ВЕРТОЛЕТ ВСК-3 "БЕРКУТ" Российский патент 2008 года по МПК B64C27/04 

Описание патента на изобретение RU2338664C2

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при создании новых конструкций вертолетов с одним несущим винтом.

Известно множество типов вертолетов различных конструкций как одновинтовых классических, например, авиаконструктора Миля, так и вертолетов с соосными несущими винтами, авиаконструктора Камова (см. стр.14-18, журнал "Вертолет" №3 (18), 2002 г., Казань).

В известных решениях элементы управления смонтированы как на внешней поверхности валов редуктора, на которых установлены несущие винты, так и внутри вала верхнего несущего винта. Причем обвязка валов редуктора элементами управления настолько плотная, что, как показывает практика, не позволяет разместить отдельные виды оборудования, например радиолокационную антенну над плоскостью вращения соосного несущего винта, в отличие от вертолета с одиночным несущим винтом, другим недостатком является большой вес вертолета и ограниченная возможность эксплуатации в различных природных условиях. Эти недостатки ограничивают летные характеристики вертолета.

Другим из известных технических решений (прототипом) является вертолет по патенту RU №2265554. Вертолет с соосными несущими винтами содержит фюзеляж, включающий кабину экипажа с органами управления, редуктор с двумя соосными валами противоположного вращения, автомат перекоса, шасси, хвостовую балку, на конце которой расположены стабилизатор, киль, руль поворота и руль высоты.

Недостатком данного вертолета также являются большой вес вертолета и ограничение возможности эксплуатации в различных природных условиях, что ограничивает летные характеристики вертолета.

Заявляемое техническое решение решает задачу уменьшения веса вертолета и возможность эксплуатации в различных природных условиях, что в свою очередь улучшает летные характеристики вертолета.

Сущность изобретения состоит в том, что вертолет содержит несущий и рулевой винт, фюзеляж, включающий кабину экипажа с органами управления, редуктор с двумя валами противоположного вращения, автомат перекоса, шасси, хвостовую балку, на конце которой расположены стабилизатор, киль, руль поворота и руль высоты, причем рулевой винт установлен под фюзеляжем в специально установленной обечайке, а под фюзеляжем установлена поплавковая система и водомет.

При осуществлении изобретения достигается технический результат: уменьшается вес вертолета, появляется возможность эксплуатации в различных природных условиях и, таким образом, улучшаются летные характеристики вертолета.

Сопоставительный анализ с аналогами и прототипом позволяет сделать вывод, что заявленное техническое решение отличается тем, что рулевой винт установлен под фюзеляжем в специально установленной обечайке, а под фюзеляжем установлена поплавковая система и водомет.

Таким образом, заявленное техническое решение соответствует критерию "новизна".

Прилагаемые чертежи поясняют сущность предлагаемого технического решения:

фиг.1 - эскиз общего вида с местными разрезами;

фиг.2 - вид сбоку в разрезе.

Вертолет содержит несущий 1 и рулевой винт 2, фюзеляж 3, включающий кабину экипажа 4 с органами управления, редуктор 5 с двумя валами противоположного вращения 6 и 7, автомат перекоса 8, шасси 9, хвостовую балку 10, на конце которой расположены стабилизатор 11, киль 2, руль поворота 13 и руль высоты 14, причем рулевой винт 2 расположен под фюзеляжем 3 в специально установленной обечайке 15, а под фюзеляжем 3 установлена поплавковая система 16 и водомет 17.

Устройство работает следующим образом.

Включается несущий винт 1 от двигателя через редуктор 5, одновременно через редуктор 5 включается и рулевой винт 2, причем вращается в противоположную сторону вращения несущего винта 1, что исключает возможность самовращения вертолета. Данная схема размещения винтов позволяет сделать выводы о том, что оба винта находятся в одинаковых условиях работы как при нормальной плотности воздуха, так и в условиях малой плотности воздуха. Кроме того, можно сделать вывод о том, что рулевой винт устраняет самовращение вертолета, он работает в тандеме с несущим винтом 1, т.е. работает в толкающем режиме.

Вращение несущего 1 и рулевого 2 винтов проводится по единой схеме двигатель-редуктор-винт несущий-винт рулевой. Рулевой винт 2 защищен снизу специальной обечайкой 15, которая, благодаря своей конструкции, защищает рулевой винт 2 от попадания на него посторонних частиц, предметов. Так как рулевой винт 2 является толкающим, то создается эффект воздушной подушки, которая позволяет взлететь вертолету практически с любой местности. Поплавковая система 16 конструктивно вынесена за фюзеляж, это сделано для того, чтобы вертолет находился на плаву при выключенных винтах, сохраняя устойчивость, даже при посадке на воду и остановке несущего и рулевого винтов. При посадке вертолета на воду и отключении винтов включается водомет 17 и вертолет может маневрировать на поверхности воды. При посадке на твердый грунт вертолет использует имеющиеся шасси 9, два передних колеса из них поворотные, два задних колеса - тормозные, что позволяет производить руление вертолета по твердому грунту, а также производить взлет и посадку по самолетному с бетонированной взлетной полосы. Двигатель вертолета расположен таким образом, что поток воздуха, отбираемый и отбрасываемый рулевым винтом, вначале проходит через двигатель, тем самым охлаждая его. Ведь на известных вертолетах с двигателями воздушного охлаждения установлены вентиляторы для охлаждения двигателя, а это дополнительный вес конструкции.

Таким образом, данная конструкция вертолета уменьшает его вес, тем самым улучшая его летные характеристики.

Заявителем изготовлен эскизный проект и изготовлена модель вертолета 1:10, которая наглядно позволяет убедиться в реальности проекта и ее промышленной применимости.

Похожие патенты RU2338664C2

название год авторы номер документа
ВЕРТОЛЕТ 2010
  • Коновалов Виктор Васильевич
  • Коновалов Сергей Викторович
  • Скоморохов Юрий Васильевич
  • Медюха Евгений Владимирович
RU2452659C1
ПОЖАРНЫЙ ГИДРОВЕРТОЛЕТ-КРАН 2022
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2797539C1
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, ДЕСАНТИРУЕМЫЙ С САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2627975C2
СКОРОСТНОЙ СВЕРХМАНЕВРЕННЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2480379C1
Одновинтовой скоростной вертолёт 2022
  • Марюшин Анатолий Викторович
  • Шведова Светлана Юрьевна
RU2770945C1
ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2016
  • Юриков Евгений Петрович
  • Андреев Владимир Иванович
RU2662339C2
КОНВЕРТОПЛАН С РЕАКТИВНЫМ ПРИВОДОМ РОТОРОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОТОРАМИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОМАТОВ ПЕРЕКОСА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Бормотов Андрей Геннадьевич
  • Ошкуков Иван Александрович
RU2570241C2
Гидросамолет вертикального взлета и посадки с несущим винтом со сворачивающимися убираемыми лопастями 2021
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2781817C1
СКОРОСТНОЙ ТУРБОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕРТОЛЕТ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2521090C1
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Шуликов Константин Владимирович
RU2483981C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 338 664 C2

Реферат патента 2008 года ВЕРТОЛЕТ ВСК-3 "БЕРКУТ"

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при создании новых конструкций вертолетов с одним несущим винтом. Вертолет содержит несущий и рулевой винт, фюзеляж, включающий кабину экипажа с органами управления, редуктор с двумя валами противоположного вращения, автомат перекоса, шасси, хвостовую балку, на конце которой расположены стабилизатор, киль, руль поворота и руль высоты. Рулевой винт расположен под фюзеляжем в специально установленной обечайке. Под фюзеляжем установлены поплавковая система и водомет. Техническим результатом является уменьшение веса вертолета и возможность эксплуатации в различных природных условиях, что, в свою очередь, улучшает летные характеристики вертолета. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 338 664 C2

Вертолет, содержащий несущий и рулевой винт, фюзеляж, включающий кабину экипажа с органами управления, редуктор с двумя валами противоположного вращения, автомат перекоса, шасси, хвостовую балку, на конце которой расположены стабилизатор, киль, руль поворота и руль высоты, отличающийся тем, что рулевой винт установлен под фюзеляжем в специально установленной обечайке, а на дне фюзеляжа установлены поплавковая система и водомет.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2338664C2

ВЕРТОЛЕТ С СООСНЫМИ НЕСУЩИМИ ВИНТАМИ 2004
  • Михеев С.В.
  • Губарев Б.А.
  • Вагис В.П.
RU2265554C1
САМОЛЕТ ПАВЛОВЫХ 2000
  • Павлов В.А.
  • Павлов В.В.
RU2192986C2
ЛОПАСТНОЙ ПОДУЗЕЛ НЕСУЩЕГО ВИНТА БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Джеймс П.Сайкон
  • Дэвид Х.Хантер
  • Фред В.Кольхепп
  • Тимоти А.Краусс
  • Вуинсент Ф.Миллеа
  • Кеннет М.Фернесс
  • Марвин Д.Фаррелл
  • Дэвид Ф.Санди
  • Роберт Д.Битти
  • Брюс Д.Хансен
RU2125952C1
Прибор для испытания кож на изнашиваемости 1928
  • Чернухин С.П.
SU13364A1
МАСКА ДЛЯ БЛИЖНЕПОЛЬНОЙ ЛИТОГРАФИИ И ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ 2011
  • Кобрин Борис
RU2544280C2
US 4165059 А, 21.08.1979
Гидрометрическая вертушка 1979
  • Зайцев Николай Иванович
  • Клавен Альберт Борисович
SU808938A1

RU 2 338 664 C2

Авторы

Коновалов Виктор Васильевич

Коновалов Сергей Викторович

Даты

2008-11-20Публикация

2006-10-02Подача