Тренажер для согласования движений рук с речью поможет добиться выработки плавных безотрывных движений указательных пальцев двух рук по горизонтальной поверхности, что будет эффективным способом работы на тачпаде компьютера, а также поможет выработке плавности речи при заикании.
Тренажер расположен на горизонтальной прямоугольной поверхности формата А4 для повседневного использования и неосложненного перемещения в пространстве в зависимости от места нахождения занимающегося. Проводят синхронизацию плавной речи посредством одновременного замедленного движения указательных пальцев с внешним синхронизатором (тренажером).
Краткое описание чертежа. Чертеж тренажера представляет собой рисунок на листе альбомного формата, на котором изображены по 2 симметричных одинаковых круга большего и меньшего размера справа и слева. Ближе к центру чертежа на кругах расположены прямоугольники с надписями СТАРТ и СТОП, в центрах кругов - надписи ПРАВАЯ РУКА и ЛЕВАЯ РУКА. Вверху чертежа посередине находится надпись СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ, ниже надписи СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ-ТРЕНАЖЕР.
Во время работы с тренажером формируются согласованные одновременные движения указательных пальцев двух рук по направлениям на тренажере, представляющим собой два симметрично расположенных круга (большой и малый) с углублениями для тактильных раздражений подушечек указательных пальцев. Форма круга передает эффект плавности, а места СТАРТ/СТОП в каждом из двух кругов, разных по размерам, символизируют начало движения (действия) и его окончание.
Известен терапевтический метод лечения заикания, описанный в патенте на изобретение CN 101164509 (A), A61F 5/58, опубликованном 23.04.2008. Данный метод характеризуется тем, что в нем используются функциональные упражнения коррекции произношения. К недостаткам данного метода можно отнести то, что он не является достаточно эффективным, т.к. в нем не используются упражнения на тренажере для согласования речи с движениями рук, то есть при работе с внешним синхронизатором, которым является тренажер по согласованию движений рук.
Известен способ освобождения от заикания, описанный в патенте на изобретение RU 2199352 C1, А61М 21/00, А61Н 1/00, А61Н 7/00, опубликованном 27.02.2003. К недостаткам данного способа также можно отнести то, что он не является достаточно эффективным, т.к. в нем не используются упражнения на тренажере для согласования речи с движениями рук, то есть при работе с внешним синхронизатором, которым является тренажер по согласованию движений рук.
В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран способ лечения заикания, описанный в патенте на изобретение RU 2210395 С2, А61М 21/00, опубликованном 20.08.2003. В данном способе обучают пациента непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки. Вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают. При этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия, далее связывают это состояние с идеомоторным актом, сознательно вызванным путем представления реального движения. Затем тактильные раздражения заменяют раздражениями от идеомоторного акта. В последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях. Однако в данном способе пациента обучают непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев лишь одной руки (ведущей), что снижает эффективность привязки речи к внешнему синхронизатору.
Нами предложен способ формирования согласованных движений рук с речью, основанный на движениях указательных пальцев двух рук, учитывая принцип двуполушарности. Этот способ позволяет решить такие важные задачи, как: устранение логофобии, развитие тонких движений пальцев рук, формирование координированных, согласованных по времени и скорости движений рук, что помогает скорректировать плавность речи, повышая мотивационную составляющую при формировании личности обучающегося за счет попадания обучающегося в «ситуацию успеха» при использовании тренажера (причина - простота использования). Формирование навыка согласованных движений указательных пальцев рук во время работы с тренажером имеют психологическую опору в виде наглядного и тактильного синхронизатора в виде тренажера. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного тренажера по согласованию движений рук с речью, является приобретение навыка согласованию движений рук с речью за более короткий срок за счет того, что обучающийся учится постоянной саморегуляции речи посредством ее связи с движениями обеих рук.
Оригинальность нашего тренажера состоит в том, что мы используем не одну «ведущую руку», а указательные пальцы двух рук в свете теории двуполушарности (Т.Г. Визель, А.Н. Семенович, Ж.М. Глозман и др.), выполняя при этом роль связующих «буксиров» между речью и деятельностью-движениями пальцев рук. Тренажер был успешно применен на более чем 30 пациентах в возрасте от 6 до 45 лет в Речевом центре «Логопед плюс» г. Москва. Мы работали с обучающимися с ОВЗ, в том числе с заиканием.
Варианты усложнения заданий:
1. Произнесите звук (звуки) с разной интонацией:
A) Повествовательно - соответствует точке в конце предложения;
Б) Вопросительно - соответствует вопросительному знаку в конце предложения;
B) Восклицательно - соответствует восклицательному знаку в конце предложения.
2. Произнесите звук (звуки) с разной эмоцией: радости, испуга, огорчения и т.д.
3. Используйте эффект внешнего раздражителя, когда Вам понарошку мешают действовать в соответствии с инструкцией. Таким образом, можно смоделировать реальную жизненную ситуацию.
Использование тренажера в работе по преодолению заикания возможно в сочетании с авторским учебно-методическим пособием «Солнечный круг. Говорю, чтобы меня увидели. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ» (Издательство Творческий Центр «Сфера», 2024), в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ (в том числе с заиканием) для коррекции нарушения коммуникации и для адаптации детей с ОВЗ к образовательной среде.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2011 |
|
RU2450835C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2210395C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ | 1993 |
|
RU2092150C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760197C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2016 |
|
RU2616993C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для формирования согласованных движений рук с речью. Занятие начинают и заканчивают с массажа подушечек пальцев, упражнений на кистевой праксис. Проводят занятия с заявленным тренажером в семь этапов. Произносят звук, слово, словосочетание или предложение с одновременным движением одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера. Способ обеспечивает формирование согласованных движений рук с речью, в том числе при заикании, позволяет улучшить координацию движений рук, плавность речи. 1 ил., 1 табл.
Способ формирования согласованных движений рук с речью, включающий выполнение упражнений с использованием тренажера, представленного на чертеже, причем работу с тренажером начинают и заканчивают с массажа подушечек пальцев, упражнений на кистевой праксис: сжимание, разжимание и потряхивания кистей рук, упражнения выполняют в положении сидя, с увеличивающейся эмоциональной нагрузкой,
первый этап проводят путем одновременного произнесения гласного звука и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному гласному звуку соответствует один оборот круга,
второй этап проводят путем одновременного произнесения слога и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному слогу соответствует один оборот круга,
третий этап проводят путем одновременного произнесения слова и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному слову соответствует один оборот круга,
четвертый этап проводят путем одновременного произнесения словосочетания и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному словосочетанию соответствует один оборот круга,
пятый этап проводят путем одновременного произнесения простого предложения и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному простому предложению соответствует один оборот круга,
шестой этап проводят путем одновременного произнесения стихотворения и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одной строфе стихотворения соответствует один оборот круга,
седьмой этап проводят путем одновременного произнесения сложного предложения и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одной синтагме предложения соответствует один оборот круга.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2210395C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ | 1993 |
|
RU2092150C1 |
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений | 2022 |
|
RU2804190C1 |
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей | 2022 |
|
RU2808348C1 |
EA 200400555 A1 24.02.2005 | |||
CN 0101164509 A 23.04.2008. |
Авторы
Даты
2025-01-09—Публикация
2024-03-25—Подача