Изобретение относится к процессу производства стирола дегидрированием этилбензола в присутствии водяного пара.
Известен способ получения стирола дегидрированием этилбензола в присутствии водяного пара при атмосферном давлении (Химия и технология мономеров для синтетических каучуков: Учебное пособие для ВУЗов / Кирпичников П.А., Лиакумович А.Г., Победимский Д.Г., Попова Л. М. - Л.: Химия, 1981 г., с.152).
Известен также способ получения стирола дегидрированием этилбензола в смеси с водяным паром при давлении ниже атмосферного на катализаторе, содержащем оксид железа и калий (Пат. США №4774378).
Наиболее близким к предлагаемому является способ получения стирола дегидрированием этилбензола в присутствии водяного пара с предварительной разработкой катализатора на основе оксида железа, включающей нагревание катализатора в инертной атмосфере, затем в атмосфере водяного пара и обработку катализатора смесью восстанавливающего агента и водяного пара (Пат. РФ №2076777, В01J 23/74, 37/10, оп. 10.04.97 г.).
В приведенных способах водяной пар выполняет роль разбавителя продуктов реакции (снижает их парциальное давление), что благоприятно сказывается на протекании реакции дегидрирования, а также водяной пар обеспечивает саморегенерацию данного типа катализаторов.
Однако уровень показателей процесса во всех указанных способах является недостаточно высоким вследствие образования высококипящих, водородоненасыщенных соединений (кокса), откладывающихся на поверхности катализатора и блокирующих поры и активные центры катализатора.
Задачей, решаемой настоящим изобретением, является повышение показателей процесса - активности и селективности.
Предлагается способ получения стирола путем дегидрирования этилбензола на железо-оксидном катализаторе в атмосфере, содержащей водяной пар, включающий предварительное нагревание катализатора в инертной атмосфере, затем в атмосфере, содержащей водяной пар, с последующей обработкой катализатора смесью, содержащей водяной пар и восстанавливающий агент, при этом на второй стадии нагревания катализатора при его обработке и при дегидрировании этилбензола дополнительно используют инертный газ.
Предпочтительно процесс осуществляют при давлении ниже атмосферного.
В предлагаемом процессе обработку катализатора возможно осуществлять различными способами, например:
- подачу восстанавливающего агента осуществляют 2-10 импульсами по 0,01-3 часа с промежутками между импульсами продолжительностью 0,1-10 часов при непрерывной подаче водяного пара и инертного газа (при этом количество подаваемого восстанавливающего агента может оставаться постоянным или возрастать);
- осуществляют постепенное повышение подачи восстанавливающего агента до 0,7 л/л катализатора в час при непрерывной подаче водяного пара и инертного газа;
- осуществляют повышение подачи восстанавливающего агента 2-10 ступенями до 0,7 л/л катализатора в час и выдержкой по 0,01-3 часа на каждой ступени при непрерывной подаче водяного пара и инертного газа.
Нагревание катализатора в инертной атмосфере ведут до 170-420°С, в атмосфере водяного пара и инертного газа - до 540-620°С при их мольном соотношении 1:(0,0001÷1). Обработку катализатора восстанавливающим агентом, водяным паром и инертным газом осуществляют при температуре 540-620°С и мольном соотношении компонентов соответственно 1: (5÷500):(0,0002÷2). Процесс дегидрирования проводят при мольном соотношении этилбензола, водяного пара и инертного газа 1: (5÷50):(0,0002÷2).
Выбор восстанавливающего агента осуществляется с учетом особенностей и возможностей конкретного химического производства.
В промышленных условиях желательно предлагаемый способ осуществлять в двухступенчатых реакторах с подогревом реакционного потока между ступенями. Промышленные процессы, особенно большой мощности, осуществляются обычно в адиабатических реакторах. Использование двухступенчатого варианта схемы приближает условия процесса к изотермическим, что увеличивает конверсию исходного углеводорода.
Предпочтительно дегидрирование этилбензола в стирол осуществлять в радиальных реакторах. Промышленные радиальные реактора обычно используются при осуществлении процессов большой мощности и, как правило, обеспечивают лучшую равномерность распределение реакционного потока на входе в слой катализатора по сравнению с аксиальным вариантом реактора.
Отличиями заявляемого способа от прототипа являются:
- дополнительное использование инертного газа на второй стадии нагревания катализатора при его обработке и при дегидрировании этилбензола;
- проведение процесса при давлении ниже атмосферного;
- проведение обработки катализатора при определенном порядке подачи компонентов смеси.
В предлагаемом способе дополнительное использование инертного газа вероятно позволяет ускорить очищение поверхности катализатора от продуктов реакции между коксом и водяным паром на стадии дегидрирования и от продуктов разложения соединений компонентов катализатора при его предварительной разработке
При этом обеспечивается формирование активной фазы, состояние поверхности катализатора, которые позволяют полностью раскрыть его потенциал, достичь эффективной производительной и длительной эксплуатации катализатора. Этому же способствуют новые заявляемые приемы обработки катализатора и проведение процесса при давлении ниже атмосферного.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1.
Для дегидрирования этилбензола в стирол использовался катализатор, имеющий следующий химический состав, мас.%: Fe2О3 - 63,0; K2СО3 - 19,9; K2SO3 - 1,1; Rb2O - 1,0;ZrO2 - 1,5; CeO2 - 4,5; МоО3 - 1,0; портландцемент - 8. Катализатор нагревают при абсолютном давлении 1,5 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 500 л/л катализатора в час, до 300°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 1,734 кг/л катализатора в час, до 600°С. Затем дополнительно подают этилбензол со скоростью 1 л/л катализатора в час в течение 2-х часов. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 1,5 кг/см2, подаче этилбензола с объемной скоростью 1,0 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,8 молей на 1 моль этилбензола и азота 1 моль на 1 моль этилбензола, температуре 600°С. Конверсия этилбензола составила 68,7%, избирательность по стиролу 92,5%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 68,4%, а избирательность по стиролу 92,2%.
Пример 2.
Для дегидрирования этилбензола в стирол используется катализатор, как в примере 1.
Катализатор нагревают при абсолютном давлении 0,99 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 600 л/л катализатора в час, до 350°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 0,867 кг/л катализатора в час, до 600°С. Затем дополнительно подают этилбензол со скоростью 0,5 л/л катализатора в час в течение 4 часов. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,99 кг/см2, подаче этилбензола с объемной скоростью 0,5 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,8 молей на 1 моль этилбензола и азота 0,5 моля на 1 моль этилбензола, температуре 620°С. Конверсия этилбензола составила 79,3%, избирательность по стиролу 94,3%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 78,8%, а избирательность по стиролу 93,8%.
Пример 3.
Катализатор, как в примере 1, нагревают при абсолютном давлении 0,5 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 700 л/л катализатора в час, до 200°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 0,625 кг/л катализатора в час, до 580°С. Затем дополнительно подают этилбензол со скоростью 0,1 л/л катализатора в час в течение 0,01 часа, потом подачу этилбензола прекращают на 0,1 часа, при этом подача водяного пара и азота осуществляется в прежних количествах. Возобновляют подачу этилбензола со скоростью 0,2 л/л катализатора в час на 0,5 часа. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,5 кг/см2, объемной скорости подачи этилбензола 0,4 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 10,62 молей на 1 моль этилбензола и азота 0,095 моля на 1 моль этилбензола, температуре 620°С. Конверсия этилбензола составила 82,1%, избирательность по стиролу 94,9%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 81,5%, а избирательность по стиролу 94,5%.
Пример 4.
Катализатор, как в примере 1, нагревают при абсолютном давлении 0,7 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 700 л/л катализатора в час, до 300°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 0,867 кг/л катализатора в час, до 620°С. Затем дополнительно подают этилбензол при плавном увеличении его подачи до 0,5 л/л катализатора в час в течение 1 часа. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,5 кг/см2, объемной скорости подачи этилбензола 0,5 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,8 моля на 1 моль этилбензола и азота 0,19 моля на 1 моль этилбензола, температуре 620°С. Конверсия этилбензола составила 83,2%, избирательность по стиролу 95,0%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 82,8%, а избирательность по стиролу 94,4%.
Пример 5.
Катализатор, как в примере 1, нагревают при абсолютном давлении 0,6 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 600 л/л катализатора в час, до 300°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 1,04 кг/л катализатора в час, до 600°С. Затем дополнительно осуществляют ступенчатую подачу этилбензола - со скоростью 0,1 л/л катализатора в час в течение 0,01 часа и со скоростью 0,5 л/л катализатора в час в течение 3 часов. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,6 кг/см2, объемной скорости подачи этилбензола 0,6 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,8 моля на 1 моль этилбензола и азота 0,095 моля на 1 моль этилбензола, температуре 600°С. Конверсия этилбензола составила 78,4%, избирательность по стиролу 95,3%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 77,8%, а избирательность по стиролу 94,6%.
Пример 6.
Катализатор, как в примере 1, нагревают при абсолютном давлении 0,6 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 600 л/л катализатора в час, до 350°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 0,52 кг/л катализатора в час, до 600°С. Затем дополнительно подают этилбензол со скоростью 0,5 л/л катализатора в час в течение 4 часов. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,6 кг/см2, объемной скорости подачи этилбензола 0,6 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,8 моля на 1 моль этилбензола и азота 0,095 моля на 1 моль этилбензола, температуре 610°С. Конверсия этилбензола составила 81,5%, избирательность по стиролу 94,9%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 80,8%, а избирательность по стиролу 94,5%.
Пример 7.
Катализатор, имеющий следующий химический состав, мас.%: Fe2О3 - 63,45; K2СО3 - 20,0; Cs2O - 0,05; ZrO2 - 0,5; CeO2 - 4,0; MoO3 - 1,0; портландцемент - 7, Cr2O3 - 3,5, La2O3 - 0,5 нагревают при абсолютном давлении 0,7 кг/см2 в токе аргона, подаваемого со скоростью 600 л/л катализатора в час, до 300°С, затем в токе аргона и водяного пара, подаваемого со скоростью 0,867 кг/л катализатора в час, до 585°С. Затем дополнительно подают этилбензол со скоростью 0,5 л/л катализатора в час 10 импульсами по 0,1 часа с промежутками 0,1 часа. При этом в промежутках подача водяного пара и аргона остается в прежних количествах. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,7 кг/см2, объемной скорости подачи этилбензола 0,7 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,8 моля на 1 моль этилбензола и аргона 0,19 моля на 1 моль этилбензола, температуре 615°С. Конверсия этилбензола составила 78,5%, избирательность по стиролу 95,0%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 77,9%, а избирательность по стиролу 94,5%.
Пример 8.
Катализатор, имеющий химический состав, как в примере 7, нагревают при абсолютном давлении 0,5 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 600 л/л катализатора в час, до 350°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 1,15 кг/л катализатора в час, до 590°С. Затем дополнительно подают толуол со скоростью 0,25 л/л катализатора в час в течение 0,5 часа, потом подачу толуола прекращают на 10 часов при неизменной подаче водяного пара и азота. Возобновляют подачу толуола со скоростью 0,25 л/л катализатора в час на 0,5 часа, затем эту подачу прекращают. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,5 кг/см2, объемной скорости подачи этилбензола 0,3 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,2 моля на 1 моль этилбензола и азота 0,019 моля на 1 моль этилбензола, температуре 600°С. Конверсия этилбензола составила 80,3%, избирательность 95,1%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 79,9%, а избирательность по стиролу 94,7%.
Пример 9.
Катализатор, имеющий химический состав, как в примере 7, нагревают при абсолютном давлении 0,8 кг/см2 в токе азота, подаваемого со скоростью 600 л/л катализатора в час, до 350°С, затем в токе азота и водяного пара, подаваемого со скоростью 0,867 кг/л катализатора в час, до 600°С. Затем дополнительно ступенчато подают этилбензол: со скоростью 0,05; 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,3; 0,35; 0,4; 0,45; 0,5 л/л катализатора в час, с выдержкой на каждой ступени по 0,1 часа. Процесс дегидрирования осуществляют при абсолютном давлении 0,8 кг/см2, объемной скорости подачи этилбензола 0,5 л/л катализатора в час, подаче водяного пара - 11,8 моля на 1 моль этилбензола и азота 0,019 моля на 1 моль этилбензола, температуре 600°С Конверсия этилбензола составила 78,1 избирательность по стиролу 94,8%. При дегидрировании этилбензола с использованием способа, описанного в пат. РФ №2076777, конверсия этилбензола составляла 77,6%, а избирательность по стиролу 94,4%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАТАЛИЗАТОРА НА ОСНОВЕ ОКСИДА ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ДЕГИДРИРОВАНИЯ ОЛЕФИНОВЫХ, АЛКИЛПИРИДИНОВЫХ И АЛКИЛАРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 1995 |
|
RU2076777C1 |
Способ получения стирола | 1986 |
|
SU1581215A3 |
Способ получения алкенилароматических углеводородов | 1965 |
|
SU256757A1 |
Способ получения стирола | 1984 |
|
SU1433408A3 |
СПОСОБ ДЕГИДРИРОВАНИЯ ЭТИЛБЕНЗОЛА ДО СТИРОЛА | 2000 |
|
RU2214992C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТИРОЛА | 1999 |
|
RU2166494C2 |
КАТАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ДЕГИДРИРОВАНИЯ ЭТИЛБЕНЗОЛА ДО СТИРОЛА | 1998 |
|
RU2159151C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТИРОЛА | 1972 |
|
SU335226A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТИРОЛА | 2005 |
|
RU2294914C1 |
Способ селективного окисления водорода | 1986 |
|
SU1493098A3 |
Изобретение относится к способу получения стирола путем дегидрирования этилбензола на железооксидном катализаторе в атмосфере, содержащей водяной пар, включает предварительное нагревание катализатора в инертной атмосфере, затем в атмосфере, содержащей водяной пар, с последующей обработкой катализатора смесью, содержащей водяной пар и восстанавливающий агент, и характеризуется тем, что на второй стадии нагревания катализатора, при его обработке и при дегидрировании этилбензола, дополнительно используют инертный газ. Способ позволяет увеличить активность работы катализатора и селективность дегидрирования этилбензола. 1 н. и 4 з.п. ф-лы.
RU 2002119230 А, 10.01.2004 | |||
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАТАЛИЗАТОРА НА ОСНОВЕ ОКСИДА ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ДЕГИДРИРОВАНИЯ ОЛЕФИНОВЫХ, АЛКИЛПИРИДИНОВЫХ И АЛКИЛАРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 1995 |
|
RU2076777C1 |
Фильтр гармоник | 1984 |
|
SU1277257A1 |
JP 56026823 А, 16.03.1981 | |||
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Авторы
Даты
2008-05-10—Публикация
2007-01-30—Подача