СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК С РЕЧЬЮ Российский патент 2025 года по МПК A61H1/00 A61M21/00 A61F5/58 

Описание патента на изобретение RU2832808C1

Тренажер для согласования движений рук с речью поможет добиться выработки плавных безотрывных движений указательных пальцев двух рук по горизонтальной поверхности, что будет эффективным способом работы на тачпаде компьютера, а также поможет выработке плавности речи при заикании.

Тренажер расположен на горизонтальной прямоугольной поверхности формата А4 для повседневного использования и неосложненного перемещения в пространстве в зависимости от места нахождения занимающегося. Проводят синхронизацию плавной речи посредством одновременного замедленного движения указательных пальцев с внешним синхронизатором (тренажером).

Краткое описание чертежа. Чертеж тренажера представляет собой рисунок на листе альбомного формата, на котором изображены по 2 симметричных одинаковых круга большего и меньшего размера справа и слева. Ближе к центру чертежа на кругах расположены прямоугольники с надписями СТАРТ и СТОП, в центрах кругов - надписи ПРАВАЯ РУКА и ЛЕВАЯ РУКА. Вверху чертежа посередине находится надпись СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ, ниже надписи СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ-ТРЕНАЖЕР.

Во время работы с тренажером формируются согласованные одновременные движения указательных пальцев двух рук по направлениям на тренажере, представляющим собой два симметрично расположенных круга (большой и малый) с углублениями для тактильных раздражений подушечек указательных пальцев. Форма круга передает эффект плавности, а места СТАРТ/СТОП в каждом из двух кругов, разных по размерам, символизируют начало движения (действия) и его окончание.

Известен терапевтический метод лечения заикания, описанный в патенте на изобретение CN 101164509 (A), A61F 5/58, опубликованном 23.04.2008. Данный метод характеризуется тем, что в нем используются функциональные упражнения коррекции произношения. К недостаткам данного метода можно отнести то, что он не является достаточно эффективным, т.к. в нем не используются упражнения на тренажере для согласования речи с движениями рук, то есть при работе с внешним синхронизатором, которым является тренажер по согласованию движений рук.

Известен способ освобождения от заикания, описанный в патенте на изобретение RU 2199352 C1, А61М 21/00, А61Н 1/00, А61Н 7/00, опубликованном 27.02.2003. К недостаткам данного способа также можно отнести то, что он не является достаточно эффективным, т.к. в нем не используются упражнения на тренажере для согласования речи с движениями рук, то есть при работе с внешним синхронизатором, которым является тренажер по согласованию движений рук.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран способ лечения заикания, описанный в патенте на изобретение RU 2210395 С2, А61М 21/00, опубликованном 20.08.2003. В данном способе обучают пациента непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки. Вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают. При этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия, далее связывают это состояние с идеомоторным актом, сознательно вызванным путем представления реального движения. Затем тактильные раздражения заменяют раздражениями от идеомоторного акта. В последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях. Однако в данном способе пациента обучают непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев лишь одной руки (ведущей), что снижает эффективность привязки речи к внешнему синхронизатору.

Нами предложен способ формирования согласованных движений рук с речью, основанный на движениях указательных пальцев двух рук, учитывая принцип двуполушарности. Этот способ позволяет решить такие важные задачи, как: устранение логофобии, развитие тонких движений пальцев рук, формирование координированных, согласованных по времени и скорости движений рук, что помогает скорректировать плавность речи, повышая мотивационную составляющую при формировании личности обучающегося за счет попадания обучающегося в «ситуацию успеха» при использовании тренажера (причина - простота использования). Формирование навыка согласованных движений указательных пальцев рук во время работы с тренажером имеют психологическую опору в виде наглядного и тактильного синхронизатора в виде тренажера. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного тренажера по согласованию движений рук с речью, является приобретение навыка согласованию движений рук с речью за более короткий срок за счет того, что обучающийся учится постоянной саморегуляции речи посредством ее связи с движениями обеих рук.

Оригинальность нашего тренажера состоит в том, что мы используем не одну «ведущую руку», а указательные пальцы двух рук в свете теории двуполушарности (Т.Г. Визель, А.Н. Семенович, Ж.М. Глозман и др.), выполняя при этом роль связующих «буксиров» между речью и деятельностью-движениями пальцев рук. Тренажер был успешно применен на более чем 30 пациентах в возрасте от 6 до 45 лет в Речевом центре «Логопед плюс» г. Москва. Мы работали с обучающимися с ОВЗ, в том числе с заиканием.

Варианты усложнения заданий:

1. Произнесите звук (звуки) с разной интонацией:

A) Повествовательно - соответствует точке в конце предложения;

Б) Вопросительно - соответствует вопросительному знаку в конце предложения;

B) Восклицательно - соответствует восклицательному знаку в конце предложения.

2. Произнесите звук (звуки) с разной эмоцией: радости, испуга, огорчения и т.д.

3. Используйте эффект внешнего раздражителя, когда Вам понарошку мешают действовать в соответствии с инструкцией. Таким образом, можно смоделировать реальную жизненную ситуацию.

Использование тренажера в работе по преодолению заикания возможно в сочетании с авторским учебно-методическим пособием «Солнечный круг. Говорю, чтобы меня увидели. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ» (Издательство Творческий Центр «Сфера», 2024), в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ (в том числе с заиканием) для коррекции нарушения коммуникации и для адаптации детей с ОВЗ к образовательной среде.

Похожие патенты RU2832808C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2011
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2450835C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2001
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
RU2210395C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760196C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 1993
  • Сорочинская Татьяна Владимировна
RU2092150C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ 2023
  • Батарчук Дмитрий Сергеевич
RU2822549C1
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики 2018
  • Шутова Наталья Геннадьевна
RU2721301C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760197C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2016
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
  • Арутюнян Мигран Арутюнович
RU2616993C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2013
  • Мушкатина Валентина Николаевна
RU2556559C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2016
  • Галашева Лялия Сабировна
RU2640392C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 832 808 C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК С РЕЧЬЮ

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для формирования согласованных движений рук с речью. Занятие начинают и заканчивают с массажа подушечек пальцев, упражнений на кистевой праксис. Проводят занятия с заявленным тренажером в семь этапов. Произносят звук, слово, словосочетание или предложение с одновременным движением одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера. Способ обеспечивает формирование согласованных движений рук с речью, в том числе при заикании, позволяет улучшить координацию движений рук, плавность речи. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 832 808 C1

Способ формирования согласованных движений рук с речью, включающий выполнение упражнений с использованием тренажера, представленного на чертеже, причем работу с тренажером начинают и заканчивают с массажа подушечек пальцев, упражнений на кистевой праксис: сжимание, разжимание и потряхивания кистей рук, упражнения выполняют в положении сидя, с увеличивающейся эмоциональной нагрузкой,

первый этап проводят путем одновременного произнесения гласного звука и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному гласному звуку соответствует один оборот круга,

второй этап проводят путем одновременного произнесения слога и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному слогу соответствует один оборот круга,

третий этап проводят путем одновременного произнесения слова и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному слову соответствует один оборот круга,

четвертый этап проводят путем одновременного произнесения словосочетания и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному словосочетанию соответствует один оборот круга,

пятый этап проводят путем одновременного произнесения простого предложения и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одному простому предложению соответствует один оборот круга,

шестой этап проводят путем одновременного произнесения стихотворения и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одной строфе стихотворения соответствует один оборот круга,

седьмой этап проводят путем одновременного произнесения сложного предложения и движения одного или двух указательных пальцев по кругу тренажера, при этом одной синтагме предложения соответствует один оборот круга.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2832808C1

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2001
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
RU2210395C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 1993
  • Сорочинская Татьяна Владимировна
RU2092150C1
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений 2022
  • Бергман Мария Анатольевна
RU2804190C1
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей 2022
  • Сорокина Наталья Анатольевна
RU2808348C1
EA 200400555 A1 24.02.2005
CN 0101164509 A 23.04.2008.

RU 2 832 808 C1

Авторы

Коломийцева Ольга Владимировна

Даты

2025-01-09Публикация

2024-03-25Подача