.

Срок годности приготовленного индикатора составляет 3 месяца.

В делительную воронку наливают 5 см3 топлива и 2,5 см3 воды, смесь энергично встряхивают, добавляют в смесь 2 см3 0,2н. раствора бихромата калия и 1 см3 серной кислоты плотностью не менее 1,8 г/см3, после чего полученную смесь перемешивают. Окрашивание нижнего слоя в голубой цвет свидетельствует о наличии спирта в автомобильном бензине.

Пример 2. Приготавливают искусственную пробу автомобильного бензина объемом 10 см3 с метил-трет-бутиловым эфиром с массовой концентрацией 11%.

Отбор пробы анализируемого бензина, подготовка индикатора и проведение определения - согласно примеру 1.

Окраска нижнего слоя смеси оранжевая, что свидетельствует об отсутствии спирта в пробе автомобильного бензина.

Физический смысл способа определения содержания спирта в автомобильном бензине заключается в том, что только в присутствии спирта бихромат калия, взаимодействуя с серной кислотой, образует соль, которая и изменяет окраску раствора (водной вытяжки спирта, бихромата калия, серной кислоты):

2K2Cr2O7+8H2SO4+3C2H5OH→3СН3СООН+2Сr2(SO4)3+2K2SO4+11Н2O

Заявляемым способом были исследованы искусственно приготовленные образцы автомобильных бензинов с различными оксигенатами. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты определения содержания спирта в автомобильных бензинах

п/п
Образец автомобильного бензина*Отбор пробыДобавляемые компонентыРезультат определения
вид оксигенатасодержание оксигената, мас. %объем пробы,
см3
вода,
см3
бихромат калия, см3серная кислота,
см3
цвет окраски растворавывод о наличии оксигената в бензине
1отсутствует-10521оранжеваяотсутствует2Этиловый спирт0,510521зеленаяспирт присутствует3Этиловый спирт510521голубаяспирт присутствует4Этиловый спирт250521оранжеваяопределение неверно5Этиловый спирт510541оранжеваяопределение неверно6Метиловый спирт0,510521зеленаяспирт присутствует7Метиловый спирт510521голубаяспирт присутствует8МТБЭ510521оранжеваяспирт отсутствует9МТБЭ1510521оранжеваяспирт
отсутствует
* - за основу автомобильного бензина были взяты: бензин прямой перегонки - 30%, бензин каталитического крекинга - 30%, бензин каталитического риформинга - 40%.

Как показали испытания, только совокупность заявляемых существенных признаков изобретения (соотношение пробы и воды, бихромата калия и серной кислоты и их концентрации) позволяют достаточно оперативно (в течение 2-3 минут) определить содержание спирта в автомобильном бензине.

Применение изобретения позволит значительно сократить время на определение, исключить необходимость наличия сложного лабораторного оборудования и оперативно принять решение об эксплуатационных свойствах и качестве образца автомобильного бензина.

Похожие патенты RU2258929C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ИНДУКЦИОННОГО ПЕРИОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ 2005
  • Юхторов Владимир Никитович
  • Шаталов Константин Васильевич
RU2292546C1
КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ЖЕЛЕЗА В АВТОМОБИЛЬНОМ БЕНЗИНЕ 2004
  • Алаторцев Е.И.
  • Алешина Т.С.
  • Грибановская М.Г.
  • Красная Л.В.
  • Марталов А.С.
  • Приваленко А.Н.
  • Рудакова А.А.
RU2267124C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКСИГЕНАТОВ, ПОВЫШАЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ТОПЛИВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Хаджиев Саламбек Наибович
  • Максимов Антон Львович
  • Рамазанов Джамалутдин Нажмутдинович
  • Нехаев Андрей Иванович
RU2522764C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ 2002
  • Павлов А.П.
  • Дегтярев В.В.
  • Марталов С.А.
  • Бакланов А.В.
RU2263135C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ 2003
  • Бакланов А.В.
  • Дегтярев В.В.
  • Шубаев Д.И.
  • Шубаев С.Д.
RU2246527C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗА В АВТОМОБИЛЬНОМ БЕНЗИНЕ, ИНДИКАТОРНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНДИКАТОРНОГО ТЕСТА 2007
  • Дедов Алексей Георгиевич
  • Котова Наталия Николаевна
  • Юшкина Анастасия Николаевна
  • Мясоедова Галина Владимировна
  • Мясоедов Борис Федорович
  • Циперман Владимир Леонидович
  • Идиатулов Рафет Кутузович
RU2339943C1
ЭКСПРЕСС-МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЮЩИХ ПРИСАДОК В АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНАХ 2014
  • Красная Людмила Васильевна
  • Баграмова Эмма Кареновна
  • Приваленко Алексей Николаевич
  • Зуева Валерия Дмитриевна
  • Вингерт Ирина Владимировна
RU2542371C1
ПРИСАДКА К БЕНЗИНОВОМУ ТОПЛИВУ 2003
  • Аптекман Александр Григорьевич
  • Беклемышев Вячеслав Иванович
  • Махонин Игорь Иванович
  • Болгов Валерий Юрьевич
  • Петров Дмитрий Георгиевич
  • Ревенко Игорь Анатольевич
RU2280066C2
ПРОИЗВОДНЫЕ ОРТОЭТОКСИАНИЛИНОВ, ПОВЫШАЮЩИЕ СТОЙКОСТЬ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ К ДЕТОНАЦИИ, И ТОПЛИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ 2006
  • Иванов Юрий Александрович
  • Фролов Александр Юрьевич
  • Осинин Владимир Валерьевич
  • Перевезенцев Владимир Михайлович
RU2314286C1
РЕАГЕНТ ДЛЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕРРОЦЕНА В БЕНЗИНЕ 2016
  • Булатов Андрей Васильевич
  • Шишов Андрей Юрьевич
  • Горбунов Илья Сергеевич
RU2613899C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СПИРТА В АВТОМОБИЛЬНОМ БЕНЗИНЕ

Изобретение относится к исследованию углеводородных топлив, в частности к способам обнаружения спиртов в автомобильном бензине, и может быть использовано при проведении квалификационных испытаний и идентификации топлив. В способе определения наличия спирта в автомобильном бензине 5 см3 пробы смешивают с водой в объемном соотношении 2:1, добавляют в смесь 3 см3 0,2 н. раствора бихромата калия и серной кислоты плотностью не менее 1,8 г/см3, взятых в соотношении между собой 2:1, после чего полученную смесь перемешивают и по появлению зеленой или голубой окраски нижнего слоя судят о наличии спирта в автомобильном бензине. Применение изобретения позволит значительно сократить время на определение, исключить необходимость наличия сложного лабораторного оборудования и оперативно принять решение об эксплуатационных свойствах и качестве образца автомобильного бензина. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 258 929 C1

Способ определения содержания спирта в автомобильном бензине, включающий отбор пробы, отличающийся тем, что 5 см3 пробы смешивают с водой в объемном соотношении 2:1, добавляют в смесь 3 см3 0,2н раствора бихромата калия и серной кислоты плотностью не менее 1,8 г/см3, взятых в соотношении между собой 2:1, после чего полученную смесь перемешивают и по появлению зеленой или голубой окраски нижнего слоя судят о наличии спирта в автомобильном бензине.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2258929C1

Способ количественного определения алифатических и ароматических спиртов в углеводородах 1977
  • Казакова Людмила Александровна
  • Уфимцев Виталий Павлович
SU645077A1
Способ количественного определения алифатических спиртов 1979
  • Киссин Борис Иосифович
  • Мустафин Борис Бареевич
  • Хилова Татьяна Ивановна
SU859886A1
Способ определения спирта в спирт-СОдЕРжАщЕй жидКОСТи 1978
  • Асмаев Михаил Петрович
  • Левченко Владимир Иванович
SU828081A1
Способ количественного определения одноатомных спиртов 1977
  • Киссин Борис Иосифович
  • Куликова Валентина Алексеевна
SU734543A1

RU 2 258 929 C1

Авторы

Азев В.С.

Емельянов В.Е.

Орешенков А.В.

Онойченко С.Н.

Середа А.В.

Антипов И.А.

Даты

2005-08-20Публикация

2004-05-21Подача