Изобретение относится к области испытаний на трение и износ, в частности к способам определения коэффициента трения между прокатываемой заготовкой и валками прокатного стана, и может быть использовано в лабораторных и производственных условиях при установлении технологических параметров прокатки на обжимных и толстолистовых станах.
Известно использование метода торможения полосы в валках для определения коэффициента трения при прокатке (1, с.23). Метод базируется на экспериментальном определении горизонтальной силы T1, с которой полоса втягивается в очаг деформации, и силы нормального давления P металла на валки в процессе торможения полосы при помощи специального клещевого устройства. Принимая условие равномерного распределения давления металла на валки по дуге контакта, а это равносильно тому, что точка приложения силы P делит дугу контакта и угол захвата α пополам, коэффициент трения определяют по формуле
.
Угол α рассчитывают по величине обжатия полосы Δh, которую определяют путем измерений зоны деформации полосы
,
где R - радиус валков.
Недостатками метода являются:
- сложность экспериментальной установки, связанная с использованием специального клещевого устройства и устройств (месдоз) для экспериментального определения сил T1 и P;
- низкая достоверность вследствие того, что не учитывается неравномерность распределения элементарных давлений по дуге контакта.
Наиболее близким к предлагаемому способу определения коэффициента трения при прокатке является метод предельного обжатия, достигаемого путем прокатки клинового образца при постоянном растворе валков [1, с.31]. Метод основывается на том, что по мере продвижения клиновидной заготовки угол контакта заготовки с валком увеличивается, достигая предельного значения, что вызывает буксование валков по заготовке. Последующими измерениями определяют достигнутую максимальную величину обжатия Δhy, с учетом которой вычисляют угол контакта αу валка с заготовкой
,
где R - радиус валка. Далее, принимая условие равномерного распределения элементарных давлений металла на валки по дуге контакта, а это соответствует тому, что точка приложения равнодействующей этих давлений (усилие прокатки Р) делит дугу контакта пополам, коэффициент трения f определяют как f=αу/2.
Недостаток данного метода заключается в его низкой достоверности, вследствие того что в расчетах не учитывается зависящая от угла клиновидности образца неравномерность распределения давлений по дуге контакта и смещение с учетом этого точки приложения равнодействующей давлений металла на валки от середины дуги контакта валка с заготовкой.
Задачей изобретения является повышение достоверности определения коэффициента трения при прокатке с использованием метода предельного обжатия (прокатка клиновых образцов) за счет учета зависимости величины предельного обжатия от угла клиновидности образцов.
Поставленная задача достигается тем, что при использовании способа определения коэффициента трения, заключающемся в прокатке одного клинового образца до буксования, и измерении толщин h0 и h1 с последующим вычислением коэффициента трения, согласно изобретению, прокатывают до буксования два клиновых образца с различной клиновидностью φ1 и φ2, измерениями устанавливают максимальные достигнутые обжатия Δh1 и Δh2 коэффициент трения вычисляют по формуле
При этом углы клиновидности выбирают из условия [α3]>φ1>φ2, где [α3] - справочное значение угла контакта в момент естественного захвата переднего конца клиновой заготовки для исследуемых условий прокатки. [1, с.32].
В результате проведенных экспериментальных исследований [2] авторами установлено, что угол клиновидности образца при прочих равных условиях влияет на величину предельного обжатия Δh. Причем с увеличением угла клиновидности величина Δh линейно уменьшается. На фиг.1 представлена зависимость, полученная при прокатке свинцовых клиновидных образцов на лабораторном стане «дуо-120» при шероховатости валков примерно Rz 40. Полученная зависимость Δh=f(φ) показывает, что с увеличением угла клиновидности φ (на фиг.1, φ - угол между плоскостью симметрии и наклонной плоскостью образца) точка приложения равнодействующей смещается по дуге контакта в сторону входа полосы в валки. С другой стороны, это позволяет сделать вывод, что точка пересечения графика Δh=f(φ) с осью φ(Δh=0) соответствует значению предельного естественного угла захвата α3.
Таким образом, для построения графика Δh=f(φ) производится прокатка двух клиновых образцов до буксования с различными углами клиновидности φ1 и φ2. Затем измеряют толщину недоката (h0) в точках, показанных на фиг.2, и толщину прокатанного участка (h1), определяют максимально достигнутые обжатия Δh=h0-h1 и по двум точкам, полученным при пересечении отложенных на оси Y обжатий Δh1 и Δh2, а на оси X углов φ1 и φ2, строится линейная зависимость Δh=f(φ) (фиг.1). Из подобия треугольников AВС и ADE рассчитывается предельный угол захвата α3
;
откуда и тогда коэффициент
трения f=tg(α3)≈α3
Способ осуществляется следующим образом: берут два клиновых образца с известной клиновидностью φ1 и φ2, где φ1 и φ2 - углы между плоскостью симметрии и наклонной гранью образцов. Углы клиновидности образцов выбирают из условия [αз]>φ2>φ1, где [αз] - справочное значение угла контакта в момент естественного захвата переднего конца заготовки. Для исследуемых условий α3=15-34 градуса [1, с.32]. Для обеспечения надежного захвата образца валками начальное обжатие Δhз должно отвечать условию Δhз≤[αз]2·R, где R - радиус валков. Можно принимать Δhз=0,8[αз]2·R. Значительное уменьшение начального обжатия может приводить к полной прокатке образца. Для большей точности расчетов разность φ2-φ1 должна быть максимально возможной. Учитывая, что с уменьшением φ длина образцов будет увеличиваться, можно принимать φ1=(0,3…0,4)[αз]. Тогда φ2=(0,8…0,9)[αз]. Образцы прокатывают до буксования валков. Последующими измерениями зоны деформации образцов определяют достигнутые предельные обжатия Δh1 и Δh2 и коэффициент трения f рассчитывают по формуле
.
Для примера проанализируем результаты прокатки двух образцов в соответствии с экспериментальной зависимостью Δh=f(φ) (фиг.1), полученной при прокатке свинцовых образцов на стане «дуо 120» (R=60 мм - радиус валков α3=15 град.)
Δh1=9,5 мм; Δh2=3,7 мм; φ1=4,6°; φ2=11,5°.
По способу, принятому за прототип, получаем два разных значения коэффициента трения f
По предлагаемому способу
Использование предлагаемого способа позволит существенно повысить достоверность определения коэффициента трения при прокатке, поскольку при этом способе учитывается зависимость предельной величины обжатия от угла клиновидности образцов, а значит и неравномерность распределения давлений по дуге контакта полосы и валка. Использование достоверных значений коэффициента трения позволит, в свою очередь, оптимизировать соответствующие режимы прокатки в направлении обеспечения устойчивости процессов при максимальной производительности.
Источники информации
1. Николаев В.А. Теория процессов прокатки. Учебное пособие для студентов ЗГИА / Запорожье: изд-во ЗГИА, 2004. - 184 с.
2. Разработка и исследование гидромеханических установочных устройств валков для «беззахватной прокатки»: отчет о НИР (заключит.) / НИИ; рук. Потапенков А.П.; исп. Чернобай В.М. - Норильск, 1998. - 51 с. - № Г.Р. 01990007716. - Инв. №02990004894.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОКАТКИ МЕТАЛЛОВ | 2008 |
|
RU2366522C1 |
ПРОФИЛЕГИБОЧНЫЙ СТАН | 2009 |
|
RU2391171C1 |
Способ прокатки полос | 1989 |
|
SU1688953A1 |
СПОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ЗАДАННОЙ КРИВИЗНЫ | 1992 |
|
RU2006297C1 |
СПОСОБ РЕВЕРСИВНОЙ ПРОКАТКИ ТОЛСТЫХ ЛИСТОВ ИЗ СЛЯБОВ | 1992 |
|
RU2068308C1 |
Способ прокатки спиралей шнеков | 1981 |
|
SU996014A1 |
СПОСОБ ПРОКАТКИ ШВЕЛЛЕРОВ | 2007 |
|
RU2356656C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОЛОС НА СТАНАХ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ | 2005 |
|
RU2311238C2 |
СПОСОБ ВИНТОВОЙ ПРОШИВКИ | 2021 |
|
RU2773967C1 |
ВАЛОК ДЛЯ ШАГОВОЙ ПРОКАТКИ | 2004 |
|
RU2266167C1 |
Изобретение предназначено для повышения достоверности определения коэффициента трения при прокатке с использованием метода предельного обжатия. Коэффициент трения между прокатываемым металлом и валками прокатного стана определяют прокаткой клиновых образцов в лабораторных и производственных условиях при установлении технологических параметров горячей прокатки для обжимных и толстолистовых станов. Увеличение точности определения обеспечивается за счет того, что прокатывают до буксования два клиновых образца с различной клиновидностью φ1 и φ2 (φ - угол между плоскостью симметрии и наклонной гранью образца), измерениями устанавливают максимально достигнутые обжатия Δh1 и Δh2 и, используя эти параметры, вычисляют коэффициент трения. Угол клиновидности образцов выбирают из условия [α3]>φ1>φ2, где [α3] - справочное значение угла контакта в момент захвата переднего конца заготовки для исследуемых условий прокатки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ определения коэффициента трения при прокатке, включающий прокатку клиновых образцов заготовки до буксования валков, измерение параметров зоны деформации образцов и последующее вычисление коэффициента трения с использованием этих параметров, отличающийся тем, что прокатывают два клиновых образца с различными углами клиновидности, измерениями устанавливают максимально достигнутые обжатия и вычисляют коэффициент трения по формуле:
,
где Δh1 - максимальное обжатие первого клинового образца, мм;
φ1 - угол клиновидности первого образца, град;
Δh2 - максимальное обжатие второго клинового образца, мм;
φ2 - угол клиновидности второго образца, град;
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что углы клиновидности выбирают из условия [α3]>φ2>φ1,
где [α3] - справочное значение предельного естественного угла захвата переднего конца клиновой заготовки для условий прокатки, град.
НИКОЛАЕВ В.А | |||
Теория процессов прокатки | |||
Учебное пособие для студентов ЗГИА | |||
- Запорожье: ЗГИА, 2004, с.31 | |||
Способ определения коэффициента трения при горячей и холодной прокатке | 1991 |
|
SU1810137A1 |
Способ определения силы и коэффициента трения в очаге деформации при прокатке | 1989 |
|
SU1653881A1 |
DE 10249923 A1, 13.05.2004. |
Авторы
Даты
2009-09-10—Публикация
2008-01-21—Подача