СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИИ Российский патент 2008 года по МПК G01C23/00 

Описание патента на изобретение RU2329469C1

Изобретение относится к области навигации, в частности к способам инерциально-спутниковой навигации, предназначено для определения параметров навигации (координат и скоростей) и может быть использовано при проектировании интегрированных навигационных систем, в особенности для объектов с малым временем эксплуатации.

Известен способ инерциальной навигации [Захарин М.И. Кинематика инерциальных систем навигации / М.И.Захарин, Ф.Ш.Захарин. - М.: Машиностроение, 1968. - 236 с.], состоящий в обработке информации, получаемой от блока инерциальных чувствительных элементов - трех акселерометров и трех гироскопов. Процесс обработки включает в себя интегрирование сигналов.

К основным недостаткам инерциальных навигационных систем причисляют наличие постоянно нарастающей ошибки и зависимость точности от начальной выставки. К достоинствам данных систем можно отнести автономность и возможность выдачи параметров навигации с высокой частотой.

Известен способ спутниковой навигации [Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации / Ю.А.Соловьев. - М.: КТЦ-"Эко-Трендз", 2000. - 368 с.], состоящий в измерении времени распространения радиосигнала от навигационных спутников, например GPS или ГЛОНАСС, до объекта, параметры навигации которого необходимо определить, в измерении допплеровского сдвига частоты принимаемых сигналов навигационных спутников, и вычисления параметров навигации на основе результатов этих измерений.

Способ спутниковой навигации свободен от недостатков, присущих методу инерциальной навигации. Недостатком способа является то, что для определения параметров навигации объекта без привлечения дополнительной информации требуется одновременный прием сигналов как минимум от 4-х навигационных спутников. К недостаткам спутниковой навигации также можно отнести относительно малую частоту выдачи информации и наличие случайно распределенной ошибки.

Наиболее близким заявляемому способу по совокупности существенных признаков является способ инерциально-спутниковой навигации [описание изобретения к патенту РФ №2277696 от 10.10.2005, МПК G01C 23/00, G01S 5/14, опубл. 10.06.2006, бюл. №16], состоящий в определении параметров навигации посредством спутниковой навигационной системы, определении параметров навигации посредством инерциальной навигационной системы, определении проекций векторов линейного ускорения и угловой скорости подвижного объекта, передаче указанных параметров в блок комплексирования, где они обрабатываются с использованием алгоритма обобщенного фильтра Калмана. Блок комплексирования вырабатывает оценки параметров навигации и оценки ошибок в определении вектора угловой скорости и линейного ускорения, которые передаются в инерциальную навигационную систему для коррекции показаний ее чувствительных элементов в блоке коррекции угловой скорости и блоке коррекции ускорений соответственно.

Данный способ имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что комплексирование сигналов инерциальной и спутниковой навигационной системы невозможно осуществить при наличии сигналов только от двух спутников, хотя при эксплуатации спутниковых и интегрированных навигационных систем такое состояние группировки навигационных спутников возможно.

Задача, решаемая настоящим изобретением, и достигаемый технический результат заключаются в создании способа определения параметров навигации подвижного объекта при помощи интегрированной навигационной системы с использованием данных спутниковой навигационной системы, аппаратура приемника которой вырабатывает навигационную информацию, базирующуюся на использовании сигналов только от двух спутников.

Для получения заявленного технического результата в способе определения параметров навигации, включающем получение информации о параметрах навигации от инерциальной и спутниковой навигационных систем, входящих в состав интегрированной системы навигации, последующую обработку информации, позволяющую осуществить комплексирование сигналов спутниковой и инерциальной навигационных систем для того, чтобы получить значения скорректированных параметров навигации, а также величин ошибок значений, вырабатываемых инерциальной навигационной системой, передачу величин этих ошибок в инерциальную навигационную систему для коррекции вырабатываемых ей в последующие моменты времени параметров навигации, комплексирование проводят используя информацию от двух навигационных спутников, на основе вырабатываемых аппаратурой приемника спутниковой навигационной системы первичных радионавигационных параметров, а именно псевдодальностей до этих навигационных спутников и псевдоскоростей подвижного объекта относительно этих навигационных спутников, используя значения которых, а также текущие показания инерциальной навигационной системы о параметрах навигации подвижного объекта, находят скорректированные параметры навигации, а разницу между текущими параметрами навигации, вырабатываемыми инерциальной навигационной системой и скорректированными значениями параметров навигации принимают за величины ошибок инерциальной навигационной системы.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 и 2 условно изображена решаемая навигационная задача для коррекции по координатам и по скорости, соответственно.

Скорректированные координаты и погрешности в определении координат инерциальной навигационной системы при видимости двух спутников определяют следующим образом.

1. Определяют радиальные дальности от объекта до спутника путем вычитания из измеренных спутниковой навигационной системой псевдодальностей , величины δD, одинаковой для всех используемых спутников в течение периода работы системы.

2. Определяют координаты центра окружности x0, y0, z0, которая представляет собой геометрическое место точек возможного скорректированного местоположения ПО по формулам [Воднеев В.Т. Основные математические формулы. Справочник / В.Т.Воднеев, А.Ф.Наумович, Н.Ф.Наумович. - Минск: «Вышэйшая школа», 1995. - 379 с., на странице 73]:

3. Находят параметры уравнения плоскости [Воднеев В.Т. Основные математические формулы. Справочник / В.Т.Воднеев, А.Ф.Наумович, Н.Ф.Наумович. - Минск: «Вышэйшая школа», 1995. - 379 с., на странице 84]: Р: Ар·х+Вр·y+Ср·z+Dp=0, в которой лежит данная окружность, как перпендикулярной к соединяющей спутники прямой.

Ap=xc2-xc1, Bр=yс2-yс1,

Cp=zc2-zc1, Dр=-Ар·x0-Bp·y0-Cp·z0.

4. На плоскости Р находят точку xu, yu, zu, ближайшую к точке xu, yu, zu по формулам [Воднеев В.Т. Основные математические формулы. Справочник / В.Т.Воднеев, А.Ф.Наумович, Н.Ф.Наумович. - Минск: «Вышэйшая школа», 1995. - 379 с., на странице 80]:

xp=-xuр·sр,

yp=yu+Bp·sp;

zp=zu+Cp·sp,

где

5. Находят скорректированное местоположение подвижного объекта , как точку пересечения окружности и прямой, проведенной через ее центр x0, y0, z0 и точку xp, yp, zp в соответствии с формулами:

где

6. Вычисляют погрешности инерциальной навигационной системы в определении координат по формулам:

Величины δxu, δyu, δzu, полученные в соответствии с п.6, являются сигналами коррекции для инерциальной навигационной системы.

Скорректированный вектор скорости подвижного объекта и погрешности инерциальной навигационной системы в определении вектора скорости находят следующим образом (см. фиг.2).

1. Определяют радиальные скорости от объекта до спутника путем вычитания из измеренных спутниковой навигационной системой псевдоскоростей , величину одинаковую для всех используемых спутников в течение периода работы системы.

2. Определяют координаты концов векторов xVi, yVi, zVi, радиальной скорости подвижного объекта относительно спутников по формулам:

где i - индекс используемого спутника (1 или 2), , , - проекции вектора скорости спутника из навигационного сообщения, - направляющие косинусы [Воднеев В.Т. Основные математические формулы. Справочник / В.Т.Воднеев, А.Ф.Наумович, Н.Ф.Наумович. - Минск: «Вышэйшая школа», 1995. - 379 с., на странице 24] вектора радиальной скорости; - составляющая измеряемой радиальной скорости, обусловленная движением спутника.

Измерения от спутников в качестве геометрического места точек конца скорректированного вектора скорости подвижного объекта дают прямую, лежащую на пересечении плоскостей, которым принадлежат точки хVi, yVi, zVi, и которые перпендикулярны прямым, соединяющим спутники и ПО.

3. Находят параметры уравнений плоскостей Pi: Aixpiур+Cizp+Qi=0, которым принадлежат точки xVi, yVi, zVi, и которые перпендикулярны прямым, соединяющим спутники и подвижный объект в соответствии с формулами:

Аi=li, Bi=mi,

Сi=ni;

4. Вычисляют параметры уравнений линии пересечения плоскостей P1 и Р2 по формулам:

xp=x0p+lp·s;

ур=y0р+mp·s;

zp=z0p+np·s;

lp=B1C2-B2C1; mp=C1A2-C2A1; np1B22B1;

,

где s - переменный параметр.

5. Находят координаты конца вектора скорости подвижного объекта, известной по измерениям инерциальной навигационной системы:

6. Находят координаты конца скорректированного вектора скорости:

xν=x0p+lр·s0;

yν=y+mp·s0;

zν=z0p+nр·s0,

где s0=(xV-x0v)lp+(yV-y0v)mp+(zV-z0v)np.

7. Координаты скорректированного вектора скорости находят по формулам:

8. Вычисляют погрешности инерциальной навигационной системы в определении скорости в соответствии с формулами:

Величины полученные в соответствии с п.8, являются сигналами коррекции для инерциальной навигационной системы.

Применение найденного решения в интегрированной навигационной системе обеспечивает возможность определения параметров навигации при использовании данных спутниковой навигационной системы, получающей информацию только от двух навигационных спутников, что снижает зависимость системы от состояния группировки навигационных спутников на момент использования подвижного объекта.

Проведенное математическое моделирование показало работоспособность предлагаемого метода.

Похожие патенты RU2329469C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИИ 2007
  • Богданов Максим Борисович
  • Савельев Валерий Викторович
  • Смирнов Владимир Александрович
  • Сухинин Борис Владимирович
  • Прохорцов Алексей Вячеславович
  • Чепурин Александр Александрович
RU2338160C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННО-ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ 2010
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Сдвижков Анатолий Иванович
  • Тменов Александр Владимирович
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2431803C1
СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2013
  • Бабуров Владимир Иванович
  • Гальперин Теодор Борисович
  • Иванцевич Наталья Вячеславовна
  • Саута Олег Иванович
  • Соколов Алексей Иванович
  • Юрченко Юрий Семенович
RU2536768C1
КОРРЕКТИРУЕМАЯ СИСТЕМА ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ 2006
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Резниченко Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Титлянов Владимир Александрович
  • Якушев Артем Анатольевич
RU2319930C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБЪЕКТА 2009
  • Богданов Максим Борисович
  • Савельев Валерий Викторович
  • Смирнов Владимир Александрович
  • Прохорцов Алексей Вячеславович
  • Чепурин Александр Александрович
RU2422844C2
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2014
  • Бабуров Владимир Иванович
  • Гальперин Теодор Борисович
  • Герчиков Альберт Грейнемович
  • Орлов Владимир Константинович
  • Саута Олег Иванович
  • Соколов Алексей Иванович
  • Юрченко Юрий Семёнович
RU2558699C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Фомичев Алексей Алексеевич
  • Колчев Андрей Борисович
  • Успенский Валерий Борисович
  • Брославец Юрий Юрьевич
  • Чистяков Геннадий Андреевич
  • Счастливец Кирилл Юрьевич
  • Китаев Сергей Михайлович
RU2277696C2
СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2015
  • Иванов Юрий Михайлович
  • Филимонов Анатолий Павлович
RU2595328C1
ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА С КОМБИНИРОВАННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ ДАННЫХ 2007
  • Фомичев Алексей Алексеевич
  • Колчев Андрей Борисович
  • Успенский Валерий Борисович
  • Брославец Юрий Юрьевич
  • Счастливец Кирилл Юрьевич
  • Ларионов Павел Валерьевич
  • Пугачев Роман Владимирович
  • Вахитов Тимур Назипович
  • Китаев Сергей Михайлович
RU2334199C1
СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ И САМОИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2009
  • Волжин Анатолий Сергеевич
RU2386108C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 329 469 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИИ

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при проектировании интегрированных навигационных систем, в особенности для объектов с малым временем эксплуатации. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата осуществляют сбор и обработку сигналов спутниковой и инерциальной навигационных систем. При этом комплексирование ошибок измерения проводят используя сигналы от двух навигационных спутников на основе вырабатываемых аппаратурой приемника спутниковой навигационной системы первичных радионавигационных параметров. Определяют скорректированные параметры навигации, а разницу между текущими параметрами навигации принимают за величины ошибок инерциальной навигационной системы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 329 469 C1

Способ определения параметров навигации, включающий получение информации о параметрах навигации от инерциальной и спутниковой навигационных систем, входящих в состав интегрированной системы навигации, последующую обработку информации, осуществляющую комплексирование сигналов спутниковой и инерциальной навигационных систем для того, чтобы получить значения скорректированных параметров навигации, и величин ошибок значений, вырабатываемых инерциальной навигационной системой, передачу величин этих ошибок в инерциальную навигационную систему для коррекции вырабатываемых ей в последующие моменты времени параметров навигации, отличающийся тем, что комплексирование проводят, используя информацию от двух навигационных спутников, на основе вырабатываемых аппаратурой приемника спутниковой навигационной системы первичных радионавигационных параметров, а именно псевдодальностей до этих навигационных спутников и псевдоскоростей подвижного объекта относительно этих навигационных спутников, используя значения которых, а также текущие показания инерциальной навигационной системы о параметрах навигации подвижного объекта, находят скорректированные параметры навигации, а разницу между текущими параметрами навигации, вырабатываемыми инерциальной навигационной системой и скорректированными значениями параметров навигации принимают за величины ошибок инерциальной навигационной системы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2329469C1

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Фомичев Алексей Алексеевич
  • Колчев Андрей Борисович
  • Успенский Валерий Борисович
  • Брославец Юрий Юрьевич
  • Чистяков Геннадий Андреевич
  • Счастливец Кирилл Юрьевич
  • Китаев Сергей Михайлович
RU2277696C2
Соловьев Ю.А
Системы спутниковой навигации
- М.: КТЦ-"Эко-Трендз", 2000, с.368
Захарин М.И
Кинематика инерциальных систем навигации / М.И.Захарин, Ф.Ш.Захарин
- М.: Машиностроение, 1968, с.236
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ 2000
  • Тарасов В.В.
  • Киселев В.М.
  • Селезнев С.Л.
  • Березянский В.П.
  • Дробышевский В.Г.
  • Позняков П.В.
  • Преображенский Л.А.
  • Панков О.Д.
  • Скороделов В.Д.
  • Янышев Ю.А.
  • Манучаров А.А.
RU2173835C1
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ 1997
  • Проскурин Г.Н.
  • Тарасов В.В.
  • Селезнев С.Л.
  • Березянский В.П.
  • Дробышевский В.Г.
  • Савельев А.Я.
  • Андрюнин В.Е.
  • Позняков П.В.
  • Преображенский Л.А.
  • Тарханов И.Б.
  • Манучаров А.А.
  • Янышев Ю.А.
RU2125238C1
Способ упрочняющей обработки деталей 1988
  • Тютюнов Виктор Дмитриевич
  • Лачинян Леонид Артемьевич
  • Сурков Анатолий Александрович
SU1595927A1
Федоров С.М., Михайлов О.И., Сухих Н.Н
Бортовые информационно-управляющие системы
- М.: Транспорт, 1994, с.125-126.

RU 2 329 469 C1

Авторы

Богданов Максим Борисович

Савельев Валерий Викторович

Смирнов Владимир Александрович

Сухинин Борис Владимирович

Прохорцов Алексей Вячеславович

Чепурин Александр Александрович

Даты

2008-07-20Публикация

2007-03-19Подача