СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Российский патент 2017 года по МПК A61M21/00 A61B5/08 

Описание патента на изобретение RU2616993C1

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Способ лечения заикания относится к области медицины, педагогики и используется в терапии заикания.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Заикание считается трудно излечимым, постоянно рецидивирующим заболеванием. Заикание не является обычной речевой патологией. Спазматические задержки, которые квалифицируются как речевые судороги, представляют собой лишь визуальное проявление данного заболевания. Огромную роль играют нарушения личностного характера. Заикание охватывает практически все области жизнедеятельности заикающегося человека, а личностные и речевые нарушения настолько переплетены друг с другом, что исходя из концепции Н.П. Бехтеревой (Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л.: Наука, 1988), заикание можно считать устойчивым патологическим состоянием (УПС) организма, которое способно к самоподдержанию и самовосстановлению. Согласно этой концепции для преодоления УПС необходимо дестабилизировать его, восполнить физиологический дефицит, являющийся причиной формирования этого патологического состояния, и формировать новое нормальное устойчивое состояние, так же способное к самовосстановлению и самоподдержанию, как и прежнее патологическое.

Существует ряд способов лечения заикания, позволяющих исключить спазматические задержки. Например, с этой целью используют метроном (RU 2556559 С1, А61В 0005/16, 10.07.2015).

Недостаток указанного способа заключается в том, что в этом случае формируется равнометричная искусственная речь, мало пригодная для общения. Кроме того, после отказа от использования метронома, заикание, как правило, возвращается.

Существует ряд других способов лечения заикания, позволяющих устранять речевые судороги, например послоговая, равнометричная речь (RU 2449815, А61М 21/00, 27.06.2011). Послоговая речь абсолютно защищена от речевых судорог. Она позволяет достаточно эффективно бороться с логофобией.

Недостаток данного способа заключается в том, что при переходе от медленной равнометричной речи к обычной разнометричной трудно удержать полученный результат.

Известен способ лечения заикания, включающий обучение пациента непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки, т.е. синхронизацией речи с движениями пальцев. Вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают. При этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия. Далее связывают это состояние с идеомоторным движением пальцев. В последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях (RU 2210395, кл. А61М 21/00, опубл. 20.08.2003).

Указанный способ, являющийся ближайшим к предлагаемому способу лечения, позволяет исключить спазматические задержки, сохраняя ритмико-интонационную окраску речи. Постепенный переход от видимых движений пальцев к их идеомоторным движениям позволяет безболезненно преодолеть страх речи, связанный с уходом от видимых движений пальцев рук. При этом способ помогает скорректировать некоторые характерные для заикания особенности поведения. Однако, несмотря на высокую степень (не менее 50%) эффективности этого способа лечения заикания, при его использовании не редко встречаются рецидивы.

Недостаток этого способа заключается в том, что он позволяет формировать речь, подобную обычной речи не заикающихся людей. Однако обычная речь во время стресса может проявлять некоторые признаки заикания, например суетливость, дискомфорт, звуки и слова паразиты, и даже повторы слогов по типу заикания. Эти безобидные для не заикающегося человека сбои плавности речи могут сразу «разбудить» у заикающегося человека память о заикании и привести к его рецидиву.

Таким образом, все описанные выше способы не могут должным образом и в полной мере гарантировать устойчивость результата.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Задача изобретения заключается в обучении пациента такой речи, в которой отсутствуют памятные знаки заикания даже в состоянии стресса, что обеспечивает устойчивую нормализацию речи заикающихся людей вне зависимости от тяжести и формы заикания как невротической, так и неврозоподобной природы.

Технический результат от использования изобретения заключается в полном устранении спазматических задержек, имеющих место при заикании, при полном сохранении интонационной окраски фразы, что достигается за счет обучения специалистом речи с «нулевым заиканием», т.е. речи, при которой вместо плавного удлиненного речевого выдоха формируется новый выдох, названный «выдохом облегчения» с колебательным движением диафрагмы, при сохранении мышечной релаксации всего тела.

Указанный технический результат достигается способом, в основе которого лежит принцип звучания междометия, связанного с ощущением облегчения. Можно представить, что человек несет тяжелый чемодан и, наконец, ставит его с облегчением, произнося междометие «ОХ». Такое же звучание, связанное с облегчением, возникает и после получения долгожданной весточки, после сдачи важного экзамена и т.д. Указанные звуки являются действительно уникальными, поскольку на этих звуках никто не заикается, несмотря на большое волнение или сильное мышечное напряжение.

Главной характерной особенностью междометия облегчения является то, что оно возникает при резком «сбрасывании» физического или эмоционального напряжения.

В указанном способе характерная особенность междометия используется следующим образом: известно, что при диафрагмальном дыхании, во время мышечной релаксации всего тела, диафрагма периодически плавно напрягается при вдохе и также плавно расслабляется при выдохе. Если плавное расслабление диафрагмы заменить на кратковременное, глубокое расслабление, то по аналогии с междометием возникает звучание «ОХ», на котором невозможно заикание.

Указанный способ терапии заикания состоит из следующих этапов:

- подготовительного этапа, предназначенного для восстановления естественного диафрагмального дыхания и обучения новому речевому выдоху с колебательным движением диафрагмы;

- обучения речи с нулевым заиканием, что позволяет заикающемуся человеку спокойно озвучивать любые фразы;

- якорения колебательного движения диафрагмы во время речевого выдоха с помощью его синхронизации с движениями пальцев рук.

В предлагаемом способе лечения заикания специалист использует датчик дыхания (ДД) для визуализации движения диафрагмы, принцип работы которого основан на том факте, что при диафрагмальном дыхании в состоянии спокойствия передняя брюшная стенка (ПБС) практически копирует поведение диафрагмы, т.е. при напряжении диафрагмы, т.е. при вдохе ПБС, напрягаясь, выпячивается, а при расслаблении - втягивается.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изобретение поясняется чертежами.

Фиг. 1 представляет общий вид конструкции «Пояса-датчика».

1 - датчик, 2 - репсовая лента, 3 - застежка, 4 - резиновый жгут, 5 - воздушная подушка, 6 - пластины.

Фиг. 2 представляет общий вид конструкции устройства «Датчика дыхания».

1 - датчик, 7 - измерительный блок, 8 - аналого-цифровой преобразователь, 9 - контроллер, 10 - микрофон, 11 - усилитель, 12 - экран, 13 - карта памяти, 14 - персональный компьютер, 15 - тон-генератор, 16 - громкоговоритель.

Фиг.3 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при спокойном диафрагмальном дыхании.

1' - звуковой сигнал; 2' - кривая спокойствия.

Фиг. 4 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при последовательном произнесении двух междометий облегчения «ОХ».

Т12 - фрагмент звучания "ох", Т23 - затухание, Т34 - фрагмент звучания "ох", Т45 - затухание.

Фиг. 5 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при произнесении фразы «Извините».

Т6 - "Из-"; Т7 - "-ви-"; Т8 - "-ни-"; Т9 - "-те".

Фиг. 6 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при произнесении фразы «Извините, пожалуйста».

Фиг. 7 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при произнесении фразы «Простите, пожалуйста, где метро?»

Т10 - "Прос-"; Т1112 - "-ти-те по-жа-луйс-та"; Т12 - "где"; Т1314 - "мет-ро".

Фиг. 8 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при произнесении фразы «Извините, пожалуйста, где метро Медведково?»

Фиг. 9 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при произнесении фразы «Простите, пожалуйста, где метро?» при обычной речи.

Фиг. 10 представляет кривую, отражающую кинетику движения ПБС при произнесении фразы «Я живу и работаю в Москве».

Для изучения физических характеристик междометий и далее речи с «нулевым заиканием» предлагается использовать датчик дыхания, который позволяет визуализировать движения передней брюшной стенки и соответственно диафрагмы пациента. При этом необходимо иметь в виду, что выпячивание передней брюшной стенки (ПБС) соответствует напряжению диафрагмы, а втягивание брюшной стенки соответствует ее расслаблению. Более подробно конструкция устройства представлена на фиг. 1 и 2. Устройство состоит из пояса с чувствительным элементом (фиг. 1) и измерительной схемы с монитором для наблюдения за кинетикой движения ПБС (фиг. 2).

Устройство позволяет визуально и аудиально следить за дыханием (как диафрагмальным, так и грудным) как в состоянии отдыха, так и во время речи. При этом возможно отслеживать движение передней брюшной стенки, а, следовательно, и диафрагмы во время дыхания, в том числе во время произнесения пациентом слов и предложений. Устройство представляет также возможность записывать звуковой сигнал и визуально определять временную корреляцию амплитуды звукового сигнала относительно кинетики движения передней брюшной стенки. При втягивании ПБС происходит опускание кривой на мониторе, а при выпячивании - ее подъем. Вся информация записывается на карте памяти и с помощью программного обеспечения ее можно воспроизвести и даже проводить количественный анализ временных соотношений.

Датчик дыхания (ДД) состоит из пояса с чувствительным элементом и измерительной системы с монитором.

Пояс имеет следующую конструкцию (см. фиг. 1):

Ремень изготовлен из репсовой ленты (2) шириной 40 мм с застежкой фастекс (3), что позволяет регулировать размер в широком диапазоне. В том месте, где установлен датчик на длине 120 мм лента ремня зашунтирована резиновым жгутом (4) длиной 100 мм.

Между резиновым жгутом и лентой пояса находится воздушная подушка (5). На ленте пояса и на воздушной подушке (напротив друг друга) прикреплены две пластмассовые пластины (6) размером 60×25×1 (мм3). В центре пластины, прикрепленной на ленте пояса, установлен чувствительный элемент датчика (1). Конструкция установки датчика представлена в увеличенном масштабе.

Принципиальная схема измерительной части представлена на фиг. 2 Она содержит датчик Д (1), который включен в измерительный блок ИБ (7), выходной сигнал которого после преобразования аналого-цифровым преобразователем АЦП1 (8) поступает на вход (а) контроллера (9). На вход (b) контроллера (9) поступает сигнал от микрофона M (10) после усиления усилителем У (11) и преобразования АЦП2 (8).

С выхода контроллера сигнал поступает на монитор (12) и одновременно записывается на карте памяти (13). Информация с карты памяти считывается с помощью персонального компьютера ПК (14). Таким образом, на мониторе 10 можно в режиме реального времени наблюдать как за амплитудой звукового сигнала (кривая 1'), так и за кинетикой движения брюшной стенки (кривая 2'), и проводить временную корреляцию между ними. Кроме этого, тон-генератор ТГ (15) с громкоговорителем (16) позволяет преобразовать сигнал от датчика в звуковой сигнал переменной тональности.

Для наблюдения кинетики движения ПБС пациент надевает пояс и регулирует его натяжение таким образом, чтобы картина на мониторе находилась в пределах экрана монитора.

Для повышения эффективности обучения и демонстрации эталонных записей имеется возможность подключить второй пояс для обучающего специалиста.

Процесс лечения заикания начинают с подготовительного этапа, предназначенного для восстановления естественного диафрагмального дыхания и обучения новому речевому выдоху с колебательным движением диафрагмы.

Для восстановления диафрагмального дыхания пациенту предлагают резко вдохнуть, сильно выпячивая ПБС, и далее плавно выдохнуть. После 5-6 повторов этого упражнения нужно посидеть спокойно, расслабить все тело, осматривая его мысленным взором и наблюдать за кинетикой движения ПБС на мониторе датчика дыхания или прикладывая ладонь к животу. Для автоматизации диафрагмального дыхания нужно повторять упражнение ежедневно (приблизительно 10 раз в день) в течение нескольких месяцев, пока не будет получена кривая, как на фиг. 3. Кривая на фиг. 3 имеет обозначение: «Кривая спокойствия». Уже через несколько дней пациент привыкает к диафрагмальному дыханию настолько, что можно перейти к обучению речевому выдоху с колебательным движением диафрагмы.

Обучение речевому выдоху с колебательным движением диафрагмы производится на фоне спокойного диафрагмального дыхания с отслеживанием его на мониторе датчика давления. При спокойном дыхании (фиг. 3) диафрагма с каждым вдохом напрягается, выпячивая ПБС, а с выдохом расслабляется, что соответствует втягиванию ПБС. В момент максимального напряжения диафрагмы или выпячивания ПБС, на мониторе ДД наблюдается верхняя точка подъема «Кривой спокойствия», а в момент расслабления диафрагмы при втягивании ПБС «Кривая спокойствия» достигает нижней точки. При этом нижняя и верхняя точки кривой переходят друг в друга плавно.

Когда приступают к обучению речевому выдоху с произнесением двух междометий «ОХ», пациенту предлагают в момент напряжения диафрагмы и соответственно максимальному выпячиванию ПБС, т.е. в момент наивысшего подъема кривой (точка Т1 на фиг. 4), резко втянуть ПБС, произнося первый «ОХ», что отражается резким падением кривой на мониторе (фрагмент Т12 фиг. 4) вплоть до точки Т2 фиг. 4, которая находится значительно ниже, чем нижняя точка кривой спокойствия на фиг. 3. Благодаря своей упругости диафрагма из-за резкого расслабления раскачивается и повторно выпячивается ПБС, при этом на мониторе наблюдается подъем кривой (фрагмент Т23 фиг. 4), и после достижения максимального значения (точка Т3 фиг. 4) ПБС вновь резко втягивают, произнося второе «ОХ», при этом на мониторе ДД наблюдают такое же глубокое падение кривой (фрагмент Т34 фиг. 4). Полученная на мониторе кривая названа эталонной кривой, поскольку она лежит в основе речи с «нулевым заиканием» и повторяется при произнесении любой фразы. И снова подъем кривой Т45.

После выработки речевого выдоха с колебательным движением диафрагмы, т.е после максимального приближения кинетики движения собственного ПБС к эталонной кривой, начинается поэтапное обучение речи с нулевым заиканием, начиная с коротких фраз, состоящих из трех до пяти слогов и постепенно, в течение 4-5 месяцев длина фразы доводится до нормальной. Процесс обучения речи с нулевым заиканием проходит по следующему алгоритму:

- Вначале пациенту предлагают произносить фразу мысленно, т.е. без звука, совмещая первый и акцентируемый слоги фразы, с резким втягиванием ПБС, а остальные слоги до и после акцентируемого слога - с плавным выпячиванием ПБС, контролируя процесс с помощью кривой на мониторе ДД, сохраняя общую мышечную релаксацию, не забывая о выразительности взгляда и естественной жестикуляции.

- После выработки достаточного навыка мысленной (беззвучной) речи с нулевым заиканием пациенту предлагают незначительно прибавить громкость звучания, сохраняя мышечную релаксацию всего тела.

- Постепенно пациент добивается нормального звучания на фоне полного мышечного расслабления тела. Время, которое требуется для этого, составляет две, три недели.

Контроль за правильностью речи с нулевым заиканием производится с максимальным приближением кинетики движения собственной ПБС во время произнесения фразы с эталонной кривой и ощущением полной мышечной релаксации всего тела. Важно отметить, что кинетика движения ПБС не зависит ни от количества слогов во фразе, т.е. от темпа речи, ни от самих слогов, как иллюстрируют фиг. 5-10, что существенно упрощает контроль за речью с «нулевым заиканием» и повышает надежность выработанного навыка.

Для более надежного закрепления в долговременной памяти речи с нулевым заиканием колебательное движение диафрагмы во время речевого выдоха «якорят» движениями пальцев рук. Это происходит следующим образом.

В положении сидя руки расслабленно лежат на бедрах, а в положении стоя они свободно висят по бокам. Ладони слегка согнуты, словно под ладонью находится компьютерная мышь. В момент первого втягивания ПБС первый палец резко, но очень кратковременно сгибается, с легким нажатием на поверхность бедра и затем медленно и плавно выпрямляется, ощутимо нажимая на поверхность бедра, синхронно с выпячиванием ПБС, а средний палец кратковременно, но ощутимо нажимает на бедро в момент второго втягивания ПБС.

Со временем от видимых движений пальцев пациент переходит к их идеомоторным движениям по способу, описанному в RU №2210395.

Практика показывает, что если в момент максимального напряжения диафрагмы при вдохе резко (практически мгновенно) расслабить ее, сохраняя мышечную релаксацию всего тела, и особенно мышц артикуляторов, то без проблем можно произнести любой слог, с любыми, даже особенно трудными для заикающихся людей, сочетаниями согласных звуков. Кроме этого, благодаря упругим свойствам диафрагма после резкого расслабления раскачивается, плавно возвращаясь в первоначальное напряженное положение, и, если в этот момент ее снова резко расслабить, то может прозвучать еще один слог по принципу междометия и опять благодаря своей упругости диафрагма вернется в свое первоначальное состояние.

Кроме того, во время возвращения диафрагмы в свое первоначальное напряженное состояние можно совершенно легко произносить любую последовательность до 9-10 слогов. Таким образом, если вместо плавного речевого выдоха (фиг. 9) сформировать новый речевой выдох, так называемый «выдох облегчения» с колебательным движением диафрагмы, сохраняя мышечную релаксацию всего тела, то заикающийся человек сможет спокойно озвучивать любые фразы, используя так называемую речь с «нулевым заиканием».

Пример конкретного воплощения

Пациент А.К., 1992 года рождения.

АНАМНЕЗ:

Пациентка рождена от вторых родов, без осложнений. У матери и у старшей сестры в анамнезе - заикание. С возрастом оно прошло. В данном случае можно говорить о том, что у А.К. заикание генетическое. Провоцирующей причиной возникновения заикания стал испуг (нападение собаки). В детстве пациентка наблюдалась у логопеда по поводу дислалии. При этом заикание было легким. В школьном возрасте заикание постоянно утяжелялось. До 9 лет лечилась у разных логопедов г. Надым, в 12 лет проходила курс лечения в г. Лиски у целителя Алексея Иванкина, в 15 лет лечилась в центре реабилитации речи Татьяны Соловьевой в г. Санкт-Петербурге. После окончания школы прошла курс терапии заикания в центре патологии речи и нейрореабилитации в Москве. В нашу клинику пациентка обратилась в 25 лет по поводу резкого усиления заикания, вплоть до полной невозможности произнесения фраз.

Диагноз при поступлении: заикание тяжелое, неврозоподобное, вокальное, тоно-клоническое, выраженная логофобия.

Терапия состояла из основного курса терапии в течение 11 дней по 8 часов ежедневно, и 8 микрокурсов по 4 дня каждый (по 8 часов ежедневно) в течение 6 месяцев.

Основной курс начинается с видеосъемки первой речи. После теоретической обзорной лекции, разъясняющей, что такое заикание и представляющей разработанную стратегию терапии заикания, объявляется режим «условного молчания» на 6-7 дней, при котором полностью исключается спонтанное вербальное общение. Вся необходимая информация передается с помощью записок или SMS-сообщений.

В течение первых 2-3 дней основного курса восстанавливалось диафрагмальное дыхание, после чего началось обучение речевому выдоху с колебательным движением диафрагмы (ПБС) по принципу произнесения двух междометий «ОХ». А.К. параллельно обучалась технике расслабления мышц тела различными способами:

а) перенапрягая отдельные мышцы (ноги, руки, живот, плечи, челюсть), а затем резко сбрасывая напряжение и запоминая ощущения расслабления,

б) осматривая тело мысленным взором, как лучиком фонарика,

в) используя обратный счет со 100 до 1 и т.п.

После выработки определенного навыка речевого выдоха с колебательным движением диафрагмы училась озвучивать короткие фразы, совмещая первый слог фразы с первым втягиванием ПБС, слоги до акцента (если они есть) - с первым плавным выпячиванием ПБС, акцентируемый слог с его вторым втягиванием и остальные слоги после акцента с плавным возвращением в первоначальное состояние.

Одновременно с этим пациентка обучалась синхронизировать колебательное движение ПБС с движением пальцев рук.

Уже на третий день основного курса А.К. подавала записку прохожим как немая, озвучивала отдельные слоги, используя новый речевой выдох. Второй запиской она объясняла, что лечится от заикания.

Начиная с 4-5 дня, А.К. могла уже без записки самостоятельно останавливать прохожих словами: «извините», «подскажите» и задавать простой вопрос, типа «где Сбербанк?», «где парикмахерская?»

Далее она могла без заикания делать покупки в магазине, используя очень короткие фразы, состоящие из не более 3-5 слогов.

На девятый день основного курса А.К. выступала с коротким рассказом в школе перед учениками,

В период между микрокурсами она занималась самостоятельно под контролем специалиста, регулярно отсылая аудиозаписи своей речи.

После пяти микрокурсов (после пяти месяцев занятий) речь А.К. практически не уступала обычной речи не заикающихся людей ни по темпу, ни по ее интонационной окраске. Во время терапии А.К. многократно выступала в школах с короткими сообщениями.

Во время последних трех микрокурсов (после четырех месяцев лечения) А.К. перешла от видимых движений пальцев, которые «якорили» навык нового речевого выдоха, к их невидимым, идеомоторным движениям. Переход к идеомоторным движениям проходил по алгоритму, представленному в патенте РФ 2210395:

- нажатие третьего пальца заменила подходящим жестом;

- движение первого пальца существенно сократила, превращая в легкое нажатие на бедро, синхронно втягивая ПБС и сохраняя ощущение плавного разгибания пальца, связанной с мягким, комфортным звучанием;

- заменила нажатие пальца на бедро легким сгибанием первого пальца в любом положении руки, сохраняя ощущения плавного разгибания пальца, связанной с мягким, комфортным звучанием.

В течение первого года от начала лечения А.К. успешно защитила дипломный проект и поступила в аспирантуру на бюджетной основе.

Похожие патенты RU2616993C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2001
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
RU2210395C2
Способ устранения заикания с помощью искусственной речи 2020
  • Седельников Сергей Романович
RU2762060C1
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики 2018
  • Шутова Наталья Геннадьевна
RU2721301C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Вовк О.Н.
  • Бурмистров А.С.
RU2128944C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 2000
  • Сметанкин А.А.
  • Бурмистров А.С.
  • Вовк О.Н.
RU2162313C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2011
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2450835C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2013
  • Мушкатина Валентина Николаевна
RU2556559C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ 2012
  • Сидоров Александр Михайлович
  • Сидорова Маргарита Михайловна
  • Сидоров Сергей Александрович
  • Обухов Андрей Александрович
RU2497555C1
Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых 2019
  • Шутова Наталья Геннадьевна
RU2735057C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760196C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 616 993 C1

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Изобретение относится к медицине, психоневрологии, логопедии. На фоне диафрагмального дыхания и общего расслабления тела пациент с заиканием формирует речевой выдох с колебательным движением диафрагмы с записью его кинетики в виде эталонной кривой. Для этого он последовательно произносит два выражающих облегчение междометия «ОХ» в момент резкого и глубокого втягивания передней брюшной стенки (ПБС), что соответствует резкому расслаблению диафрагмы, и двух плавных выпячиваний ПБС, что соответствует плавным возвращениям диафрагмы в прежнее положение. При этом кинетику выдоха визуализируют с помощью датчика дыхания на визуальный носитель в виде кривой, где ее падения отражают резкие расслабления диафрагмы, а подъемы - плавные возвращения диафрагмы в прежнее положение при выпячивании ПБС. Далее переходят к обучению пациента произношению коротких фраз сначала беззвучно. Постепенно подключают голос и увеличивают длину фразы, достигая в итоге нормального темпа речи за счет увеличения количества слогов во фразе. При этом первый и акцентируемый слоги фразы произносят при резком и глубоком втягивании ПБС, а последовательности всех слогов до и после акцента произносят во время плавного выпячивания брюшной стенки на фоне общего расслабления тела таким образом, чтобы кинетику собственного речевого выдоха пациента максимально приблизить к эталонной кривой. Для якорения нового навыка произнесения фразы с помощью волнообразного движения диафрагмы при речевом выдохе пациент резко сгибает первый палец синхронно с первым втягиванием ПБС с легким нажатием на бедро. Затем плавно разгибает его во время выпячивания ПБС, заметно нажимая на бедро, и нажимает средним пальцем на бедро, отмечая второе втягивание ПБС. Способ полностью устраняет спазматические задержки при заикании, при полном сохранении интонационной окраски фразы, за счет обучения речи с «нулевым заиканием», в которой вместо плавного удлиненного речевого выдоха формируют новый выход – «выдох облегчения», с колебательным движением диафрагмы, при сохранении мышечной релаксации всего тела. 1 з.п. ф-лы, 10 ил., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 616 993 C1

1. Способ лечения заикания, заключающийся в том, что на фоне диафрагмального дыхания и общего расслабления тела пациент формирует речевой выдох с колебательным движением диафрагмы с записью его кинетики в виде эталонной кривой, для чего последовательно произносит два выражающих облегчение междометия «ОХ» в момент резкого и глубокого втягивания передней брюшной стенки (ПБС), что соответствует резкому расслаблению диафрагмы, и двух плавных выпячиваний ПБС, что соответствует плавным возвращениям диафрагмы в прежнее положение, при этом кинетику выдоха визуализируют с помощью датчика дыхания на визуальный носитель в виде кривой, где ее падения отражают резкие расслабления диафрагмы, а подъемы - плавные возвращения диафрагмы в прежнее положение при выпячивании ПБС;

далее переходят к обучению пациента произношению коротких фраз сначала беззвучно, постепенно подключая голос и увеличивая длину фразы, достигая в итоге нормального темпа речи за счет увеличения количества слогов во фразе, при котором первый и акцентируемый слоги фразы произносят при резком и глубоком втягивании ПБС, а последовательности всех слогов до и после акцента произносят во время плавного выпячивания брюшной стенки на фоне общего расслабления тела, таким образом, чтобы кинетику собственного речевого выдоха пациента максимально приблизить к эталонной кривой,

а для якорения нового навыка произнесения фразы с помощью волнообразного движения диафрагмы при речевом выдохе пациент резко сгибает первый палец синхронно с первым втягиванием ПБС с легким нажатием на бедро, затем плавно разгибает его во время выпячивания ПБС, заметно нажимая на бедро, и нажимает средним пальцем на бедро, отмечая второе втягивание ПБС.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предварительно устанавливают у пациента тип дыхания и в случае грудного дыхания путем тренировок устанавливают диафрагмальное дыхание.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2616993C1

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2001
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
RU2210395C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ТЕХНИКЕ 2008
  • Ярцева Наталья Николаевна
RU2380760C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2013
  • Мушкатина Валентина Николаевна
RU2556559C1
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАИКАНИЯ 2001
  • Иванкин П.А.
  • Иванкин П.П.
  • Иванкина Н.П.
RU2199352C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ЗАИКАНИЯ, ЛОГОНЕВРОЗОВ И НЕСТАБИЛЬНОЙ РАБОТЫ НЕРВНЫХ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ 2004
  • Блудов А.А.
RU2254835C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 2000
  • Сметанкин А.А.
  • Бурмистров А.С.
  • Вовк О.Н.
RU2162313C1
JP 6339493 А, 13.12.1994, реф
СПОСОБ ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИБОРА НОЧНОГО ВИДЕНИЯ 2001
  • Медведев А.В.
  • Гринкевич А.В.
RU2233506C2
Белякова Л.И., Дьякова Е.А
Заикание
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия", М., В
Секачев, 1998, 304 с.

RU 2 616 993 C1

Авторы

Арутюнян Лилия Зиновьевна

Арутюнян Мигран Арутюнович

Даты

2017-04-19Публикация

2016-04-15Подача