ТРЕХСТЕПЕННЫЙ ГИРОСКОП С ШАРОВЫМ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПОДВЕСОМ Российский патент 2005 года по МПК G01C19/06 

Описание патента на изобретение RU2264596C1

Изобретение относится к области навигации, в частности к устройству гироскопа.

Известны конструкции трехстепенных гироскопов с шаровым газодинамическим подвесом [А.Ю.Ишлинский. Механика гироскопических систем. Изд. АН СССР, M., 1963 г.]. Шаровый подвес в них одновременно выполняет роль опор ротора-носителя кинетического момента - и подвеса осей чувствительности.

Наиболее близким техническим решением является "Трехстепенный гироскоп" (Патент РФ №2119146 от 20.09.1998 г.).

Недостатком этого гироскопа является наличие упругих связей между ротором гироскопа и его корпусом, на котором крепится статор гиродвигателя: при появлении угла рассогласования α межу вектором кинетического момента Н и вектором момента гиродвигателя Мдв на ротор накладывается корректирующий момент М=МдвSinα, который совмещает вектор Н с вектором Мдв. Кроме того, из-за наличия угла α возникает момент тяжения между статором гиродвигателя и ротором гироскопа, уводящий ротор относительно другой оси чувствительности. Поскольку газодинамические опоры для обеспечения своей работоспособности требуют сравнительно высокого давления газовой среды, то момент, развиваемый гиродвигателем, значителен. Поэтому все существующие трехстепенные гироскопы с шаровой газодинамической опорой имеют сравнительно невысокую точность.

Для устранения этого недостатка предлагается трехстепенный гироскоп с шаровым газодинамическим подвесом, в котором вектор кинетического момента ротора и вектор момента гиродвигателя всегда остаются неподвижными относительно друг друга.

Конструкция предлагаемого гироскопа показана на чертеже.

Трехстепенный гироскоп содержит корпус 1, в котором жестко закреплена ось 2 со сферой газодинамического шарового подвеса 3, и гиромотор 4.

Гиромотор 4 состоит из двух крышек 5, неподвижно соединенных друг с другом. На крышках 5 жестко закреплены статоры 6 гиродвигателя и невращающиеся элементы (полусферы) газодинамических подшипников 7 ротора, который содержит маховик 8 и две полуопоры 9, каждая из которых содержит одну полусферу шарового газодинамического подвеса осей чувствительности гироскопа и одну полусферу скоростного газодинамического подшипника ротора. Вместо газодинамических подшипников ротора могут быть использованы шарикоподшипники, а в качестве типа гиродвигателя - магнитоэлектрический, гистерезисный или асинхронный.

На корпусе 1 по каждой из осей X, Y, Z жестко закреплены статоры датчиков моментов 10, 11, 12 и датчиков углов 13, 14, 15, а роторы этих датчиков закреплены на крышках 5 гиродвигателя. По оси Z установлены два датчика угла 13 с целью исключения влияния разворотов по оси X.

Каждый канал датчиков угла соединен с соответствующим датчиком момента через усилитель, не показанный на чертеже, отрицательной обратной связью. Питание гиродвигателя осуществляется через три токоподвода 17. Для ограничения углов поворота гиромотора 4 по осям X, Y, Z установлен упор 16. Габаритные размеры описываемого гироскопа: диаметр - 57 мм, длина - 62,5 мм.

Гироскоп работает следующим образом.

При подаче питания на статоры 6 гиродвигателя 4, ротор 8, 9 приходит во вращение, при этом гиромотор 4 под действием реактивного момента ложится на упор 16 по оси Z. При определенной скорости вращения ротор всплывает на полусферических опорах 7 (т.е. в них исчезает сухое трение), а весь гиромотор 4 взвешивается на шаровом газодинамическом подвесе 3. При включении отрицательной обратной связи по осям X, Y, Z сигналы датчиков углов обнулятся, при этом токи в соответствующих датчиках момента будут пропорциональны: по осям X, Y моментам остаточных дисбалансов по осям X, Y соответственно, по оси Z - моменту на оси гиродвигателя. При разворотах корпуса 1 относительно осей X, Y ротор гироскопа 8, 9, а следовательно, и гиромотор 4, который связан с ним подшипниками, имеющими большую угловую жесткость, и практически нулевую угловую жесткость в шаровом подвесе 3, останется неподвижным в инерциальном пространстве; в датчиках угла по осям X, Y появятся сигналы рассогласования, пропорциональные углам разворота корпуса 1 вокруг соответствующих осей. Изменения токов в датчиках моментов будут пропорциональны углам разворота корпуса 1 в инерциальном пространстве.

Заявленное техническое решение по сравнению с прототипом дает возможность существенно увеличить точность трехстепенных гироскопов с шаровым газодинамическим подвесом.

Похожие патенты RU2264596C1

название год авторы номер документа
ГИРОСКОП 2010
  • Макаров Анатолий Михайлович
  • Кожин Владимир Витальевич
  • Грязнов Евгений Алексеевич
  • Уракова Лариса Евгеньевна
RU2446382C1
ГИРОСКОП 2019
  • Макаров Анатолий Михайлович
  • Гуськов Андрей Александрович
  • Самулкин Федор Владимирович
RU2728733C1
ГИРОСКОП (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Макаров Анатолий Михайлович
  • Кожин Владимир Витальевич
  • Грязнов Евгений Алексеевич
  • Уракова Лариса Евгеньевна
  • Горбачёв Василий Михайлович
RU2460040C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА С ПОМОЩЬЮ ТРЕХСТЕПЕННОГО ГИРОСКОПА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРУЖИНОЙ 1993
  • Правоторов Е.А.
  • Валько А.Д.
  • Соболева Е.Б.
  • Ящукова В.В.
RU2111455C1
ГИРОСКОП (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Гуськов Андрей Александрович
  • Макаров Анатолий Михайлович
  • Грязнов Евгений Алексеевич
  • Уракова Лариса Евгеньевна
RU2308680C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ И УГЛОВОЙ СКОРОСТЕЙ И УГЛОВ ПОВОРОТА ДВИЖУЩЕГОСЯ ОБЪЕКТА 1994
  • Ромашов В.В.
  • Федотов Л.А.
RU2097700C1
ГИРОМОТОР ШАРОВОГО ГИРОСКОПА 2002
  • Воскобойников Р.Л.
RU2231756C1
Двухканальный датчик угловой скорости 2019
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Ехлаков Филипп Владимирович
RU2725880C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ ПОВОРОТА ДВИЖУЩЕГОСЯ С УСКОРЕНИЕМ АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ ГИРОВЕРТИКАЛИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Распопов В.Я.
  • Горин В.И.
  • Анисимова Н.А.
  • Горин А.А.
RU2138017C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА С ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПОДВЕСОМ РОТОРА ГИРОМОТОРА 2014
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Ландау Борис Ефимович
RU2570223C1

Реферат патента 2005 года ТРЕХСТЕПЕННЫЙ ГИРОСКОП С ШАРОВЫМ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПОДВЕСОМ

Изобретение относится к области навигации, в частности к гироскопам. Сущность изобретения: ротор гироскопа конструктивно связан с элементами гиродвигателя с помощью скоростных подшипников, а весь гиромотор взвешен на шаровом подвесе, сфера которого жестко связана с корпусом гироскопа и вектор кинетического момента ротора и вектор момента гиродвигателя всегда остаются неподвижными друг относительно друга, что минимизирует появление вредных моментов и значительно повышает точность прибора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 264 596 C1

Трехстепенный гироскоп с шаровым газодинамическим подвесом, содержащий корпус, в котором жестко закреплена ось со сферой шарового газодинамического подвеса, гиромотор, датчики угла и момента, при этом гиромотор состоит из ротора, двух крышек, неподвижно соединенных друг с другом, на которых жестко закреплены статоры гиродвигателя и невращающиеся полусферы газодинамических подшипников, отличающийся тем, что ротор содержит маховик и две полуопоры, каждая из которых содержит одну полусферу шарового газодинамического подвеса осей чувствительности гироскопа и одну полусферу скоростного газодинамического подшипника ротора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2264596C1

ТРЕХСТЕПЕННЫЙ ГИРОСКОП 1996
  • Богомолов О.Д.
  • Волнянский В.Н.
  • Кищенков О.В.
  • Малышкин Н.Н.
  • Шашурин В.Ф.
RU2119146C1
ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМЫЙ ГИРОСКОП 1999
  • Вечтомов В.М.
  • Кочкин Е.Ф.
  • Малышкин Н.Н.
  • Черепанов В.А.
  • Люсин Ю.Б.
  • Попов Г.В.
RU2157965C1
ГОРЕНШТЕЙН И.А
и др., Инерциальные навигационные системы, М., Машиностроение, 1970, с.177-178
US 3522737 А, 04.08.1970
Рама транспортного средства 1983
  • Валовый Тадей Станиславович
  • Цигал Лев Соломонович
  • Помпа Лидия Сергеевна
  • Кашицкий Франко Михайлович
SU1141039A1
US 3446082 А, 27.05.1969.

RU 2 264 596 C1

Авторы

Андрианов К.А.

Власенко В.С.

Малышкин Н.Н.

Мокрушев Б.Б.

Волков М.А.

Югов А.И.

Даты

2005-11-20Публикация

2004-04-05Подача